Определение месторасположения склада
Для решения одной из фундаментальных логистических задач-определения месторасположения распределительного склада в регионе необходимо знать:
· месторасположение (координаты xi, yi) фирм-производителей и потребителей (клиентов) данной продукции;
· объемы поставок продукции (Qi);
· маршруты доставки (характеристику транспортной сети);
· затраты (или тарифы) на транспортные услуги (Ti).
В зависимости от выбранного критерия оптимизации и учета расстояний между поставщиками, потребителями и складом рассматриваются следующие типовые случаи.
Первый вариант [25 и др.]. Месторасположение распределительного склада определяется в виде координат центра тяжести грузовых потоков по формулам:
, ( 8.1)
, (8.2)
где: Ax, Ay- координаты распределительного склада, км;
Qi- объем (вес) груза, т;
xi yi- соответственно расстояние от начала осей координат до расположения поставщика или клиента, км.
Второй вариант [20]. Месторасположение склада определяется как «центр равновесной системы транспортных затрат». Расчет координат склада производится по формулам:
, ( 8.3)
, (8.4)
где Ti- транспортный тариф для i-го поставщика или потребителя (клиента), руб.\т.км.
Суммирование в формулах (8.1) - (8.4) производится от i = 1 до m, где m- общее количество поставщиков и потребителей.
Очевидно, что при Ti =const., формулы (8.1), (8.2) и (8.3), (8.4) совпадают.
С другой стороны, транспортные тарифы Ti в формуле (8.3), (8.4) играют роль весовых коэффициентов, которые могут принимать различные значения и , следовательно, расширяют возможности учета различных факторов по сравнению с формулами (8.1), (8.2). Однако, не следует забывать, что тарифы функционально связаны с грузооборотом (т.км) и объемом перевозок (т), поэтому их упрощенный учет в расчетных зависимостях требует дополнительного обоснования, либо введения более сложных зависимостей.
Рассмотрим пример расчета координат склада по первому и второму вариантам. Исходные данные о координатах расположения поставщиков Пi и клиентов Кi приведены в табл.8.1; также представлены вспомогательные расчеты. При подстановке значений в формулы (8.1),(8.2) находим
Аx = км,
Ay = км.
Второй вариант расчета, формулы (8.3), (8.4) дает
Аx = км,
Ay = км.
Приведенные на рис.8.1 местоположение складов показывают, что в данном конкретном случае их координаты различаются незначительно.
Таблица 8.1
Определение координат склада
Исходные данные | По формулам (8.1), (8.2) | По формулам (8.3), (8.4) | ||||||
xi | yi | Ti | Qi | xiQi | yiQi | TixiQi | TiQi | TiyiQi |
0,8 | ||||||||
0,5 | ||||||||
0,6 | ||||||||
Суммы |
Рис.8.1 Расположение поставщиков П, клиентов К и складов: С1 - первый вариант; С2 - второй вариант.
Третий вариант [23, 28]. Координаты склада определяются исходя из условия, что сумма расстояний от данных точек m с учетом спроса Qi до точки (x,y)- координат склада- была минимальной. Целевая функция записывается в виде:
(8.5)
где ai, bi- координаты i-го поставщика или потребителя.
Принципиальное отличие третьего варианта заключается в том, что, во-первых, он сформулирован как классическая оптимизационная задача, во-вторых, расстояние между складом и другими объектами определяется как «гипотенуза», тогда как в задачах первом и втором вариантах рассматриваются расстояния по осям X и Y.
Для нахождения координат склада используется аналитический метод, согласно которому на первом этапе определяется система из 2-х уравнений в виде частных производных функций P (x,y).
; (8.6)
Поскольку решение данной системы затруднено, на втором этапе используется итерационный метод. Так первое приближение для x(1) рассчитывается по формуле:
(8.7)
Входящее в формулу определяется из уравнения
(8.8)
На третьем этапе значения x(1) подставляется во второе уравнение системы (8.6) для частной производной по Y и находится первое приближение для y(1). Затем y(1) подставляется в уравнение для частной производной по X и находится второе приближение x(2) и т.д. до тех пор, пока разница итераций P(k) (x,y) и P(k+1) (x,y) не станет меньше достаточно малого положительного числа E.
Однако, попытка использовать описанный итерационный метод решения наталкивается на такие же трудности, как и аналитическое решение системы (8.6). Это нетрудно показать на следующем примере. Запишем в явном в виде первое уравнение системы (8.9).
(8.9)
Допустим, что m=2, ax(1) рассчитано по формуле (8.7)
Тогда, для нахождения y(1) надо решить уравнение:
(8.10)
После преобразований получим кубическое уравнение для определения y(1): очевидно, что с увеличением m расчетные формулы усложняются, следовательно, использование итерационного подхода не упрощает поиск координат склада.
Рассмотрим подход, основанный на непосредственном поиске минимума функции (8.5). Исходные данные для расчетов приведена в табл.8.1.
Для примера рассчитаем величину транспортной работы при перевозках от производителей на склад и со склада клиентам, выбрав в качестве координат склада следующие значения:
x1=250 км, y1 = 425 км. Тогда по формуле (8.5) для первого поставщика (а1 = 300 км, в1 = 575 км) находим:
т.км.
Результаты расчетов Р(x1, y1) для всех поставщиков и клиентов приведены в табл. 8.2: Р(x1, y1)≈342 тыс.км
Таблица 8.2
Определение транспортной работы при координатах склада
х1 = 250 км, у1 = 425 км
Qi, Т | Координаты, км | км | QiRi, т.км. | |
ai | bi | |||
Сумма |
Расчеты были выполнены в виде трех блоков. В первый блок вошли расчеты для пяти точек (рис.8.2), координаты которых и результаты расчетов приведены в табл. 8.3.
Анализ результатов позволил выявить направление поиска координат склада (второй блок, три точки), изменив его вдоль координаты х = 300 км. Наконец, минимальное значение транспортной работы оказалось равным Р = 329950 т.км. (при принятом в расчетах шаге ∆ = 25 км), что соответствует координатам склада: х = 300 км; у = 500 км.
Рис.8.2 Графическая интерпретация поиска минимума функции P (x, y): 342(1) – транспортная работа в тыс.км (номер варианта расчета в табл.8.3)
Таблица 8.3
Определение координат склада (численный метод)
Расчетный блок | Вариант | Координаты склада | Р (х, у), т.км | |
х | у | |||
I | ||||
3* | ||||
II | ||||
III | 9** | |||
Примечания: * вариант, соответствующий координатам «центра тяжести»; ** минимальное значение Р (х, у) из приведенных в таблице. |
Следует подчеркнуть, что разница значений Р (х, у) между 6 и 7 вариантами составляет 0,46%, а между 9 и 7 – 0,1%. С одной стороны это затрудняет поиск минимума функции Р(х, у), с другой стороны говорит о том, что минимум Р(х, у) при заданном выражении целевой функции соответствует область значений, незначительно отличающихся друг от друга. Таким образом, с небольшой погрешностью координаты склада могут быть выбраны внутри этой области, что позволяет учесть всевозможные и часто противоречивые ограничения: административные, правовые и т.п.
Заметим, что для поиска минимума Р(х, у) можно воспользоваться ускоренным алгоритмом, суть которого сводится к итерационному процессу расчета координат склада по формулам:
, (8.11)
, (8.12)
где
(8.13)
Вывод зависимостей (8.11), (8.12) покажем на примере первой из них. За основу берутся частные производные dP(x, y)/dx и dP(x, y)/dy, см. формулу (8.6). После суммирования, находим
Решая уравнение относительно Х, получим формулу, представляющую собой итерационное выражение
(8.14)
Таблица 8.4
Определение координат склада (первая итерация ускоренного алгоритма)
Qi | ai | bi | (ai-300)2 | (bi-425)2 | Ri | Qi/Ri | Qiai/Ri | Qibi/Ri |
0,895 | 515,9 | |||||||
3,333 | 999,9 | 1666,5 | ||||||
305,2 | 0,491 | 270,3 | 294,6 | |||||
0,448 | 67,2 | 56,0 | ||||||
127,5 | 0,588 | 161,8 | 176,4 | |||||
180,3 | 0,693 | 277,3 | 190,6 | |||||
385,6 | 0,262 | 131,0 | 26,2 | |||||
0,461 | 276,6 | 253,5 | ||||||
Суммы | 7,171 | 2184,1 | 3179,9 |
Расчет начинается с первого шага при и , определяемых по формулам (8.1), (8.2) для координат «центра тяжести»
При подстановке х0 = 300 км, у0 = 425 км по формулам (8.11), (8.12), рассчитываем значения сумм (табл.8.4) и находим первое приближение:
= 303 км; = =440 км
Второе приближение для координат склада:
= 305 км; = 460 км
Транспортная работа для второй итерации:
Р( , ) = 330 900 т.км.
В заключение сопоставим варианты расчетов координат склада при использовании различных подходов, табл.8.5
Транспортная работа рассчитывалась по формуле (8.5), исходные данные для расчета приведены в табл. 8.1.
Таблица 8.5