Анализ структуры организации
Анализ кадрового потенциала
Анализируется обеспеченность предприятия необходимыми кадрами, уровень квалификации сотрудников, в том числе и управленческого персонала, уровень опытности кадров, приверженность работников организации, уровень их дисциплинированности.
• Управленческий персонал; • Мораль и квалификация сотрудников; • Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли; • Кадровая политика; • Использование стимулов для мотивирования выполнения работы; • Возможность контролировать циклы найма рабочей силы; • Текучесть кадров и прогулы; • Особая квалификация сотрудников; • Опыт
• Какой стиль управления использует высшее руководство; • Что является доминантой в системе ценностей высшего руководства; • Как долго высшие руководители находятся на своих позициях и как долго они собираются оставаться в организации; • Насколько квалификация менеджеров среднего уровня позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимися к календарному графику действий, снижению издержек и повышению качества; • Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам; • Каково в общем расположение работников и каковы мотивы их работы в организации; • Какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля
Анализ структуры организации
Проводится типологическое исследование связей, соединений, структурных блоков и подсистем, конфигурации структуры организации. Определяется насколько соответствует существующая структура организации тем функциям, которые она реализует, и тем задачам, которые она решает. Важнейшее значение при анализе внутренней среды организации имеет оценка уровня централизации / децентрализации управления.
Объективная оценка уровня централизации / децентрализации может быть дана на основе единого критерия, отражающего распределение полномочий между управляющим центром и подразделениями по важнейшим сферам принятия управленческих решений, связанных с функционированием подразделений. В числе таких сфер могут быть выделены:
1) движение кадров,
2) оценка персонала,
3) оплата труда,
4) структура подразделения,
5) организация труда,
6) техника и технология производства,
7) оперативное планирование.
Каждая сфера включает в себя целую совокупность значимых для организации направлений принятия управленческих решений.
Для оценки уровня централизации / децентрализации управления по каждому из направлений принятия управленческих решений может использоваться специальная шкала, количественные оценки которой находятся в однозначном соответствии с определенными качественными характеристиками распределения полномочий между администрацией организации и подразделениями. Также как и при экспертной оценке организационной культуры может быть принят пятиуровневый диапазон оценки: от –2 (высшая степень централизации) до +2 (высшая степень децентрализации). Пример шкалы оценки уровня централизации / децентрализации управления приведен в таблице 1.
Таблица 1
Шкала оценки уровня централизации / децентрализации