Ценообразование на олигопольном рынке
2-я фирма 1-я фирма | Цена товара равна 3 д.е. | Цена товара равна 5 д.е. |
Цена товара равна 3 д.е. | Прибыль 15 тыс. д.е. Прибыль 15 тыс. д.е. | Прибыль 10 тыс. д.е. Прибыль 20 тыс. д.е. |
Цена товара равна 5 д.е. | Прибыль 20 тыс. д.е. Прибыль 10 тыс. д.е. | Прибыль 20 тыс. д.е. Прибыль 20 тыс. д.е. |
У фирм есть возможность выбора своей ценовой политики. Если первая фирма назначит цену в 3 д.е., то она будет ждать от второй фирмы или установления такой же цены (и тогда прибыль обеих фирм будет одинакова - по 15 тыс. д.е.), или же увеличения цены до 5 д.е. (и тогда за счет покупателей второй фирмы, ориентирующихся на более дешевый товар первой фирмы, та увеличит объемы своей прибыли до 20 тыс. против 10 тыс. прибыли первой фирмы). Если же первая фирма решит увеличить цены до 5 д.е. единиц, то она будет ожидать или такого же повышения цены со стороны второй фирмы (при этом их прибыль составит одинаковую сумму - по 20 тыс. ед.), или же уменьшения цены второй фирмой до 3 д.е. (и тогда первая фирма будет иметь прибыль в 10 тыс. д.е., в то время как первая фирма - 20 тыс. д.е.). Таким образом, фирма должна просчитать различные реакции на свои действия со стороны конкурента и выбрать наиболее оптимальный и вероятный вариант. При отсутствии сговора такой выбор достаточно сложно сделать. Ожидая, что вторая фирма последует примеру и повысит цены до 5 д.е., первая фирма может оказаться в проигрыше по объемам прибыли и потерять свою долю на рынке. В нашем случае, т.е. при отсутствии сговора, оптимальным будет вариант с общей ценой в 3 д.е. и объемом прибыли в 15 тыс. д.е. Если же сговор присутствует, тогда оптимальным вариантом будет совместное повышение цены до 5 д.е. и получение прибыли по 20 тыс. д.е.
2. Однородная или дифференцированная продукция. Для рынка олигополии тип продукта не имеет того определяющего значения, как для рынков свободной и монополистической конкуренции, поскольку немногочисленность фирм в отрасли и их взаимное влияние в большей степени воздействуют на ценовую и производственную политику предприятий, чем перекрестная эластичность спроса.
3. Барьеры вступления в отрасльдля олигопольного рынка следующие:
- эффект масштаба (прибыльность производства достижима только при больших объемах выпуска, поэтому фирма-новичок с незначительными объемами производства обречена на убытки);
- патенты, расходы на рекламу, контроль над стратегическим сырьем;
- противодействие со стороны крупных фирм (при тайном сговоре возможно проведение политики снижения цен или заключения эксклюзивных контрактов с поставщиками сырья, в результате чего фирма-новичок не сможет начать производство и сделать его прибыльным).
Олигополии, проводящие самостоятельную ценовую и производственную политику, не вступающие в сговор друг с другом, называются некооперированными. Поведение таких олигополий при изменении ситуации на рынке может заключаться как в изменении объемов производства, так и в изменении отпускных цен на продукцию.
Некооперированные количественные олигополии реагируют на изменение конъюнктуры и поведение конкурентов только изменением количества продукции. Описывается поведение таких олигополий с помощью трех основных моделей: А.Курно, Э.Чемберлина и Г.Штакельберга. По сути, все они основаны на модели Курно и определяют равновесное состояние двух конкурирующих олигопольных фирм.
Модель Курно описывает взаимодействие двух фирм (дуополия), которые принимают решения самостоятельно, независимо и одновременно, имеют идентичные функции спроса и считают объемы производства другой фирмы постоянными (см. рис. 5.16).
Допустим, что первая фирма принимает решение о приостановке производства (Q1=0). Тогда рыночный спрос полностью обеспечивается выпуском второй фирмы (Q2=D2). Если же первая фирма начнет выпуск продукции, то вторая будет выпускать продукцию равную Q2=D2 - Q1, т.е. выпуск второй фирмы будет равняться разнице между отраслевым спросом и объемом производства первой фирмы. При объеме производства первой фирмы, равном всему отраслевому спросу (Q1=D1), производство второй фирмы будет равно нулю. В результате получится линия Q2(Q1) - линия (кривая) реакции второй фирмы на выпуск первой фирмы. Аналогично строится и линия (кривая) реакции первой фирмы на объемы производства второй фирмы Q1(Q2). В точке пересечения этих линий (точка А) наблюдается равновесие выпуска двух фирм: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, при этом ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.
Модель Чемберлина вводит поправки в модель Курно: предполагается, что фирмы делают выводы из опыта изменения объемов производства. Без сговора они приходят к объемам производства, максимизирующих прибыль при максимально возможных ценах. Первоначально события развиваются также, как в модели Курно. Первая фирма определяет свой объем производства Q1, позволяющий максимизировать прибыль (см. рис.5.17), ему соответствует определенная цена Р1. Вторая фирма предполагает, что первая фирма уже не изменит свой объем производства, и определяет свой оптимальный объем производства и цену в точке В, ориентируясь на остаточный спрос (линия спроса ниже точки А). При этом отраслевой выпуск составляет Q2, а цены складываются в районе Р2. И вот здесь первая фирма понимает, что выпуск соперника зависит от ее собственного решения. Поэтому первая фирма сокращает объемы своего производства на величину выпуска второй фирмы, производя тем самым уже не Q1, а Q3, В итоге отраслевой выпуск составляет уже не Q2, а Q1. В результате цены поднимутся с Р2 до Р1 и прибыль обеих фирм увеличится. Таким образом, без всякого сговора устанавливается максимально возможная цена и получается максимальная прибыль.
Модель Штакельберга (модель асимметричной дуополии) предполагает, что дуополисты могут придерживаться разных типов поведения:
1. Первая фирма - лидер, вторая - последователь
2. Первая фирма - последователь, вторая - лидер
3. Обе фирмы - последователи
4. Обе фирмы - лидеры.
Для первых трех случаев модели Курно и Чемберлина вполне применимы, но в ситуации лидерства обеих фирм определить равновесное состояние невозможно. Взаимодействие двух лидеров неизбежно ведет к ценовой войне, выход из которой возможен только через сговор или определение одного лидера.
Некооперированные ценовые олигополии реагируют на рыночную конъюнктуру изменением цен. При этом рассматриваются 4 модели: ломанной кривой спроса, ценообразования посредством наценки, модель Бертрана и модель Эджуорта.
Модель ломанной кривой спроса возникает при несогласованном изменении цен у фирм (см. рис. 5.18). Если одна фирма повышает цену выше Р1, то другие, скорее всего, этого не сделают, чтобы не потерять свою долю рынка. В результате, фирма, повысившая цену, получает снижение спроса на свою продукцию (отрезок АВ ломанной кривой спроса D), - покупатели уходят от нее к конкурентам, сокращая тем самым объемы прибыли фирмы. При понижении цены ниже Р1 вероятность того, что за фирмой последуют другие предприятия отрасли высока, поэтому объемы продаж данной фирмы возрастут незначительно, т.е. при понижении цены спрос изменится меньше, чем ожидалось (отрезок ВС). В результате, фирма теряет прибыль как при повышении цен, так и при их понижении. Кроме того, предельный доход фирмы при ломанной кривой спроса имеет разрыв (отрезок КТ), не давая возможности определить при данном объеме производства Q1 оптимальные издержки и цены. Все это создает предпочтение у фирмы-олигополиста к удержанию цены на прежнем уровне.
Если же возобладала тенденция к снижению цен, то вероятно возникновение ценовой войны, которая ограничивается достижением равенства цены и предельных издержек фирмы.
Модель ценообразования посредством наценки (модель издержки плюс) предполагает, что фирма назначает цену, ориентируясь на свои средние общие издержки и добавляя определенный процент наценки.
Поскольку издержки меняются с изменением объемов производства, то фирма будет ориентироваться на объем производства с 70-80% загрузкой мощностей, что позволит ей, с одной стороны, реализовать эффект масштаба (достичь прибыльных объемов производства), а с другой - увеличить объемы производства при росте спроса на рынке. При определении наценки фирма в качестве нижней границы будет рассматривать ссудный процент (поскольку при меньшей норме прибыли выгоднее вложить деньги в банк, а не вести производство), а в качестве верхней границы - среднюю норму капиталоотдачи (во избежание прихода на рынок новых фирм, привлеченных высокой нормой прибыли).
Модель Бертрана предполагает, что фирмы назначают цены независимо друг от друга и соответствующим образом реагируют на ценовую политику конкурента. Допустим, первая фирма определяет свою ценовую политику, исходя из цен второй фирмы (см. рис. 5.19). При этом в пространстве цен первой фирмы Р1 и второй фирмы Р2 строится множество изопрофит(П1, П2,,П3 )- кривых равной прибыли дуополиста, представляющих собой множество точек в пространстве цен, соответствующих комбинациям цен Р1 и Р2, обеспечивающих этому дуополисту одну и ту же сумму прибыли. Чем выше расположена изопрофита, тем больший объем прибыли она представляет. Для каждой изопрофиты существует одна единственная оптимальная точка Е, которая устанавливает равновесие цен двух фирм. По этим равновесным точкам различных изопрофит (различных объемов прибыли) первой фирмы выстраивается кривая реагированияпервой фирмы на изменения цен со стороны второй фирмы - R1(P2). Аналогично выстраивается кривая реагирования R2(P1) второй фирмы в зависимости от изменения цен первой фирмы (см. рис.5.20).
|
Пересечение кривых реагирования двух фирм в точке А определяет равновесные цены для этих фирм, т.е. цены, изменять которые не будет ни первая, ни вторая фирмы (см. рис.5.21).
Модель Эджуорта основана на модели Бертрана и вводит ограничение на величину производственной мощности для фирм. В этом случае одна фирма не может покрыть весь спрос отрасли и при снижении ею цен полной победы над конкурентом не происходит, - какая-то часть покупателей вынуждена обращаться к товару второй фирмы, пусть даже и по более высокой цене. В результате возникает колебание цен на рынке, вяло текущая ценовая война, приводящая к постепенному снижению прибыли обеих фирм. Таким образом, при ограниченных мощностях предприятий разумнее бороться за рынок не через снижение цен, а посредством неценовой конкуренции.
В целом, для ценового поведения олигополии характерна негибкость цен из-за неопределенности отраслевого спроса и риска потерять место на рынке, а ценовая политика имеет тенденцию к согласованию.
Кооперированные олигополии появляются при согласованном поведении фирм на олигопольном рынке.
Мягкий вариант соглашения - лидерство в ценах, при котором достигается молчаливое тайное соглашение, координирующее поведение фирм на олигопольном рынке. Лидером в изменении цен выступает наиболее крупное и эффективное предприятие в отрасли, все остальные фирмы следуют за ним.
Изменение цен происходит редко, только с резким изменением условий и издержек производства. Ценовой лидер заранее оповещает об изменении цен, при этом он не назначает максимально возможной цены, стремясь сохранить эффект масштаба в качестве барьера для входа в отрасль, так как слишком высокая цена может сделать выгодным и маленькие объемы производства.
При картельном соглашении олигопольный рынок становится монопольным и процессы ценообразования и определения объемов производства на нем полностью совпадают с правилами, действующими на рынке чистой монополии. Основная проблема картелей заключается в оппортунистическом поведении отдельных его членов. Ярким примером могут послужить страны ОПЕК: договариваясь об ограничении добычи нефти для повышения цен, каждый участник стремится нарушить квоты и продать как можно больше продукции по сложившейся высокой цене. Можно утверждать, что чем выше будет цена, тем больше стремление у участников картеля нарушить уговор. Более надежной формой картельных соглашений выступает договор о размежевании рынков сбыта, при котором каждому участнику определяется некоторая доля (или территория) рынка, соответствующая его производственным мощностям.
В современной экономике картельные соглашения распространены незначительно, поскольку, с одной стороны, являются законодательно запрещенными, с другой - приводят к столкновению интересов фирм-участников.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Тесты:
1. Какие признаки типичны для рынка совершенной конкуренции:
а) отсутствие барьеров для создания новых производств;
б) разнообразие продукции, предлагаемой к продаже;
в) информированность покупателей о ситуации, складывающейся на рынке;
г) значительные инвестиции в создание новых продуктов.
2. Если фирма, действующая на рынке совершенной конкуренции, увеличит предложение своей продукции то это:
а) повлечет за собой снижение цены этого продукта на рынке;
б) увеличит предложение этого продукта и снизит на него цену;
в) не окажет никакого влияния на рыночную цену этого продукта.
3. В условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы совпадает с:
а) кривой общей выручки;
б) кривой предельных затрат;
в) кривой предельной и средней выручки.
4. Какие из указанных товарных рынков с некоторыми оговорками можно отнести к рынкам совершенной конкуренции:
а) производство верхней женской одежды;
б) рынок сельскохозяйственной продукции не прошедшей первичную переработку;
в) нефтехимическое производство;
г) товарная биржа.
5. Что из ниже перечисленного типично для рынков монополистической конкуренции?
а) фирмы обладают неограниченной рыночной властью;
б) спрос на продукцию совершенно неэластичен в зависимости от цены;
в) монопольная власть базируется на внедрении инноваций и создании новых товаров и услуг;
г) фирмы обладают неограниченным контролем над ценой;
е) верно все вышеперечисленное.
6. В условиях монополии:
а) предельный доход равен цене;
б) предельный доход меньше цены;
в) предельный доход больше цены.
7. Фирма монополист максимизирует прибыль, руководствуясь критерием:
а) равенства предельного дохода предельным издержкам;
б) равенства предельного дохода средним издержкам;
в) равенства предельного дохода цене.
8. Олигополия типична для таких сфер производства как:
а) производство обуви;
б) нефтехимия;
в) автомобилестроение;
г) коммунальное хозяйство.
9. К сфере естественной монополии относятся:
а) поставки электроэнергии по магистральным сетям;
б) услуги крупных аэропортов;
в) поставки нефти по трубопроводам;
г) добыча нефти.
10. Книжный рынок является примером:
а) совершенной конкуренции;
б) монополистической конкуренции;
в) олигополии;
г) чистой монополии.
Ответы на тесты
1- а, в; 2-в; 3-в; 4- б, г; 5-в,г; 6-б; 7-а; 8-б,в; 9 - а,б,в; 10 -б.
Задачи:
1. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих затрат от выпуска продукции представлена в таблице. Какой объем производства будет оптимальным для фирмы при цене 450 рублей.
Q, штук | P, AC | |||
Решение:
Q, штук | AC | MC | MR (предельная отдача) | MR (предельная прибыль) |
- | - | |||
-5- | ||||
-150 | ||||
Ответ: Q= 400 штук.
2. Цена на продукцию фирмы, действующей на конкурентном рынке 10 руб. Затраты на производство всей партии товара 30000 рублей. При каком размере партии фирма будет получать нормальную прибыль? Поясните ответ.
Решение:
TC=AC*Q
P=AC
Q=TC:AC=30000:10=3000
Ответ: Q=3000.
3. Функция издержек фирмы, работающей на конкурентном рынке, описывается уравнением TC=Q2+2Q+10. При какой рыночной цене фирма будет получать нормальную прибыль?
Решение:
Компания получает нормальную прибыль при P=AC. Для краткосрочного периода на конкурентном рынке выполняется равенство P=MC, а для долгосрочного P=minAC=MC. Необходимо найти MC(Q)=2Q+2 и AC(Q)=Q+2+16/Q.
2Q+2=Q+2+16/Q
Q=4
MC=P=2х4+2=10
Ответ: P=10.
4. Известны следующие данные об объеме производства и переменных издержках фирмы:
Q, штук | TR | VC | |||
а) определите объем продаж фирмы, и цену, которая будет ей выбрана.
б) объясните на каком рынке (совершенной или несовершенной конкуренции) действует фирма, и проиллюстрируйте ответ графически.
Решение:
На основе данных таблица определяются предельная выручка и предельные затраты:
Q, штук | TR | VC | MR | MC | P |
9,6 | |||||
8,8 | |||||
-1 | 7,4 |
Ответ: Равенство предельных затрат предельной выручке достигается при объеме производства, равном 15 единицам продукции. При таком объеме производства и при цене, равной 8, фирма максимизирует прибыль.
Фирма действует на рынке несовершенной конкуренции, поскольку выручка фирма зависит от объема продаж и фирма имеет возможность влиять на цену товара.
5. Затраты фирмы-лидера описываются функцией TC = Q2+4Q. Рыночный спрос равен P=136-Q. Другие фирмы, действующие в отрасли, могут поставлять по цене лидера 50 единиц продукции.
Определите рыночную цену и объем выпуска фирмы-лидера.
Решение:
1. MC лидера=2Q+4
2. Остаточный спрос лидера Q=136-P Q ост =136-P-50=76
3. P ост = 76-Qлид MR ост=76-2Qлид=2Qлид+4 Qлид=20
4. Qост=76-P P=56
Ответ: Qлид=20, Pлид=56.
6. Фирма монополист имеет возможности сегментировать рынок и проводить политику ценовой дискриминации. Спрос первой группы потребителей описывается уравнением Q1=120-2P, а спрос второй группы Q2=80-P. Предельные затраты на производство постоянны и равны 5. Определите оптимальные с точки зрения максимизации прибыли цены на продукцию.
Решение:
MR1=MR2+MC
MR1=60-Q1 MR1=60-Q1=5 Q1=55
MR2=80-Q2 MR2=80-Q2=5 Q2=75
P1=120-55*2=10
P2=80-75=5
Ответ: Q1=55; P1=10
Q2=75; P2=5
7. Функция издержек фирмы монополиста описывается уравнением TC=2Q2+4Q, а функция спроса уравнением P=16-0,2Q. Определите оптимальные для фирмы объем производства и цену.
Решение:
MC=Q+4
MR=16-Q
Q+4=16-Q
Q=10 P=16-0,2*10=14
Ответ: Q=10, P=14.
Литература:
1. Авдашева С., Розанова Н. Теория отраслевых рынков. - М.: Магистр, 1989.
2. Макконнелл Р., Брю С. Экономикс: принципы проблема, политика. - М.: Республика, 1992.
3. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Дело, 1993.
4. Самуэльсон П. Экономика. - М.: Алгон, 1992.
5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 1993.
6. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть. М.: Экономическая школа, 2000., т.1,2.
7. Нуреев Р.М. Микроэкономика. – М: Изд. ГУ ВШЭ, 2002.
6. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ФАКТОРНЫХ ДОХОДОВ