Примеры реализации логистических концепций на практике
Бурное развитие логистики и поиск оригинальных решений по ее внедрению в практической деятельности компаний предопределили формирование и развитие так называемых логистических концепций, то есть систематизированной совокупности взглядов и теорий на решение какой-либо проблемы.
Мы рассмотрим здесь 4 наиболее известные концепции:
1.
концепция «точно в срок» (just-in-time, JIT ^ КАНБАН- KANBAN)- тянущая логистическая система (Pull-system)
2.
концепция толкающей логистической системы (Push-system) или «планирование потребностей/ ресурсов» (requirements/resource planning, RP). Производные от этой концепции «планирование потребности в материалах/ производственного планирования потребностей в ресурсах» (MRP I - Manufacturing Requirements Planning / MRP II -Manufacturing Resource Planning), а в дистрибьюции – системы «планирования распределения продукции/ ресурсов» (DRP I - Distribution Requirements Planning / DRP II -Distribution Resource Planning).
3.
концепция стройного производства» («тощего производства», LP – Lean production).
4.
концепции «реагирования на спрос» (demand-driven techniques - DDT).
Наиболее широко распространенной в мире является концепция «точно в срок» (just-in-time, JIT). Появление этой концепции относится к концу 50-х годов, когда японская компания Toyota Motor, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять логистическую систему КАНБАН (KANBAN). Название этой концепции несколько позже дали американцы, попытавшиеся также использовать этот подход в автомобилестроении. Первоначальным лозунгом концепции «точно в срок» было потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходной постановкой было, что если производственное расписание задано (абстрагируясь пока от спроса или заказов), то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место (на сборочное место в конвейере) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовых изделий. При такой постановке страховые запасы, иммобилизирующие денежные средства фирмы, оказывались не нужными. Таким образом, концепция «точно в срок» была основана на синхронизации таких логистических функций, как снабжение и производство. В дальнейшем эта концепция была успешно применена и в системах сбыта готовой продукции. Сегодня этой концепции можно дать следующее определение.
^ Концепции «точно в срок» - это современная концепция построения логистической системы в производстве (операционном менеджменте), снабжении и распределении, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов.
Логистические системы, использующие принцип концепции «точно в срок», являются тянущими системами, в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции происходит, когда количество их в определенных звеньях логистической системы достигает критического уровня. При этом запасы «вытягиваются» по распределительным каналам от поставщиков материальных ресурсов или в системе дистрибьюции фирмы. В концепции «точно в срок» существенную роль играют следующие элементы:
спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов, компонентов, полуфабрикатов и готовой продукции,
концентрация основных поставщиков материальных ресурсов вблизи главной фирмы, осуществляющий процесс производства или сборки готовой продукции,
надежность поставщиков, т.к. любой сбой поставки может нарушить производственное расписание (о том, насколько важна надежность поставщиков, говорит тот факт, что американские и европейские производители смогли внедрить концепция «точно в срок» только через 10-15 лет после японцев в основном из-за низкой надежности поставок),
качество продукции (японские автомобилестроители радикально изменили подход к контролю и управлению качеством, что впоследствии вылилось в философию всеобщего управления качеством – управления качеством на всех стадиях производственного процесса и последующего сервиса),
точность информации и прогнозирования, для чего необходима работа с надежными телекоммуникационными системами и информационно-компьютерной поддержкой,
повышенная трудовая ответственность и высокая трудовая дисциплина всего персонала.
Одной из наиболее популярных в мире является концепция «планирование потребностей/ ресурсов» (requirements/resource planning, RP). Концепцию RP часто противопоставляют концепции «точно в срок», имея в виду, что на ней базируются логистические системы «толкающего» типа. Для микрологистической системы «толкающего» типа характерно производство деталей, компонентов, полуфабрикатов и сборка из них готовой продукции в соответствии с жестко заданным производственным расписанием. В результате МР, незавершенное производство как бы «выталкиваются» с одного звена внутрипроизводственной ЛС на другое, а затем ГП – в дистрибьютивную сеть. В такой системе предотвратить сбои в производственном процессе, а также учесть изменение спроса можно только путем создания избыточных производственных и (или) страховых запасов между ЗЛС, которые называются обычно буферными запасами. Наличие таких запасов замедляет оборачиваемость оборотных средств фирмы, увеличивает себестоимость производства ГП, но обеспечивает большую устойчивость ЛС при резких колебаниях спроса и ненадежности поставщиков МР по сравнению с ЛС, основанной на концепции «точно в срок».
Базовыми системами, основанными на концепции «планирование потребностей/ ресурсов», в производстве и снабжении являются системы «планирование потребности в материалах/ производственного планирования потребностей в ресурсах» (MRP I - Manufacturing Requirements Planning / MRP II -Manufacturing Resource Planning), а в дистрибьюции – системы «планирования распределения продукции/ ресурсов» (DRP I - Distribution Requirements Planning / DRP II -Distribution Resource Planning).
MRP системы оперируют с материалами, компонентами, полуфабрикатами и их частями, спрос на которые зависит от спроса на ГП. Логистическая концепция, заложенная в эти системы, появилась достаточно давно, в 50-е годы, однако ее реализация стала осуществима только с появлением быстродействующих компьютеров.
Основными целями MRP систем являются:
удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям,
поддержание низких уровней запасов МР, НЗП, ГП,
планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.
В процессе реализации этих целей MRP система обеспечивает поток плановых количеств МР и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества МР для удовлетворения потребностей производственного расписания.
Функционирование DRP систем базируется на потребительском спросе, который не может контролироваться фирмой, поэтому неопределенная внешняя среда накладывает дополнительные требования и ограничения в политике управления запасами ГП в дистрибьютивных сетях, в отличие от систем MRP, где производственное расписание контролируется фирмой изготовителем ГП и поэтому условия более определены. DRP системы планируют и регулируют уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.
DRP системы представляют собой график (расписание), который координирует весь процесс поставки и пополнение запасов ГП в дистрибьютивной сети. Для этого формируются расписания для каждого звена ЛС, связанного с формированием запасов ГП, которые после интегрируются в общее требование для пополнения запасов ГП на складах фирмы или оптовых посредников. DRP системы позволяют достичь некоторых конкурентных преимуществ в маркетинге и логистике, а именно: улучшить уровень сервиса за счет уменьшения времени доставки ГП и удовлетворения ожиданий потребителей, улучшить продвижение новых товаров на рынок, улучшить координацию управления запасами ГП и т.п.
Подробнее о логистических системах КАНБАН, MRP, DRP будет идти речь ниже.
В последние годы на многих западных фирмах при организации производства и в оперативном менеджменте получила распространение логистическая концепция «стройного производства» («тощего производства», LP – Lean production). Эта концепция по существу является развитием концепции «точно в срок» и включает в себя элементы логистических систем КАНБАН и MRP. Сущность внутрипроизводственной логистической концепции «стройного производства» выражается в творческом соединении следующих основных компонентов: высокого качества, небольшого размера производственных партий, низкого уровня запасов, высококвалифицированного персонала, гибких производственных технологий.
Основные цели концепции «стройного производства»:
высокие стандарты качества продукции,
низкие производственные издержки,
быстрое реагирование на изменение потребительского спроса,
малое время переналадки оборудования.
Концепция «стройного производства» частично основывается на принципе «тянущих систем». А именно, применительно к этой концепции данный принцип означает: отсутствие складов, только минимальные запасы на полках, все запасы – на рабочих местах, т.е. следует использовать только те компоненты, которые необходимы для удовлетворения заказа потребителей.
В зарубежной практике среди прочих логистических концепций за последнее десятилетие большое распространение получили различные вариантыконцепции «реагирования на спрос» (demand-driven techniques - DDT). Эта концепция в основном разрабатывалась как модификация концепции RP в плане улучшения реакции на изменение потребительского спроса. Наиболее известными являются четыре варианта этой концепции:
концепция «точки заказа (перезаказа)» (re-order point - ROP),
концепция «быстрого реагирования» (quick response, QR),
концепция (логистическая стратегия) «непрерывного пополнения запасов» (continuous replenishment, CR),
концепция «автоматического пополнения запасов» (automatic replenishment, AR).