Экономическая природа фирмы
Фирма как субъект рынка
Одним из основных субъектов рыночного хозяйства является фирма.
Как известно, фирма - это экономическая единица, состоящая из одного или нескольких предприятий, которая:
· самостоятельно принимает решения;
· использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;
· стремится к максимизации прибыли.
Под предприятием принято понимать имущественный комплекс – совокупность зданий, сооружений, оборудования, сырья и т.д.
Появление и широкое распространение фирм относятся к периоду первоначального накопления капитала. Именно тогда стали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, ставшие впоследствии опорой фабричного производства и организационной формой предпринимательской деятельности. Первоначально фирма (от итал. firma – подпись) означала торговое имя коммерсанта. Ныне этот термин обозначает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. Таким образом, основная функция фирмы состоит в соединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечная цель деятельности фирмы – максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.
Спонтанный порядок и иерархия
Существуют две основные формы организации хозяйственной деятельности: спонтанный порядок и иерархия.
Спонтанный порядок предполагает согласование действий через рынок, когда решение принимается участником сделки самостоятельно на основе собственных мотивов и имеющейся информации. Как правило, при этом значительное влияние на принятие решения оказывает информация о ценах.
Иерархия предусматривает подчинение индивидуальных действий отдельных участников распоряжениям центральной власти («иерархия» происходит от греч. hierarchia — священная власть). Роль координатора в иерархической системе выполняет руководитель. Его приказы безоговорочно принимаются подчиненными и обязательны для исполнения. При этой форме организации экономики приоритетное место отводится не цене, а диктату руководителя, сознательно все планирующего и организующего.
В отличие от спонтанного рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах, фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.
Если исходить из того, что рыночный механизм достаточно совершенен, что только он эффективно распределяет ресурсы и обеспечивает взаимное согласование цен и объемов экономических благ, то непонятно, зачем нужны фирмы, почему они возникают?
В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирмы. Наибольшее признание получила теория американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике за 1991 г. Рональда Коуза, изложенная в знаменитой статье «Природа фирмы» (1937). Ее суть состоит в следующем: фирма как экономический институт возникает в ответ на дороговизну рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые могли бы нести индивидуальные, не объединенные в организации производители. Р. Коуз назвал ихтрансакционными издержками(от лат. transactio – договор, сделка).
Трансакционные издержки
Трансакционные издержки – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.
Выделяют следующие виды трансакционных издержек:
1) издержки поиска информации. Эти издержки связаны с асимметричностью информации. Зачастую неполнота имеющейся информации оборачивается для фирм дополнительными расходами, связанными с покупкой товаров по относительно высоким ценам, с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-субститутов. Приходится также тратить время и деньги на поиск потенциальных контрагентов (продавцов и покупателей);
2) издержки ведения переговоров и заключения контрактов тоже требуют затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи и юридическим оформлением сделок, значительно увеличивают цены предлагаемых на рынке благ;
3) издержки измерения связаны не только с прямыми затратами на измерительную технику, но и с ошибками, возникающими в этом процессе. Иногда очень трудно оценить квалификацию нанимаемых работников или качество покупаемого станка. И хотя стандартизация выпускаемой продукции и предоставляемые производителями гарантии снижают настоящие издержки, они не могут их ликвидировать полностью;
4) издержки спецификации и защиты прав собственности возникают в обществе, где отсутствует надежная правовая защита и наблюдаются случаи постоянного нарушения прав субъектов рынка. Затраты времени, денежных средств, необходимые для их восстановления, могут быть очень высоки. К этой группе издержек можно отнести и затраты на содержание судебных и государственных органов;
5) издержки оппортунистического поведения. Оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося от соблюдения условий контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. Поэтому данный вид издержек связан с нечестностью контрагентов, заключающих контракты, с уклонением от соблюдения условий договора, с особыми условиями оплаты для отдельных членов команды.
Наличие трансакционных затрат подталкивает общество к нахождению как технических, так и организационных средств по их сокращению. Одним из способов минимизации подобных затрат является организация фирмы. Фирма становится необходимой, когда благодаря ей достигается более высокая эффективность (т. е. минимизируется сумма производственных и трансакционных затрат), чем у нескольких мелких организационных единиц, из которых она состоит. И наоборот, экономическая эффективность требует ограничения размеров фирмы, если она не в состоянии воспроизвести результаты, которых достигают несколько мелких фирм.
Другими словами, фирма (иерархический путь) выживает в тех случаях, когда трансакционные издержки внутри нее оказываются ниже аналогичных рыночных издержек. В противном случае торжествует стихийный порядок.
Причины эффективности фирмы
Факторы, обеспечивающие более высокую эффективность фирмы в сравнении со стихийным порядком, состоят в следующем:
а) эффективное проведение сложных операций: Аккумулируя большее количество ресурсов на длительное время, фирма имеет возможность заменить ряд отдельных трансакций по привлечению факторов одним единственным долгосрочным контрактом. Наличие иерархии внутри фирмы позволяет управлять размещением и использованием ресурсов. Все это приводит к значительному уменьшению размера трансакционных издержек.
б) снижение риска недобросовестности партнеров: Фирма снижает риск недобросовестности, которую могут проявить контрагенты по сделке во многих формах: прямой обман, сокрытие истинных причин составления договора; использование информации, доступной лишь одной из сторон - участниц соглашения, и т.п. Чтобы избежать или значительно уменьшить опасность обмана, фирма создает систему контроля за выполнением обязательств. Формы контроля могут быть самые различные: сильная мотивация управляющих на успех фирмы, аттестация работников, аудиторские проверки, проведение плановых и внезапных ревизий, инвентаризация и т.д.
в) улучшение адаптации: Фирма легче приспосабливается к внезапным изменениям ситуации, что связано с существующей в ней иерархией. Многие неожиданности легко регулируются простым изменением приказов. Власти руководства вполне хватает, чтобы скорректировать планы или обеспечить проведение избранного курса. Кроме того, фирма как способная к предвиденью организация может прогнозировать развитие событий, заранее накапливать резервы для минимизации последствий.
Итак, хотя фирма не может полностью избавиться от трансакционных издержек, осуществление деловых операций внутри нее предполагает меньшие затраты по сравнению с аналогичными расходами при рыночной организации. Фирма выступает средством экономии трансакционных издержек.
Издержки бюрократического контроля
Любая иерархическая организация так же не свободна от издержек, как и рынок. Их можно назвать издержками бюрократического контроля. Дело в том, что с увеличением размеров фирмы может начаться сокращение дохода от предпринимательской функции, так как издержки бюрократического контроля внутри фирмы будут возрастать. При превышении определенного размера иерархия начинает терять управляемость, так как в силу вступает действие принципа убывающей доходности управления. Затраты на поиск и обработку информации стремительно растут. Подчинение работников целям фирмы с помощью системы стимулов, контроля и надзора обходятся все дороже и дороже. Поэтому организация экономики всей страны по типу одной гигантской фабрики ведет не к сокращению, а к возрастанию трансакционных затрат в форме затрат бюрократического контроля.
Отсюда следует, что ни у рынка нет абсолютных преимуществ перед иерархией, ни у иерархии – перед рынком.
Критерием оптимальности для фирмы является величина трансакционных издержек. Как только трансакционные издержки на управление внутри фирмы начинают превышать затраты на рыночные трансакции вне ее, размер фирмы следует ограничить, так как она становится неэффективной. Оптимальные размеры фирмы обычно определяются точкой, где предельные затраты использования рынка становятся равными предельным затратам использования административного контроля. До этой границы выгодна «иерархия» (фирма), после – рынок. При этом оптимальный размер фирмы будет зависеть от отрасли, технологии, от степени интеграции фирмы и т.д.
Предприятие и фирма.
Фирма — это организация, которая владеет предприятием и ведет на нем хозяйственную деятельность. Фирма может владеть несколькими предприятиями. В этом случае возникают объединения горизонтального, вертикального типа или конгломераты.
При горизонтальном типе объединения все предприятия, которыми владеет и управляет фирма, находятся на одной стадии производства, часто продукт одного предприятия заменяет или дополняет продукты других в потреблении. Например, фирмы, владеющие магазинами розничной торговли «М.Видео», «Седьмой континент», «Мария - Ра», и т.д.
При вертикальном типе объединения фирма владеет и управляет предприятиями, находящимися на различных стадиях производственного процесса, т.е. продукт одного предприятия является производственным ресурсом для другого предприятия. Например, крупным сталелитейным фирмам принадлежат рудники и угольные шахты, известняковые карьеры, прокатные станы, кузнечные, литейные цеха и пр.
Конгломераты — это фирмы, владеющие предприятиями, которые оперируют в различных отраслях и рынках, говорят, что имеет место диверсификация производства. Например, «Газпром» помимо основной функции через дочерние предприятия на всей территории России осуществляет деятельность в таких отраслях, как производство хлебобулочных и кондитерских изделий, меда, кружев, изготовление автомобильных шин и т.д.
В настоящее время отработана четкая система классификации фирм по целому ряду критериев: по виду хозяйственной деятельности и характеру операций фирмы делятся на промышленные, торговые, транспортные, страховые, лизинговые, факторинговые, инжиниринговые и т.д.; по характеру собственности — государственные, частные и смешанные; по принадлежности капитала — национальные и международные и пр.