Основные принципы формирования стратегии маркетинга в компании

Современные компании, функционирующие в различных отраслях и сферах экономики и действующие на многих рынках, стоят перед выбором и внедрением маркетинговых стратегий, соответствующих особенностям их позиций на рынке и в отрасли. Реализация данных стратегий должна обеспечивать выполнение избранной компанией миссии, достижение цели и решение поставленных задач за счет видения открывающихся возможностей, установления доверительных отношений с потребителями, нахождения путей удовлетворения их запросов, о которых они могут даже не догадываться.

Маркетинговые стратегии в компаниях, действующих в разных отраслях и сферах, формируются с ориентацией на ряд принципов:

- максимальный учет тенденций развития, конкуренции, специфики управ­ления и других факторов, предопределяющих ситуацию в каждой из отраслей, а также особенности положения конкурентных предприятий на рынке;

- формирование стратегии по результатам исследования рынка, с учетом его конъюнктуры, колебаний спроса на продукцию, предлагаемую компанией, возможностей стимулирования продаж и т. д.;

- концентрация усилий компании на рациональной кооперации с другими предприятиями отрасли, вовлечении их в вертикальную интеграцию;

- обеспечение через эффективный выбор стратегий устойчивых конку­рентных преимуществ в отрасли, рациональной структуры товарного портфеля, максимального удовлетворения требований ключевых групп потребителей.

Основными функциями, выполняемыми маркетинговыми стратегиями, являются:

- обеспечение реализации маркетингового потенциала компании;

- организация товародвижения от производителя к потребителю (клиенту) в наиболее соответствующей особенностям данной отрасли форме, по избран­ным каналам;

- плановое сопровождение маркетинговой деятельности на стратегическом уровне;

- способствование наиболее эффективной реализации таких подфунк­ций маркетинга, как маркетинговые исследования, планирование, цено­образование, маркетинг-менеджмент, распределение и продвижение пред­лагаемых на рынок товаров и услуг.

Вышеперечисленные принципы и функции маркетинговых стратегий предопределяют и соответствующие управленческие решения. Данные решения лежат, в связи с рассматриваемыми стратегиями, в сфере оператив­ного маркетинга. Они отражают особенности тех или иных стратегий, при их разработке применяются формализованные процедуры, в частности деком­позиция задач.

Например, группа компаний «Регата», базирующихся в г. Ростове-на-Дону, на 2010 г. имела в качестве основной цели деятельности расширение своего присутствия на рынке алкогольной продукции Юга России. Декомпозиция задач, решаемых для достижения данной цели, позволила избрать стратегию концентрации, выделить реально сформировавшееся из «Регаты» конку­рентное преимущество - производство и продажа высококачественной продукции в линейке «Белая березка». Профессионально проведенный анализ рынка, активизация работы по ведению агрессивного маркетинга регио­нальных дочерних компаний, перераспределение производства в сторону увеличения выпуска именно «Белой березки» и эффективное стимулирование ее продаж позволил в 2010 г. увеличить «Регате» оборот на 20 %, сохранить статус финансово устойчивой и маркетингово-компетентной группе компаний на Юге России. При этом их качественная продукция активно противостоит контрафактной и низкокачественной водке, реализуемой на «черном» рынке по более низким ценам [1].

Таким образом, особенности функционирования компаний в различ­ных отраслях и сферах экономики предопределяют выбор стратегии, сфор­мированной в соответствии с определенными принципами, стимулирующими выполнение разнообразных функций и подфункций маркетинга (маркетинго­вые исследования, планирование производства продукции, в частности ее ас­сортимента, рациональное ценообразование, сбыт и распределение продук­ции, ее продвижение, маркетинг-менеджмент).

Понятие и содержание маркетингового анализа; основные этапы его проведения.

Маркетинговые исследованияпредставляют собой процесс, включающий определение проблемы, целевой сбор и анализ данных, а также выработку рекомендаций по различным аспектам маркетин­говой деятельности с целью совершенствования принятия эффектив­ных управленческих решений.

Как уже указывалось выше, маркетинговое исследование пред­ставляет собой процесс, состоящий из пяти этапов: определение проб­лемы —>разработка плана исследования —» сбор данных— анализ собранных данных —>подготовка и презентация отчета.

Наши рекомендации