Номинальные и реальные величины
Одним из характеризующих принципов экономической системы рынка является действие обменного процесса денежных средств. На основании показателей стоимости возможно произвести сопоставление и соизмерение общей совокупной различной продукции, а также услуг, возникающих в результате производственной деятельности современной рыночной экономики.
Кроме того, существует единственный недостаток, который свойствен денежной системе в современной экономике, представленный в виде инфляции, которая находит свое выражение в повышение цен на товары и услуги. В результате этого факта образуется потребность в регулировании ценовых показателей, при этом учитывается искажающее воздействие на них инфляционных процессов.
Номинальными стоимостными показателями принято обозначать стоимостные показатели, которые не ведут учет отклонений инфляции.
Реальные представляют собой стоимостные показатели, которые учитывают существующие искажения инфляции.
При расчетах в микроэкономике и макроэкономике применяются приведенные два вида стоимостных показателей. Например, использование номинальных и реальных стоимостных показателей может быть осуществлено при расчете банковских процентных ставок. Допустим, номинальный процент банка равен 15 %, а за данный промежуток времени инфляционное увеличение цен составляет 11 %. Таким образом, данное сложившееся обстоятельство означает, что реальный процент банка составит 4 %.
В аналогичных ситуациях очень важным является данный расчет реальных и номинальных значений. Объяснение этого факта заключается в том, что приведенный расчет дает возможность дать оценку величине реального дохода учреждениям банка.
При отсутствии учета таких отличительных черт рассчитанный номинальный доход может стать реальным убытком в практической деятельности банка.
На основании вышеизложенного можно сказать, что инфляция представляет собой показатель, использующийся в макроэкономике, т. к. его определение основывается на учете роста всех стоимостей в экономическом процессе. Важная основная функция принадлежит расчету и корректировке показателей макроэкономики на основании учета инфляции. Таким образом, полученные величины макроэкономических показателей характеризуют итоги экономической деятельности, функционирующей в государстве.
Определителем соотношения реального и номинального ВВП служит дефлятор ВВП. Измерение номинального ВВП осуществляется в рыночных или текущих ценах, а реального – в постоянных или сопоставимых ценах. Однако дефлятор производит сопоставление аналогичных комплектов в текущих, а также в постоянных или сопоставимых ценах.
Кроме дефлятора ВВП, с целью определения значения инфляции применяют индекс потребительских цен, т. е. это показатель, который равен отношению стоимости потребительской корзины или, иначе говоря, цены комплекта товаров и услуг, которые покупаются постоянным потребителем в течение текущего года к ее стоимости в предыдущем году. Существуют отличительные черты дефлятора от индекса потребительских цен, заключающиеся в следующем:
1) индекс потребительских цен определяется для постоянного определенного комплекта товаров, в то же время дефлятор означает изменение состава изготавливаемых товаров;
2) отражение стоимости всей продукции и услуг свойственно дефлятору, а индексу потребительских цен – лишь товаров, которые покупаются потребителем;
3) в индексе потребительских цен находит свое отражение увеличение стоимости на отдельную импортную продукцию, а на величине дефлятора – только изменения стоимости продукции, которые произведены внутри государства.
Индекс Пааше
В отличие от индекса Ласпейреса, текуще-взвешенный индекс Пааше предполагает пересчет весов, обновляемых от периода к периоду, что требует больших затрат времени, финансовых и трудовых ресурсов, поэтому его сложно использовать для регулярной обработки ценовой информации [2, 3, 6]. Тем не менее индекс Пааше в среднегеометрической форме (2) используется для определения дефлятора валового национального продукта, для анализа динамики цен в торговле, сельскохозяйственном секторе, т. е. в тех случаях, когда требуется, чтобы расчет был максимально приближен к совокупности товаров, произведенных в отчетном периоде [2, 4].
где — индекс цен Пааше, определенный по средней гармонической формуле;
— цена товара (услуги) в отчетном периоде;
— цена товара (услуги) в базисном периоде;
— расходы на приобретение товара (услуги) в общих потребительских расходах населения текущего периода.
Формуле Пааше также отдается предпочтение в тех случаях, когда индекс цен рассматривается в системе с индексом стоимости и индексом физического объема. Однако в исследованиях PMPRB, связанных с анализом влияния различных факторов на рост расходов на лекарства, индекс физических объемов потребления патентованных лекарств (Patented Medicine Quantity Index — PMQI) сравнивается с показателем PMPI, представляющим собой индекс Ласпейреса, а не Пааше. Это сравнение выглядит адекватным, если учитывать очевидное превосходство фактора роста потребления физических объемов по отношению к росту цен (рис. 2).
Источник: PMPRB.
Рис. 2. Динамика индексов цен и количественных объемов потребления патентованных ЛС, Канада
Использование индекса Пааше, в отличие от индекса Ласпейреса, дает возможность более детально отследить влияние на уровень цен инновационных препаратов, внедрение которых влечет за собой выраженные изменения структуры рынка. Так, например, группой каталонских ученых было проведено исследование на рынке антидепрессантов и антипсихотических ЛС, характеризуемых высокими темпами инноваций [5, 13]. Было продемонстрировано существенное влияние новых разработок на показатели ценовой динамики, непосредственно связанное с выраженностью структурных изменений (для антипсихотических средств — более значительное, для антидепрессантов — менее) [5]. Кроме того, была показана целесообразность использования ценовых индексов разной степени агрегированности.
Между индексами Пааше и Ласпейреса существует функциональная зависимость (3), из которой следует, что вследствие отрицательной корреляции цены и проданного количества товара, а также всегда положительных коэффициентов вариации, значения индекса Пааше обычно меньше значений индекса Ласпейреса (эффект Гершенкрона). Более того, статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте индекс Ласпейреса завышает рост цен, тогда как индекс Пааше его занижает, причем в случае международных сопоставлений разница между индексами, взвешенными разными способами, может составлять несколько процентов [7]. Необходимо отметить, что эффект Гершенкрона наблюдается только при отрицательной зависимости между количеством реализованной продукции и ценами и проявляется тогда, когда с ростом цен происходит снижение объемов реализации.
где — коэффициент корреляции между индивидуальными индексами физического объема и цен на отдельные виды продукции;
— коэффициент вариации индивидуальных индексов физического объема продукции;
— коэффициент вариации индивидуальных индексов цен.
В связи с расхождениями в результатах между индексами цен с текущими и базисными весами некоторые исследователи полагают, что их использование ведет к отклонениям в величине индекса от его истинного значения, в первом случае в сторону понижения, а во втором — повышения. Однако при таком подходе рассматривается не экономическое содержание индексов цен, а определенные формальные требования к ним. С позиции экономического содержания одинаково правомерны индексы цен с использованием и базисных, и текущих весов. Расхождения между их величинами не является результатом противоположных отклонений от единственно правильной величины. Правомерен и более высокий результат, полученный на основе формулы Ласпейреса, и более низкий результат, полученный по формуле Пааше, так как в обоих случаях измеряются два различных экономических явления, в первом случае — изменение цен товаров по структуре базисного, а во втором — текущего периода. Экономическое содержание обоих индексов различно, и поэтому должны быть различны их величины [9].
Тем не менее ряд аналитиков используют в своих исследованиях такие формы индексов цен, которые были бы «очищены» от возможных отклонений
Индекс Ласпейреса
В настоящее время среди всех известных формул индексов цен и в международной, и в отечественной практике ценового анализа наибольшее применение находит индекс Ласпейреса, что обусловлено его простотой, наглядностью, четкостью интерпретации, но главным образом удобством расчета [1, 2, 4, 9]. Индекс цен Ласпейреса с базисными фиксированными величинами чаще всего определяется по среднеарифметической взвешенной формуле (1), преимущества которой состоят в том, что она позволяет легко производить расчет индекса и облегчает его последующие перерасчеты.
где — индекс цен Ласпейреса, определенный по среднеарифметической взвешенной формуле;
— цена товара (услуги) в отчетном периоде;
— цена товара (услуги) в базисном периоде;
— объем реализованного товара в базисном периоде;
— расходы на приобретение товара (услуги) в общих потребительских расходах населения базисного периода;
— доля товара в общих потребительских расходах населения в базисном периоде (вес товара).
При исчислении индекса цен по формуле Ласпейреса веса товаров фиксируются на уровне базисного периода и остаются неизменными в течение некоторого промежутка времени, поэтому индекс способствует измерению динамики стоимости базисного (неизменного) объема продукции. Ясный экономический смысл и технологичность, обусловленная возможностью использовать в расчетах весов базисного периода, сделали популярной средне-арифметическую взвешенную формулу Ласпейреса при проведении различных ценовых исследований, в том числе и исследований динамики цен на фармацевтическом рынке [9].
Использование индекса Ласпейреса с фиксированными весами базового периода особенно актуально при проведении оперативного анализа, и поэтому он применяется для определения индекса потребительских цен (Consumer Price Index — CPI), индекса цен промышленного производства (Industrial Product Price Index — IPPI) и их фармацевтических составляющих (CPIpharm и IPPIpharm), расчетом которых занимаются национальные статистические ведомства. Однако потребительский набор, используемый для расчета фармацевтической составляющей CPI, обычно включает достаточно ограниченный перечень ЛС. Этот индекс не дает возможности оценить динамику цен для различных категорий ЛС. При расчете IPPIpharm используется более полный перечень фармацевтической продукции, но его можно использовать только применительно к продукции внутреннего производства, причем не только потребляемой на внутреннем рынке, но и экспортируемой. Все это вызывает объективную необходимость проведения специальных исследований динамики цен на ЛС, которые проводятся в рамках и государственных программ, и независимых исследований.
Например, в Канаде расчетом индекса цен на патентованные ЛС (Patented Medicine Price Index — PMPI) занимается федеральная палата Patented Medicine Prices Review Board (PMPRB), которая осуществляет регулирование цен на ЛС, находящиеся под патентной защитой. PMPRB устанавливает максимальные цены, по которым патентованные ЛС могут поступать на канадский рынок [5, 10, 11]. PMPI рассчитывается по формуле Ласпейреса на основе репрезентативного потребительского набора, в состав которого входят все патентованные ЛС, разрешенные к применению в Канаде, с учетом всех презентаций (исключение составляют ЛС, которые отсутствовали в структуре продаж или не находились под патентной защитой в базовом или текущем периоде). Потребительский набор пересматривается каждые полгода, т. е. PMPRB использует подвижную, а не фиксированную весовую базу, что позволяет оперативно реагировать на изменения рынка анализируемой группы ЛС. За длительный период PMPI определяется цепным способом — путем смыкания последовательных цепных индексов [5, 10].
Индекс цен Ласпейреса широко применяется для оценки результативности и эффективности различных мер государственного регулирования ценообразования на фармацевтическом рынке. Например, в Германии с целью оценки эффективности системы референтного ценообразования<*> было проведено исследование ценовых изменений на рынке медикаментов, произошедших с момента внедрения системы в 1989 году [12]. По результатам этой работы, основанной на расчетах индексов цен Ласпейреса, было установлено, что цены на ЛС, охваченные системой референтного ценообразования, снизились за рассматриваемый период 1989–2002 гг. на 30%, в то время как лекарства, оставшиеся в сфере свободного ценообразования, подорожали на 25%, а общий ИПЦ на ЛС почти не изменился (рис. 1).
<*> Система референтного ценообразования предполагает установление фиксированных цен для групп лекарственных препаратов, объединенных по принципу взаимозаменяемости. Референтная цена является предельной верхней границей возмещения стоимости лекарства за счет государственного медицинского страхования и доплат страхователей.
Источник: Kanavos P., Reinhardt U. Reference pricing for drugs: is it compatible with U.S. health care? // Health Affairs. — 2003 (may/june). — Vol. 22. № 3. — P. 16–30.
Рис. 1. Динамика индексов цен на ЛС, охваченные системой референтного ценообразования, и индексов цен на ЛС в сфере свободного ценообразования в сравнении с общим ИПЦ на ЛС в Германии, 1989–2002 гг. (данные приведены к 1989 году)
Объяснением роста цен на свободном германском рынке является значительное увеличение дорогостоящих препаратов, вызванное главным образом искусственным завышением цен фармацевтическими компаниями, стремящимися компенсировать потери, понесенные в связи с изменениями в государственном регулировании [12]. В то же время внедрение системы референтного ценообразования в Германии, способствовавшее снижению цен на возмещаемом рынке, не привело к существенному сокращению бюджетных расходов на лекарственное обеспечение в целом. В связи с этим в 2004 году в Германии начался период реформирования данной схемы ценового регулирования, в течение которого производители патентованных лекарственных препаратов будут обязаны предоставлять ОМС скидку в размере не 6%, как раньше, а 16%.
Таким образом, индекс Ласпейреса применяется для решения самых разных задач — для изучения динамики цен на фармацевтическом рынке, для дифференцированного ценового анализа в разрезе агрегированных групп ЛС и ценовых диапазонов, для сравнительного анализа уровней цен между разными регионами и странами, для оценки результативности и эффективности мер государственного регулирования, для анализа расходов населения на медикаменты, для изучения влияния инфляционных процессов на уровень цен на ЛС, для сравнения темпов роста цен на ЛС с темпами роста цен на другие группы товаров [5, 8].
Вместе с тем следует отметить, что индекс цен Ласпейреса всегда имеет определенную степень условности. Это связано прежде всего с тем, что при его расчете учитываются изменения цен не по всей совокупности продукции, а только по выбранным товарам-представителям, которые составляют так называемый потребительский набор [4, 7, 9]. В этой связи формирование оптимального потребительского набора расценивается большинством зарубежных исследователей как одна из важнейших задач применения индексных методов [4, 7]. Она также крайне важна и с точки зрения получения сопоставимых результатов различных исследований, в том числе международных. Кроме того, по мере отдаления от базисного года потребительский набор по видам, количеству, качеству вошедших в него товаров-представителей все менее соответствует структуре и составу объема продукции текущего периода. Поэтому состав потребительского набора, а следовательно, и система весов должны периодически пересматриваться. Применение индекса цен Ласпейреса требует также решения ряда других важных вопросов, касающихся выбора базисного года для постоянных весов, определения срока использования весовых коэффициентов без их пересмотра, увязки индексов, рассчитанных по новым весам, с ранее существующими динамическими рядами индексов цен. При выборе базисного года обычно ориентируются на следующие критерии:
1) базисный год не должен быть слишком удален от текущего периода;
2) динамика цен в базисном году не должна быть ниже, чем в соседние с ним годы, но не должна быть и стабильной;
3) в базисном году не должно быть резких колебаний цен.
Периодичность пересмотра весовых коэффициентов зависит, прежде всего, от быстроты изменения ассортимента и колебаний цен. Например, при расчете индекса потребительских цен в США фиксированные веса обновляют раз в 10 лет (намечается переход к 5-летней смене весов), в национальных статистических ведомствах большинства стран Европейского Союза систему весов пересматривают ежегодно, а в Канаде для патентованных ЛС каждые полгода [3, 4, 11].
Прочие индексы цен
В связи со значительными расхождениями между результатами расчетов индексов Ласпейреса и Пааше некоторые исследователи считают их недостаточно объективными средствами анализа цен и предлагают использовать альтернативные формулы индексов, которые могли бы дать результаты, свободные от влияния весов различных периодов. Среди предлагаемых альтернативных показателей наиболее часто упоминаются индексы Фишера, Лоу, Эджуорта-Маршалла-Боули [2, 3, 6, 9].
Индекс Фишера вычисляется как средняя геометрическая из произведения двух индексов цен Ласпейреса и Пааше (4):
где — индекс Фишера;
— индекс цен Ласпейреса;
— индекс цен Пааше.
Впоследствии расчетная формула индекса Фишера получила название «идеальной» формулы, поскольку в ней не отдается предпочтение ни продукции базисного периода, ни продукции текущего периода [6]. Кроме того, индекс Фишера является обратимым во времени, так как при перестановке базисного и отчетного периодов получается «обратный» индекс, т. е. величина, обратная величине первоначального индекса. При этом перемножение таких «обратных» индексов дает единицу, как и в случае любого индивидуального индекса, каждый из которых также удовлетворяет этому условию. В этой связи многие исследователи и статистики полагают, что идеальный индекс Фишера является полностью «очищенным» от противоположных отклонений, свойственных другим формулам, и поэтому представляет собой точный и качественный индекс [2].
Однако принципиальный недостаток формулы индекса цен Фишера состоит в том, что она лишена конкретного экономического содержания. Кроме того, считается, что индекс Фишера является чересчур формальным и далеким от реальных потребностей, возникающих в процессе практических расчетов индексов цен. Поэтому на практике формула индекса цен Фишера используется довольно редко. Чаще всего эта формула применяется при исчислении индексов цен за длительный период времени для сглаживания тенденций в структуре и составе объема продукции, а также в случае значительных изменений структуры весов, приводящих к существенным расхождениям в результатах расчета индексов цен по формулам Ласпейреса и Пааше. В этой связи индекс Фишера часто применяется при расчете индексов импортных и экспортных цен, а также при проведении территориальных сопоставлений. Необходимо отметить, что использование формулы Фишера при расчете территориальных индексов цен обеспечивает однозначный результат и позволяет получить индексы, которые удовлетворяют требованиям характерности весов, обратимости во времени, а также факторной пробы [2, 6].
В формуле Эджуорта-Маршалла-Боули (5) в качестве весов используются средние количества проданной продукции за базисный и текущий периоды:
где — индекс Эджуорта-Маршалла-Боули;
— цена товара (услуги) в отчетном периоде;
— цена товара (услуги) в базисном периоде;
— средние количества проданной продукции за базисный и текущий периоды.
По мнению зарубежных статистиков, эта формула позволяет получать результаты, лишенные отклонений, «свойственных» индексам цен Ласпейреса и Пааше. В отличие от этих ценовых индексов, которые отражают изменение цен в связи с одной из двух конкретных структур (базисного или текущего периодов), формула Эджуорта-Маршалла-Боули привязывает изменение цен к условной структуре товаров, полученной на основе усреднения текущих и базисных весов. Кроме того, этот индекс учитывает сдвиги в структуре продаж, связанные с ассортиментом. В то же время условная структура товарооборота, используемая при расчете индекса, не характерна ни для одного реального периода и потому не имеет прямого экономического смысла. Формула Эджуорта-Маршалла-Боули получила определенное распространение в деятельности национальных статистических ведомств ряда стран при анализе динамики цен на ЛС, но более широкому ее использованию препятствует то же обстоятельство, что и более широкому применению формулы Пааше, связанное с отсутствием данных, позволяющих установить веса текущего периода [2].
Следует отметить, что индекс Эджуорта-Маршалла-Боули является частным случаем индекса Лоу, в котором в качестве весов используются средние количества реализованной продукции за несколько (два и более) периодов (6):
где — индекс Лоу;
— цена товара (услуги) в отчетном периоде;
— цена товара (услуги) в базисном периоде;
— среднее количество проданной продукции за анализируемый период.
Индекс цен Лоу главным образом применяется в фундаментальных исследованиях по изучению ценовой динамики в течение продолжительных периодов времени (5–10 лет). Этот индекс дает возможность анализа цен с учетом происходящих внутри отдельных субпериодов изменений в ассортиментном составе продукции [3].
Помимо вышеперечисленных ценовых индексов, для анализа динамики цен на фармацевтическом рынке также могут использоваться индексы, рассчитываемые по формулам Торнквиста, Гири-Камиса, Уолша, Герарди, однако в силу формального характера, а также сложностей расчета и экономической интерпретации все они применяются крайне редко [6].
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы привести сравнительную характеристику наиболее широко используемых в ценовых исследованиях фармацевтического рынка индексов цен, которая представлена в таблице 1.
Вопрос № 6
Кругооборот благ и доходов
Современная экономика - это постоянное движение массовых потоков благ, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Эти потоки перемещаются с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей - обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров, доход от продажи произведенных и доставленных потребителям товаров. Состоявшийся обмен не означает, что процесс завершился. Он прошел лишь одну, хотя и весьма важную стадию для того, чтобы дать импульс потоку товаров, денег и доходов. Ведь в товарных потоках перемещаются потребительские блага повседневного спроса людей и капитальные товары, ресурсы производственного назначения, необходимые для изготовления новых продуктов индивидуального спроса. Непрерывность и масштабность этих процессов может продолжаться лишь при условии, когда им противостоят не менее масштабные потоки денежных доходов, сформировавшиеся в относительно обособленные рынки денег и ценных бумаг.
Сравнительное преимущество — по Д. Рикардо — концепция, согласно которой экономические субъекты, будь то отдельные люди или целые страны, оказываются наиболее производительными, когда они специализируются на производстве тех товаров и услуг, в изготовлении которых они проявляют особую эффективность или располагают значительным опытом и квалификацией.
Концепция сравнительных преимуществ (она же — теория сравнительных преимуществ) служит теоретическим обоснованием международного разделения труда.
Принцип сравнительных преимуществ означает, что даже при отсутствии абсолютных преимуществ (более низкие по абсолютной величине издержки производства по всем товарам) страна может с выгодой и эффективно для себя участвовать в мировой торговле. Для этого необходимо иметь относительно, то есть сравнительно более низкие издержки по каким-то товарам. Тогда по этим товарам страна будет иметь сравнительные преимущества. Специализация, основанная на принципе сравнительных преимуществ, способствует более эффективному размещению и использованию ресурсов, повышению уровня и качества жизни населения, и в конечном итоге динамичному экономическому росту.
История появления понятия в русской экономической лексике связана с творчеством великого английского экономиста Давида Рикардо и с переводом английского comparative advantages на русский язык.
Сomparative от латинского comparare - связывать, ассоциировать, что вытекает из com- (вместе) + par равный, одинаковый; идентичный. В первичном смысле более точный перевод английского compare - ставить наравне, уподоблять, чем сравнивать, различать. Этот этимологический экскурс позволяет более точно определить соотношение понятий сравнительные преимущества и конкурентные преимущества, так же как и содержание вывода, что сравнительные преимущества – это основа конкурентных преимуществ (см. конкуренция).
Асимметричность информации в микроэкономике (англ. asymmetric(al) information; также несовершенная информация, неполная информация) — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.
Впервые это свойство было отмечено Кеннетом Эрроу в статье 1963 года, озаглавленной «Неопределённость и экономика благосостояния в здравоохранении» в журнале «Американское экономическое обозрение».
Джордж Акерлоф в своей работе[1] в 1970 году построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Он отметил, что на таком рынке средняя цена товара имеет тенденцию снижаться, даже для товаров с идеальным качеством. Возможно даже, что рынок коллапсирует до исчезновения.
Из-за несовершенства информации нечестные продавцы могут предложить менее качественный (более дешёвый в изготовлении) товар, обманывая покупателя. В результате многие покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать покупок или соглашаться покупать только за меньшую цену. Производители качественных товаров в ответ, чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой рынок, могут заводить торговые марки, сертификацию товаров. Важная роль торговых марок в развитой рыночной экономике — служить признаком стабильного качества.
Потребители, оценивая качество продуктов, составляют репутацию рынков и продавцов. Появление интернета существенно облегчило процесс обмена информацией среди потребителей. Позволяя узнать непосредственно характеристики товара либо его репутацию, интернет снижает асимметричность информации.
Майкл Спенс предложил теорию сигнализирования. В ситуации асимметричности информации люди обозначают, к какому типу они принадлежат, тем самым уменьшая степень асимметричности. Изначально в качестве модели выбрана ситуация поиска работы. Наниматель заинтересован в наборе обученного/обучаемого персонала. Все соискатели, естественно, заявляют, что они отлично способны учиться. Но только сами соискатели обладают информацией о действительном положении вещей. Это и есть ситуация информационной асимметрии.
Майкл Спенс предположил, что окончание, к примеру, института, служит надёжным опознавательным сигналом — данная персона способна к обучению. Ведь окончить институт проще для того, кто способен учиться и, следовательно, подходит данному нанимателю. И наоборот, если человек не смог окончить институт, его способности к обучению весьма сомнительные
Вопрос № 7
Затраты и результаты ( общие, предельные и средние величины)
Заключительным этапом экономической деятельности предприятия и других видов фирм служит реально изготовленная продукция, иначе говоря, выраженная в физическом значении, а также предоставляемые потребителям различные услуги. Натуральными единицами измерения количества выпуска продукции являются метры, тонны, кВт—часы и т. д. Величина валового дохода или выручка предприятия, которая исчисляется совокупной ценовой суммой проданной продукции или цены предоставляемых услуг, характеризует стоимостные показатели. Определенный уровень цен и структура продукции оказывают воздействие на изменение величины валового дохода.
Прибыль, получаемая при реализации продукции или оказании услуг, является характеристикой качества итоговой деятельности предприятия.
Расчет прибыли производится путем вычитания всех расходов, которые были понесены в определенном периоде времени из полученной величины валового дохода в этом же времени.
Очень часто встречается, что предприятие продает собственные товары на разных сегментах рынка и по различной стоимости. Таким образом, при анализе его хозяйственной деятельности применяется такое понятие, как средняя цена.Она определяется отношением валового дохода к объему реализуемой продукции. Для оценки прибыльности или убыточности производства необходимо сравнить среднюю цену со средними совокупными затратами предприятия.
Предприятия основываются на экономическом золотом правиле, которое позволяет им рассчитать объем выпуска продукции при определенной используемой технологии и определить величину максимальной прибыли, которую предполагают получить в будущем времени. Для данного расчета производят исчисление предельного дохода NR (дополнительного дохода), который образуется в результате реализации одной дополнительной единицы произведенной продукции. В случае увеличения производства на ΔP единиц это даст возможность получения дополнительной прибыли ΔDR, и предельный доход будет равен следующему соотношению: NR = ΔDR/ΔP.
В практической экономике выделяют такие понятия, как издержки и затраты производства. Измерение в натуральных значениях свойственно затратам, а издержки находятся в зависимости от уровня затрат. В свою очередь, величина затрат зависит от применяемых технологий и уровня цен на факторы производства.
Постоянно на предприятии осуществляется учет сумм постоянных и переменных издержек, а также общих и валовых. Суммы издержек предприятий являются постоянными в краткосрочном периоде времени, а в долгосрочном периоде остальные издержки признаются переменными, которые зависят от величины объема выпуска продукции.
Менеджеры предприятий уделяют особое внимание линии изменения общих издержек, стараются снизить их величину, а также проводят их сравнение с общей получаемой прибылью.
Использование средних величин издержек, а именно общих, постоянных, переменных, необходимо при принятии решений в настоящем и будущем времени.
Таким образом, происходит сравнение общих издержек со стоимостью продукции. При превышении стоимости продукции над средними общими издержками предприятие получает доход с каждой произведенной единицы товара, и наоборот. При равенстве рыночной стоимости и средних переменных издержек предприятие вынуждено прекратить деятельность, т. к. его убытки будут равны совокупной величине издержек постоянных.
Следовательно, при анализе экономической деятельности предприятия и в условиях принятия решений применяются показатели, которые отражают общие, средние, предельные величины прибыли, а также издержек и других различных значений предприятия.
Вопрос № 11
Парето-эффективность
Состояние экономики называется Парето-эффективным в распределении благ между потребителями, если невозможно перераспределить блага таким образом, чтобы благосостояние хотя бы одного из потребителей увеличилось без уменьшения благосостояния других. Состояние экономики называют Парето-эффективным в производстве, если невозможно увеличить производство одного или нескольких продуктов, не сокращая производства других. (Названные условия Парето-эффективности симметричны с той лишь разницей, что в первом случае общие объемы потребительских благ предполагаются заданными, фиксированными, тогда как во втором они предполагаются меняющимися в зависимости от распределения факторов производства между выпусками различных благ, табл. 16.1). Наконец, структура выпуска благ является Парето-эффективной, если невозможно увеличить благосостояние хотя бы одного индивида, не уменьшая благосостояния других, путем изменения структуры(комбинации) выпускаемых благ. Это условие требует, как мы знаем из раздела 15.2, равенства предельной нормы продуктовой трансформации предельным нормам замены благ обоих потребителей. И все три эти условия выполняются в условиях совершенной конкуренции, причем не только для двух потребителей или двух предприятий, но и для сколь угодно большого их числа.
Таблица 16.1
Симметричность условий Парето-эффективности в потреблении и в производстве
Парето-эффективное распределение благ Парето-эффективное распределние факторов производства | Ограниченные блага (ресурсы) | Результат распределения | Условие эффективности |
X, YK, L | U*A = U*A(XA,YA) U*B = U*B(XB,YB) X = X(KX,LX) Y = Y(KY,LY) | MRSAXY = MRSBXY MRTSXKL = MRTSYKL |
Вопрос № 12
Ры́нок— совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции.Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции.[1] Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями — есть монополия. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — есть монопсония. Это крайности несовершенной конкуренции.
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.
Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.
Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:
отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
отсутствие ограничений на количество участников рынка;
однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
свободные цены;
отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим
Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.
Спрос— это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.
Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.
Объём предложения (объём выпуска) — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (фирма) по определённой цене за определённый период времени при прочих равных условиях.
Величина предложения — количество товара, которое имеется в продаже при определённой цене.
Поиск «точки равновесия»: изменение цены (P) и количества товара (Q) как следствие изменения спроса (D) и предложения (S)
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
8. Размеры рынка
Равнове́сная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить.
Равновесная цена, это:
цена, при которой спрос и предложение равны;
цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.
Вопрос № 13