Влияние торговой политики правительства на базовые экономические переменные
Переменные | Торговая политика | |||||
Введение тарифа на импорт большой страной (первоначальный тариф – 0) | Упразд- нение тарифа на импорт малой страной | Введение импортной квоты боль- шой страной (первона- чально – свободная торговля) | Упразд- нение тарифа на импорт большой страной | Введение экспортной субсидии большой страной | Введение экспортного налога боль- шой страной (первона- чально – свободная торговля) | |
Внутренние цены | ||||||
Уровень занятости внутри страны | ||||||
Благосостояние потребителей | ||||||
Благосостояние про- изводителей | ||||||
Доходы госу- дарства | ||||||
Национальное благо- состояние | ||||||
Цены за рубежом | ||||||
Благосостояние по- требителей за рубе- жом | ||||||
Благосостояние про- изводителей за рубежом | ||||||
Национальное благо- состояние за рубежом | ||||||
Мир в целом |
ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ К ТЕМЕ 3
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ | ||
1.1. Нет 1.2. Нет 1.3. Да 1.4. Нет 1.5. Нет 1.6. Да 1.7. Да 1.8. Нет 1.9. Нет 1.10. Да 1.11. Нет | 2.1. б) 2.2. д) 2.3. в) 2.4. а) 2.5. а) 2.6. г) 2.7. б) 2.8. д) 2.9. а) 2.10. б) | 3.1. Защита производителей сырья от внешней конкуренции (лишнее, – речь идет о тарифной эскалации). 3.2. Широко используется в США (лишнее, – речь идет об экспортном тарифе). 3.3. Запрещены правилами ВТО (лишнее, – речь идет о косвенных субсидиях). 3.4. Тарифные квоты (лишнее, – речь идет о нетарифных методах регулирования международной торговли). 4.1. Основные процедуры распределения импортных квот. 4.2. Скрытые нетарифные методы регулирования международной торговли. 4.3. Аргументы в пользу протекционизма. 4.4. Сезонный демпинг. 4.5. Производственные стандарты. 4.6. Требование о содержании местных компонентов. 4.7. Парадокс Мецлера |
ВОПРОСЫ, ЗАДАЧИ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ | ||
1. Утверждение неверно. Влияние неопределенно. 2. Эффективный уровень защиты составит , где v1 – добавленная стоимость после введения тарифа; v – добавленная стоимость до введения тарифа. Стоимость велосипедов после введения тарифа равна 330 (300 ´ 1,1), стоимость материалов после введения тарифа есть 231 (220 ´ 1,05), отсюда добавленная стоимость после введения тарифа равна 99 (330 – 231). Тогда эффективный уровень защиты составит 23,8 % . 3. Иллюстрация к задаче представлена на рис. 6. Потери потребителей составят 3060 = (изменение излишка потребителя – площадь трапеции abcd). Выигрыш производителей есть 2580 = (изменение излишка производителя – площадь трапеции a). Доход государства: 240 = (2500 – 2300) ´ 1,2 (площадь прямоугольника c). Безвозвратные потери: 240 = 3060 – 2580 – 240 (площадь треугольников b и d). Рис. 6 4. Заработок возможен путем продажи лицензий. 5. С учетом квоты внутреннее предложение составит 50 + 5P + 50. Отсюда новая внутренняя цена будет равна 20. (D = S; 400 – 10P = 50 + 5P + 50;300 = 15P; P = 20). Потери потребителей составят 2500 = (изменение излишка потребителей). Выигрыш производителей составит 1250 = = (изменение излишка производителей). Государство в случае продажи лицензий может получить 500 = 50´10. Чистые потери страны составят 750 = 2500 – 1250 – 500. 6. Потребители предпочтут налог. 7. Используя рис. 7, получаем, что потребители теряют (a + b); производители выигрывают (a + b + c + d + e); государство теряет e; чистый выигрыш страны составляет (c+e). Экспорт возрастает до Q1Q2. Внутреннее потребление снижается с Q3 до Q1, производство увеличивается с Q4 до Q2. Рис. 7 8. На рис. 8 показано, что большая страна, в отличие от малой, может выиграть от введения тарифных ограничений импорта в случае, если e > b + d, т. е. если эффект условий торговли превышает сумму эффектов защиты и потребления.
Рис.8 9. Субсидии производителям товаров, конкурирующих с импортом, являются экономически более предпочтительными по сравнению с тарифом на импорт. В случае тарифа потери потребительского излишка полностью ложатся на импортирующую страну. В случае предоставления субсидии производителям возникают потери, связанные с негативным эффектом защиты и дополнительной налоговой нагрузкой в связи с их финансированием из государственного бюджета, что меньше, чем в первом случае. Введение тарифа для малой страны проиллюстрировано на рис. 6. Экономический эффект введения внутренних субсидий представлен на рис. 9. В результате предоставления субсидии возникают два экономических эффекта: 1) часть субсидии попадает в распоряжение более эффективных национальных производителей в форме их излишка – сегмент a, и 2) прямые потери для экономики в размере b, возникающие в силу того, что неэффективные местные производители получают возможность продавать свой товар. Рис. 9 10. а) Im = D – S = 3000 – 20P – 10P + 300 = 3300 – 30P; Im = 3300 – б) Иллюстрация аналогичной ситуации показана на рис. 6. Потери по-требителей представлены площадью трапеции (a + b + c + d) = в) Аналогичный тарифу эффект даст квота в размере 1500. Расчет: 11. Особое внимание уделите следующим моментам: основные виды тарифных и нетарифных барьеров, преобладающая функция тарифов на импорт в РФ, эффективность использования тарифной эскалации, изменение уровня тарифной защиты в связи с вступлением в ВТО. 14. Табл. 1 помещена в приложении 2. 15. а) Уравнения кривых спроса на импорт и предложения импорта выглядят следующим образом: DIm = DM – SM = 100 – 10P – 10 – 20P = 90 –30P, SEx = SUSA – DUSA= 40 + 20P – 80 + 20P = 40P – 40,где DM – внутренний спрос в Мексике, SM – внутреннее предложение в Мексике, SUSA – внутреннее предложение в США, DUSA – внутренний спрос в США. б) Внутренняя цена в Мексике составит 3 (SM = DM, 10 + 20P = 100 – 10P, P = 3), в США – 1 (SUSA = DUSA, 40+20P = 80 – 20P, P = 1). в) Мировая цена равна 13/7, мировой объем торговли – 500/7 90 – 30P = 40P – 40, P = 13/7, Q = . г) После введения тарифа внутренняя цена пшеницы в Мексике станет 33/14 (Pw+ t = 13/7 + 1/2). Это изменит спрос на импорт со стороны Мексики, и он составит 270/14 . В связи с тем, что Мексика является большой страной, мировая цена изменится вследствие изменения спроса с ее стороны и станет равна 83/56 (DIm(33/14) = SEx = |