Глава 1. Неоклассическая макроэкономическая модель
Е.А.Спасская
Cовременные школы в макроэкономике
Материал для чтения
Тверь 2012
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Е.А. Спасская
Современные школы в макроэкономике
Материал для чтения
ТВЕРЬ 2012
УДК 330.101.541 (075.8)
ББК У01я73-5
С21
Спасская Е.А.Современные школы в макроэкономике: учебно-методическое пособие – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. – 62 с.
Настоящее пособие предназначено для студентов экономических специальностей Тверского государственного университета и ориентировано на углубленное изучение курса макроэкономики. Пособие может быть использовано для самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям по курсу макроэкономики
© Спасская Е.А., 2012
© Тверской государственный
университет, 2012
Оглавление
Предисловие.………………………………………………… | ||
Глава 1. | Неоклассическая макроэкономическая модель………… | |
1.1. | Основные черты эпохи экономики свободной конкуренции и предпосылки неоклассической модели…………………… | |
1.2. | Система рынков в неоклассической модели и механизм их взаимодействия……………………………………………… | |
1.3. | Великая депрессия и кризис неоклассической школы…… | |
Глава 2. | Кейнсианская макроэкономическая модель…………… | |
2.1. | Исторические условия возникновения и предпосылки кейнсианской модели………………………………………… | |
2.2. | Механизм функционирования рынков в кейнсианской модели………………………………………………………… | |
Глава 3. | Развитие кейнсианской теории: кейнсианство, неокейнсианство, неоклассический синтез, посткейнсианство, неравновесное кейнсианство (теория неравновесия)……………………………………… | |
3.1. | Кейнсианство…………………………………………………. | |
3.2. | Неокейнсианство……………………………………………… | |
3.3. | Неоклассический синтез…………………………………....... | |
3.4. | Посткейнсианство……………………………………………. | |
3.5. | Новое кейнсианство………………………………………….. | |
Глава 4. | Современный монетаризм…………………………………. | |
4.1. | Кризис кейнсианской модели………………………………... | |
4.2. | Изменения в экономике развитых стран, произошедшие к 60-м годам XX века…………………………………………… | |
4.3. | Предпосылки монетаристского макроэкономического анализа………………………………………………………… | |
4.4. | Новые понятия и концепции, описываемые монетаристской моделью…………………………………… | |
Глава 5. | Макроэкономическая модель «новых классиков»: теория рациональных ожиданий, теория «экономики предложения»………………………………………………… | |
5.1. | Предпосылки возникновения «новой классической школы» | |
5.2. | Основные теоретические предпосылки макроэкономической модели «новых классиков»………… | |
5.3. | Представления «новых классиков» о функционировании экономики……………………………………………………... | |
5.4. | Развитие теории рациональных ожиданий………………….. | |
5.5. | Теория «экономики предложения»………………………….. |
Введение
Пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и на основе программы углубленного курса макроэкономики. Оно включено в комплект подготовленных автором учебно-методических материалов для изучения продвинутого курса макроэкономики студентами университета по специальности «Национальная экономика» и предназначено для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям.
Каждая глава пособия включает характеристику соответствующей макроэкономической школы, исторических предпосылок возникновения, исходных допущений анализа и основных моделей, описывающих функционирование национальной экономики на макроуровне. В конце каждой главы имеются вопросы для размышления, обсуждения, самоконтроля. Однако следует отметить, что при подготовке текста пособия не ставилась задача включения подробного описания макроэкономических моделей. Изучение их на семинарских занятиях опирается на использование специальной учебной литературы.
Тем не менее, главы пособия «встроены» в задания практических занятий (выпущены отдельным сборником) таким образом, что студенты имеют возможность понять, как и почему возникла та или иная модель, какой аспект функционирования экономики она отражает, уяснить суть модели на примере задач и упражнений.
При подготовке текста использовалась литература, указанная в списке источников.
Глава 1. Неоклассическая макроэкономическая модель