Пример оформления списка использованных источников
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ, ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
по направлению 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии учетно-экономических дисциплин Председатель ц/к ____________В.И. Осяева Протокол №___ от «___»__________2016г. |
Люберцы 2016
Методические рекомендации по подготовке, оформлению, представлению и защите курсовой работы по профессиональному модулю ПМ 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего специального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация разработчик: ПОЧУ «Техникум экономики и права МСПК»
Разработчик ___________О.Е. Иванова
Преподаватель учётно – экономических дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения ............................................................................ 4
2. Структура курсовой работы ............................................................ 6
3. Организация выполнения курсовой работы ................................. 11
4. Защита курсовой работы ................................................................ 20
5. Критерии оценки курсовых работ ................................................. 21
Приложения ......................................................................................... 24
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации и указания разработаны на основе материалов обобщения опыта организации выполнения и защиты курсовых работ в ПОЧУ «Техникум экономики и права МСПК», а также работы научно-педагогических работников по осуществлению руководства и консультирования студентов в ходе образовательного процесса.
Курсовая работа представляет собой выполненную в письменном виде самостоятельную учебную работу, раскрывающую теоретические и практические проблемы избранной темы.
Курсовая работа является важнейшей формой самостоятельной работы обучаемых. Это одно из первых исследований, в котором студенты в полной
мере проявляют и развивают свои творческие способности, изучая определенную тему за рамками учебного материала.
Выполнение курсовой работы предполагает углубление и систематизацию полученных знаний по изучаемой дисциплине в целом и по избранной теме в частности; выработку навыков сбора и обобщения практического материала, работы с первоисточниками; развитие умений применять полученные знания для решения конкретных научных и практических проблем, формулировать и аргументировать собственную позицию в их решении.
В представленных методических рекомендациях и указаниях изложены требования к структуре, содержанию, организации выполнения и оформления, а также защиты курсовой работы, как самостоятельного вида учебной деятельности, на основе рекомендаций нормативных документов к данному виду работ.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Место курсовой работы в учебном процессе
Курсовая работа занимают важное место в учебном процессе среднего профессионального образования. Ее цель и главное назначение состоит в подготовке студентов к самостоятельному выполнению исследовательской работы, в овладении начальными навыками этой работы, в развитии их творческого потенциала.
Основными задачами курсовой работы являются:
1) овладение первичными навыками ведения исследовательской работы; развитие творческих способностей индивидуально для каждого студента;
2) подготовка студента к выполнению дипломной работы, как начальной формы научно-исследовательской деятельности;
3) усвоение методов грамотного ведения, оформления и редактирования деловой переписки, а также выполнения практической аналитической работы: бизнес-планов, заключений, обзоров, записок, справок и т.д.
Умение вести исследование – подбирать, анализировать, обобщать материал, системно излагать его научным стилем, обосновывать выводы, оформлять работу – задача специалиста с профессиональным образованием.
Курсовые работы занимают ведущее место среди других форм развития творческого потенциала студентов – рефераты, эссе, научные доклады на студенческой научной конференции и др., уступая по завершённости требований лишь дипломной работе.
1.2 Знания и навыки при выполнении курсовой работы
В соответствии с целью и задачами назначение курсовой работы в учебном процессе конкретизируется в овладении студентами следующих знаний, навыков и владений:
1) работа с библиографией: пользование каталогами и справочной литературой, статистическими и инструктивными материалами;
2) разработки плана работы;
3) понимания и грамотного написания введения к любой исследовательской работе;
4) методики и стиля изложения материалов работы;
5) редакционного оформления работы в соответствии с общеустановленными требованиями;
6) написание заключения, уяснение его назначения в работе;
7) составление списка использованных источников и литературы;
8) назначение приложений и их оформление.
1.3 Общие требования к курсовой работе
1.Обязательность наличия материалов статистических сборников, табличных, цифровых и графических данных;
2.Проблемно-поисковый характер работы, овладение методами доказательности приводимого материала, обоснование своей точки зрения и
путей решения проблем;
3.Умение строить и анализировать табличный материал, помещаемый в тексте курсовой работы, умение его анализировать, а главное – овладеть приёмами доказательности, обоснованности своей точки зрения на проблему или вывод;
4.Характеристика проблемы и своё отношение к ней, показ путей её решения, методов её преодоления.
2. Структура курсовой работы
Курсовая работа должна содержать следующие структурные элементы, которые брошюруются в специальную папку:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть (главы и параграфы);
- заключение;
- список источников и литературы;
- приложения.
Каждый структурный элемент работы (кроме параграфов) должен начинаться с нового листа.
Наименования структурных элементов (содержание, введение, главы и параграфы, заключение, список литературы и источников, приложения) пишутся посередине листа, без переносов, сокращений и подчеркивания. Точка в конце заголовка не ставится.
Расстояние от заголовка до текста – один двойной интервал. Расстояние между строчками заголовка (наименования) структурного элемента – один
одинарный интервал.
2.1 Титульный лист
Титульный лист курсовой работы является первым листом, он не нумеруется и оформляется по форме, представленной в приложении 2.
Наименование учебного заведения пишется прописными (заглавными) буквами прямым шрифтом 14 кеглем в именительном падеже по образцу.
Наименование цикловой комиссии пишется с прописной (заглавной) буквы строчными буквами в родительном падеже без кавычек, прямым шрифтом 14 кеглем.
Слова КУРСОВАЯ РАБОТА пишутся прописными (заглавными) буквами, 14 кеглем, прямым шрифтом.
Наименование темы курсовой работы пишется с прописной (заглавной) буквы строчными буквами прямым шрифтом 14 кеглем, в именительном падеже, единственного числа, в кавычках. Оно должно соответствовать принятой терминологии и быть кратким.
Переносы слов и подчеркивания в надписях титульного листа не допускаются.
2.2 Содержание
В курсовой работе содержание размещается после титульного листа на странице под номером 2.
Содержание включает наименование структурных элементов, в т.ч. введения, глав и параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложений, с указанием номеров страниц их начала.
Размещается содержание на одной странице текста. Слово СОДЕРЖАНИЕ пишется в виде заголовка (симметрично тексту по центру) прописными (заглавными) буквами, прямым шрифтом 14 кеглем. Пример оформления содержания представлен в Приложении 3.
2.3 Введение
Введение начинается со страницы под номером 3 и должно содержать оценку современного состояния решаемой в курсовой работе проблемы, основание и исходные данные для ее выполнения. Слово ВВЕДЕНИЕ пишется в виде заголовка (симметрично тексту по центру) прописными (заглавными) буквами, прямым шрифтом 14 кеглем.
Введение включает:
- обоснование темы работы;
- актуальность и новизну исследования;
- указание объекта и предмета исследования;
- цель и задачи исследования;
- используемые методы исследования и анализ источников.
Актуальность исследования характеризуется состоянием проблемы, изучаемой обучающимся в настоящее время.
Объект исследования – это явление, процесс, на который направлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Указание в работе объекта исследования является обязательным. Предмет раскрывается только в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться.
Объем введения – 2 страницы текста.
2.4 Основная часть
Основная часть курсовой работы должна содержать данные, отражающие существо, методику и основные результаты исследования. Основная часть должна включать две главы.
В первой главе осуществляется выбор направления работы, обоснование выбора, а также методов решения задач, их сравнительная оценка. Это теоретический раздел курсовой работы, в котором дается характеристика выбранной проблемы исследования. Он может содержать исторический аспект решаемой проблемы, нормативно-правовые основы исследуемых процессов и явлений, анализ документов и литературных источников. Кроме представленного анализа использованных источников, студент должен выразить свою точку зрения по проблеме исследования.
Вторая глава является аналитической и посвящается анализу собранной статистической информации по проблеме исследования. Анализ охватывает основные показатели (в т.ч. финансово-экономические) деятельности объекта, на примере которого проводится исследование (конкретного предприятия, организации, учреждения). Результаты анализа представляются
в виде таблиц, диаграмм, графиков. Кроме того, в данной главе может даваться характеристика и оценка отечественного и зарубежного опыта.
Автор формулирует предложения (пути, рекомендации) по совершенствованию предмета исследования исходя из результатов анализа,
выполненного в главе. Демонстрируются отчетные показатели деятельности
предприятия (организации, учреждения) в таблицах и иллюстрациях с указанием всех расчетных зависимостей (формул) и подробным описанием
выполненных расчетов. Формулируются предложения и рекомендации по
теме исследования.
Главы курсовой работы, как правило, делятся на параграфы. Раздел может содержать не менее 2-х параграфов. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа в конкретной главе, разделенные точкой. Точка после номера параграфа не ставится (например, 1.1).
Каждая глава курсовой работы должна заканчиваться выводом.
2.5 Заключение
В курсовой работе заключение размещается после основной части.
Слово ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется в виде заголовка (симметрично тексту по центру) прописными (заглавными) буквами, прямым шрифтом 14 кеглем.
Заключение содержит краткие теоретические и практические выводы по итогам исследования, основные результаты, полученные в ходе ее выполнения и рекомендации по их практическому и научному применению.
Объем заключения – 2 страницы текста.
2.6 Список использованных источников и литературы
Список использованных источников и литературы размещается в конце работы после заключения. Он должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении курсовой работы, на которые обязательно
по тексту должны быть ссылки.
В начале списка располагаются в хронологическом порядке нормативные акты (Федеральные законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Кодексы, положения, инструкции, рекомендации ФНС Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, МВД Российской Федерации, Минюста Российской Федерации и др. по теме работы) с изменениями и дополнениями.
Затем в алфавитном порядке следует перечень источников, включающий учебники, пособия, монографии, статьи периодических изданий, отражающие положения по теории и практике исследуемых проблем и др.
Каждый литературный источник должен иметь следующие данные: фамилию, после фамилии ставится запятая, и инициалы автора (авторов), полное название (без кавычек), место издания, название издательства, год издания, общее количество страниц.
При использовании источников на иностранных языках их список размещается после литературы на русском языке, в последовательности букв латинского алфавита. Порядковая нумерация при этом сохраняется общая.
Использование в качестве источников материалов Internet допустимо при ссылках на официальные сайты. Пример оформления списка источников
и литературы представлен в Приложении 1.
2.7 Приложения
В работе приложения размещаются после списка использованных источников. Порядковая нумерация страниц при этом сохраняется.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть (например, громоздкость сводных таблиц, проводимых расчетов, большое количество иллюстраций и др.).
В приложения рекомендуется включать материалы, дополняющие курсовую работу в т.ч.:
- промежуточные расчеты (например, формы бухгалтерской финансовой отчетности, аналитические расчетные таблицы, налоговые и таможенные декларации и др.);
- таблицы вспомогательных цифровых данных;
- иллюстрации вспомогательного характера.
3. Организация выполнения курсовой работы
3.1 Выбор и утверждение темы курсовой работы
Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями цикловой комиссии с учетом профиля и направления подготовки обучающихся. Она должна быть актуальной и соответствовать современному состоянию развития экономики. В качестве тем выбираются проблемы, существующие в реальной деятельности организаций (предприятий, учреждений), в системе бухгалтерского учёта и экономического анализа.
При формировании названия темы следует учитывать следующие особенности:
- название должно быть конкретным и кратким, содержать проблему, объект и предмет исследования;
- название не должно быть ни публицистичным, ни информативным, не содержать слова «проблемы», «роль», «посредством»;
- недопустимы неопределенные формулировки (например, «Исследование некоторых вопросов ...»), а также штампы (например, «К вопросу о …»);
- желательно, чтобы название темы состояло из логического подлежащего и логического сказуемого (например, «Учёт и анализ основных средств»).
Курсовая работа выполняется по материалам конкретной организации (предприятия, учреждения), поэтому ее тема должна формироваться с указанием объекта, на примере которого проводится исследование, что отмечается на титульном листе в круглых скобках (на примере ООО «………………..»).
Студентам предоставляется право выбора темы работы, исходя из тематики, определенной цикловой комиссией и утвержденной в установленном порядке.
Студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
3.2 Руководитель курсовой работы обязан:
- оказывать практическую помощь студенту в выборе темы работы и в разработке плана ее выполнения;
- проводить квалифицированную консультацию по выбору источников и фактических материалов для изучения и выполнения работы;
- помогать обучающимся в выборе методики исследования;
- давать рекомендации по возможным решениям основных задач, стоящих перед автором курсовой работы, сохраняя за ним самостоятельность в принятии решений;
- проверять обоснованность выводов, разрабатываемых студентом рекомендаций и предложений, корректность выполняемых расчетов;
- осуществлять систематический контроль за ходом выполнения курсовой работы в соответствии с планом и контрольными сроками выполнения отдельных ее этапов;
- контролировать правильность изложения текстового и представления иллюстрационного материалов, обращая внимание на соблюдение требований ГОСТ и настоящих Методических рекомендаций, указаний по оформлению курсовой работы.
3.3 Работа студента над темой
После изучения задания составляется план с установлением контрольных сроков выполнения отдельных этапов работы.
Студент обязан выполнять все требования руководителя курсовой работы, в установленные сроки представлять ему подготовленные материалы по этапам выполнения работы, посещать консультации по его указанию.
Выполнение курсовой работы, в свою очередь, делится на несколько этапов: подготовительный, исполнительный и заключительный (оформительский).
Подготовительный этап. Студент, выбрав объект исследования, собирает необходимые данные, изучает литературу по теме работы, проводит анализ имеющихся решений по аналогичным проблемам, составляет проект плана выполнения курсовой работы (ее содержания).
На данном этапе руководитель советует как начать работу по рассмотрению темы, корректирует план работы, дает рекомендации по подбору литературы, оказывает помощь студенту в формулировании актуальности и новизны, цели и задач проводимого исследования, определении объекта и предмета исследования.
Исполнительный этап заключается в формировании материала работы, приведении в соответствующий вид и обобщении собранной информации.
На этом этапе руководитель выступает как оппонент, указывает на недостатки аргументации выдвигаемых автором положений, стиля изложения материала, приводимых примеров и доказательств, консультирует
по вопросам устранения выявленных недостатков, оказывает помощь в формировании рекомендаций и предложений.
На заключительном этапе обучающийся занимается оформлением работы и подготовкой ее к защите. На данном этапе руководитель советует, как лучше представить материал работы с позиций объективности, достоверности, доказательности и наглядности, оказывает помощь в формулировании общих выводов.
3.4Оформление курсовой работы
Содержание работы должно соответствовать заданию. Наименование темы работы в текстовых материалах должно совпадать с наименованием, утвержденным цикловой комиссией. Курсовая работа брошюруется в типовую твердую папку, принятую условиями архивирования документов учебного заведения.
Курсовая работа должна носить творческий научный характер и соответствовать требованиям к содержанию и оформлению, предъявляемым
к отчетам о научно-исследовательской работе, изложенным в ГОСТ.
Курсовая работа включает от 20 до 30 печатных страниц (без приложений) текста формата А4.
Начертание текста работы должно быть четким, качественным. Опечатки и графические неточности, обнаруженные в тексте, могут быть исправлены при помощи корректора. Наклейки не допускаются.
Сокращение русских слов и словосочетаний должно соответствовать требованиям установленным стандартом.
Наиболее часто используемыми сокращениями в тексте являются: век – в., год – г., страница – с., смотри – см., таблица – табл., рисунок – рис., приложение – прил., автор – авт., статья – ст., округ – окр., область – обл., район – р-н, то есть – т.е., в том числе – в т.ч., и так далее – и т.д., и тому подобное – и т.п., и прочее – и пр., и другие – и др.
Текст, набранный на компьютере в текстовом редакторе Word, должен быть форматирован по ширине листа и оформлен следующим образом:
-ширина полей (параметры страницы): сверху - 2,0 см, снизу - 2,0 см, слева - 3 см, справа - 1,0 см;
- шрифт основного текста: обычный, размер 14 кегль Times New Roman; межсимвольный интервал - обычный; межстрочный интервал - полуторный. Абзацный отступ - 1,25. Текст таблиц набирается прямым шрифтом размером 12 кегль, через один интервал;
- порядковая нумерация станиц проставляется арабскими цифрами внизу по центру листа, размер шрифта 12 кегль;
- формулы должны быть оформлены в редакторе формул Equation Editor и вставлены в документ как объект.
Изложение материала курсовой работы должно быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Текст работы излагается в безличной форме, например: «Значение коэффициента ... принято ... », или «... принимается»; «В результате анализа ... получено ...» и т.п.
В тексте должны применяться научные и специальные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в литературе по профилю подготовки обучающихся.
Не допускается применять:
- обороты разговорной речи и профессионализмы;
- для одного и того же понятия различные научно-технические и специальные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;
- математические знаки без числовых значений (т.е. для замены слов), например: > (больше), < (меньше), = (равно), Ф (не равно), а также знака № (номер), % (процент) и др.
Перечисления в тексте выделяются дефисом, строчными буквами (кроме ё, й, о, ы, ь, ъ) и арабскими цифрами со скобками: а), б), 1), 2). В курсовой работе рекомендуется не более двух стилей перечислений.
Если в тексте работы приводится диапазон числовых значений какой-либо величины, то обозначение ее указывается после последнего числового значения диапазона. Например, от 1 до 5 км, от 5 до 10 лет, от 350 до 450 тыс. руб., от плюс 10 до минус 40° С и др.
Разрешается использовать возможности акцентирования внимания на отдельных терминах, применяя жирный шрифт и курсив (исключая подчеркивание).
Формулы пишутся отдельной строкой. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Знаки препинания ставят на продолжении основной строки формулы, непосредственно за ней. Например,
Приведенные затраты рассчитываются по формуле:
3i = Ci + Ен Ki, (1)
а удельные капитальные вложения по формуле:
Ку = N/K, (2)
где 3i - приведенные капитальные вложения, тыс. руб.;
Ci - себестоимость i-го варианта капитальных вложений, тыс. руб.;
Ен - нормативный коэффициент эффективности, 0,15;
Ki - капитальные вложения по i - варианту, тыс. руб.;
Ку - удельные капитальные вложения;
N - объем произведенной продукции, тыс. руб.;
К - капитальные вложения, т. руб.
После формулы помещают перечень всех принятых в ней символов с расшифровкой их значений и указанием размерности (если в этом есть необходимость). Буквенные обозначения дают в той же последовательности,
в которой они приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Формулы нумеруются сквозной порядковой нумерацией арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Одну формулу не нумеруют. При ссылке на формулу указывается ее полный номер в круглых скобках, например, «... в формуле (1)» или «см. формулу (2)».
Иллюстрации (рисунки, схемы, графики, диаграммы, фотографии) оформляют как рисунки и размещают сразу после первой ссылки на них в
тексте.
Иллюстрации сопровождаются номером рисунка и наименованием (под рисунком), по центру. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами
сквозной порядковой нумерацией. Если иллюстрация одна, ее не нумеруют.
Наименование (заголовок) иллюстрации начинается с прописной (заглавной) буквы и выполняется прямым шрифтом, 12 кеглем с одинарным межстрочным интервалом.
Например, Рис. 1 Динамика доходов организации в 2015 году
Иллюстрация может иметь поясняющие надписи, раскрывающие суть иллюстрации и детали содержания (они размещаются под словом Рис. и наименованием иллюстрации).
Ссылки в тексте на рисунки оформляются следующим образом: «на рис. 1 представлены…», « … как показано на рис. 2» или (см. рис.3).
Помещать в работу таблицы целесообразно тогда, когда их содержание невозможно передать текстом, а также для наглядного представления материала работы. Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной порядковой нумерацией. Заголовок таблицы пишется с прописной (заглавной) буквы.
Над таблицей делается надпись Таблица с указанием ее номера с последующим заголовком. Заголовок таблицы выполняется прямым шрифтом, 14 кеглем с одинарным межстрочным интервалом. Текст в таблице набирается прямым шрифтом, 12 кеглем с одинарным межстрочным интервалом.
Например,
Таблица 1.1
Организация ведения реестров…………………..
В заголовках таблиц недопустимы нестандартные сокращения. Названия граф пишут в именительном падеже, единственном числе.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист, заголовок размещается только над ее первой частью. При переносе части таблицы на другую страницу пишут «Продолжение» и указывают номер таблицы, например, «Продолжение таблицы 2».
На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы, при ссылке следует указывать номер таблицы. Например, «Данные о ... представлены в табл. 1» или (см. табл. 3).
Таблица помещается после первого упоминания о ней в тексте так, чтобы ее можно было читать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке. Для облегчения ссылок по тексту в таблицах допускается нумерация граф. Графа № п.п. в таблицы не включается.
К таблицам при необходимости каких-либо пояснений приводят примечания. Примечания следует помещать непосредственно после таблицы, к которой относятся эти примечания и печатать с прописной (заглавной) буквы с абзаца.
Список использованных источников и литературы размещается после заключения и включает перечень всех источников, к которым обращался автор в процессе выполнения курсовой работы. Эти обращения показываются в тексте работы в виде ссылок.
Приводимые в работе сведения из литературных источников (цифровые данные, цитаты, общие выводы и положения, мнения авторов) должны иметь
точные ссылки на источники информации. При подстрочной сноске библиографические данные литературного источника должны быть отделены
от основного текста тремя междустрочными интервалами и линией длиной 50 мм, размещенной у левого края листа. Текст сноски пишут с абзацного отступа через один межстрочный интервал. При компьютерном наборе размер шрифта сноски допускается уменьшать против размера шрифта в основном тексте (минимальная высота шрифта – 1,5 мм). Рекомендуемый шрифт - Times New Roman, размер 12. В конце сноски необходимо указывать номер страницы, например:
1См.: Маркетинг. Учебник, 3-е изд. Под ред. акад. Романова А.Н. – М.: Банки и Биржи: ЮНИТИ, 2014. – С. 58.
Сноски должны иметь сквозную нумерацию по всему тексту. Цитирование должно быть полным без произвольного сокращения цитируемого текста. Пропуски слов, предложений, абзацев при цитировании допускаются без искажения смысла цитируемого текста и обозначаются многоточием (...). Если перед опущенным текстом стоял знак препинания, то он не сохраняется.
Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике. Научные термины, предложенные другими авторами, если они не являются предметом полемики в работе, в кавычки не заключаются. В случае полемики к термину добавляется выражение «так называемый».
Если цитата полностью воспроизводит предложение текста в источнике и не представляет часть предложения автора работы, а также, если цитируемый текст идет после точки, то она начинается с прописной буквы. Во всех остальных случаях цитата начинается со строчной буквы. При цитировании литературных источников приводятся подстрочные ссылки на источник.
Количество использованных в курсовой работе источников должно составлять не менее 20 наименований. Преимущество должно отдаваться источникам последних лет издания.
После списка использованных источников в курсовой работе помещают приложения. Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах. В тексте выполненной работы на все приложения должны быть даны ссылки (например, «сведения представлены в прил. 1») или (см. прил. 1).
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием, в верхней ее части, слова Приложение и его номера, с последующей записью
заголовка (названия приложения) симметрично относительно текста с прописной (заглавной) буквы прямым жирным шрифтом, 14 кеглем.
Например,
Приложение 1
Перечень функциональных операций сотрудников отдела
Если в курсовой работе одно приложение, оно обозначается «Приложение» (без номера) с последующей записью его названия.
При подготовке студентом рукописи курсовой работы особое внимание следует уделить тому, насколько логично и последовательно изложен материал, выделены ли основные положения и достаточно ли они аргументированы, удалось ли показать новизну в выполненной работе, насколько убедительны и доказательны формулировки и выводы.
Одновременно проверяется правильность оформления всех структурных элементов работы.
На заключительном этапе полностью подготовленная и проверенная руководителем курсовой работы подписывается руководителем (на титульном листе).
Курсовые работы должны быть завершены и представлены председателю цикловой комиссии за неделю до защиты.
4. Защита курсовой работы
Защита курсовой работы проводится согласно расписанию.
Продолжительность доклада на защите не должна превышать 10 минут.
В докладе должны найти отражение:
- актуальность темы курсовой работы;
- характеристика объекта и предмета исследования;
- цели и задачи выполненной работы;
- краткий содержательный анализ проблемы по разделам работы с привлечением демонстрационных материалов;
- полученные автором результаты работы, рекомендации и предлагаемые решения, обоснование возможностей их реализации.
В свое выступление студент не должен включать теоретические положения, заимствованные из нормативных или литературных источников, т.к. они не являются предметом защиты. Студенту рекомендуется для иллюстрации своего доклада подготовить презентацию. За принятые в курсовой работе обоснования и решения, правильность расчетов несет ответственность автор исследования.
Внимание должно быть сосредоточено на собственных разработках. В ходе доклада активное использование иллюстрационных материалов способствует усилению доказательности выводов и предложений. По окончанию доклада могут быть заданы вопросы обучающемуся, относящиеся к теме курсовой работы. На этом процесс защиты завершается.
Оценка курсовой работы выставляется в соответствии с критериями.
Студент, не защитивший курсовую работу, допускается к повторной защите по прежней теме, после устранения выявленных недостатков.
5. Критерии оценки курсовых работ
Защита курсовой работы заканчивается выставлением оценок.
«Отлично» выставляется за курсовую работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую часть, глубокий анализ и критический разбор практики, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. Работа оформлена в соответствии с требованиями, изложенными в настоящих Методических рекомендациях и указаниях по выполнению курсовых работ. При ее защите обучающийся показывает глубокое знание вопросов темы, свободно оперирует данными исследования и знаниями нормативных документов, вносит обоснованные предложения, во время доклада использует презентацию, свободно и аргументировано отвечает на поставленные вопросы.
«Хорошо» выставляется за курсовую работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую часть, в ней представлены достаточно подробный анализ и критический разбор практики, изложение материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями. Она оформлена в соответствии с требованиями. При ее защите обучающийся показывает знание вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по теме исследования, во время доклада без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.
«Удовлетворительно» выставляется за курсовую работу, которая носит исследовательский характер, имеет теоретическую часть, базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ и недостаточно критический разбор практики, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения. Имеются
существенные замечания по содержанию и оформлению работы. При ее защите обучающийся проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не всегда дает исчерпывающие аргументированные ответы
на заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» выставляется за курсовую работу, которая не носит исследовательского характера, не имеет должного анализа, не отвечает требованиям, изложенным в Методических рекомендациях и указаниях по
выполнению курсовых работ. В работе нет выводов либо они носят декларативный характер. При защите курсовой работы обучающийся затрудняется отвечать на поставленные вопросы по ее теме, не знает теории
вопросов, при ответе допускает существенные ошибки. К защите не подготовлена презентация.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Пример оформления списка использованных источников