Информационное обеспечение и статистика инноваций
Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется «Положением о государственной системе научно-технической информации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.07.1997 г. № 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития).
Государственная система научно-технической информации – совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.
Цель создания ГСНТИ – обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации (НТИ), их интеграции в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг.
К федеральным органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся:
· всероссийский научно-технический информационный Центр Министерства науки и технологий РФ
· всероссийский Центр межотраслевой информации Министерства экономики РФ
· российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства науки и технологий РФ
· всероссийский Центр научной и технической информации Российской Академии наук и Министерства науки и технологий РФ
· государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ
· библиотека РАН
· библиотека по естественным наукам РАН
· отраслевые библиотеки.
Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на единых международных подходах и стандартах.
Международные стандарты в статистике науки и инноваций – комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистики. Необходимость стандартизации статистики науки и ликвидации национальных различий в практике учета показателей первоначально возникла в процессе интеграции мирового хозяйства промышленно развитых стран, развития экономического и научно-технического сотрудничества. Быстрый рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и разработки, потребовал развертывания работ по сбору и анализу соответствующей информации.
Активную роль в создании новых и уточнении существующих международных стандартов по статистике науки и инноваций играет Евростат – Статистическая служба Евросоюза. В 1969 г. Евростатом была разработана первая редакция номенклатуры для анализа и сопоставления научных программ и бюджетов (в настоящее время действует редакция 1992 г.), являющаяся основой для сбора данных о бюджетных ассигнованиях на научные исследования и разработки по социально-экономическим целям в странах – членах Евросоюза, их обобщения и подготовки ежегодных докладов о государственном финансировании науки в ЕС.
Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных предприятий (основные показатели), строится по следующим разделам:
· инновационная активность предприятий
· источники информации об инновациях
· цели инновационной деятельности
· затраты на технологические инновации
· исследования и разработки
· количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок
· технологический обмен
· методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукт-, процесс-инноваций
· результаты инновационной деятельности
· факторы, препятствующие инновациям.
Комплексный механизм государственной поддержки инноваций (на примере Республики Коми)
Механизм государственной поддержки инноваций представляет, на наш взгляд, взаимосогласованную систему институтов и мер регулирования и стимулирования инновационной активности. Целесообразно выделить основные направления, ориентированные на повышение эффективности мер государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности.
1. Совершенствование некоторых положений государственной программы развития инновационной деятельности;
2. Совершенствование нормативного регулирования в инновационной сфере;
3. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности.
Задача организационно-экономического механизма государственной поддержки инновационной деятельности - способствовать формированию экономико-правовой среды, благоприятной для функционирования инновационно ориентированного капитала и развития высокотехнологичного инновационного бизнеса. Соответственно функция организационно-экономического механизма состоит в обеспечении роста высокотехнологичного инновационного бизнеса и экономики в целом.
Нами предложены методические основы формирования механизма, включающие в себя следующие положения:
- функционирование механизма должно создать наиболее благоприятные финансовые и организационные условия для деятельности венчурных фондов, развития венчурного инвестирования и инновационного предпринимательства;
- в ходе формирования механизм должен приобрести такие свойства, как финансовая устойчивость, целостность, способность к автономному функционированию и возможность выстраивать взаимовыгодные связи с экономикой в целом;
- механизм должен представлять собой совокупность замкнутых составляющих, каждая из которых выполняет специфические функции и решает отведенные ей задачи.
Разработанный механизм государственной поддержки инноваций включает в себя пять типов системообразующих элементов: нормативный, организационный, финансовый, кадровый и информационный.
Нормативный элемент механизма государственной поддержки представляет собой комплекс мер нормативного регулирования инновационной деятельности, основу которого составляют законодательные акты и нормативные документы, издаваемые властными органами, а также сеть специализированных правовых институтов и корпус специалистов, обеспечивающих практическое применение нормативно-правовой базы.
Укрупненно нормативное регулирование можно представить несколькими отдельными блоками. Основой нормативного регулирования инновационной деятельности является комплекс законов об инвестициях (иностранных инвестициях), научной, научно-технической и инновационной деятельности, в частности, законодательство об охране объектов интеллектуальной собственности и защите прав их владельцев. Вследствие наблюдаемой глобализации и интернационализации технологических рынков нормативное регулирование в области инновационной деятельности и охраны прав интеллектуальной собственности в развитых рыночных экономиках в значительной мере унифицировано.
Второй важной частью нормативного регулирования венчурного инвестирования являются правовые акты, стимулирующие и регулирующие НИОКР в интересах промышленности и процессы передачи результатов законченных исследований в сферы их использования. Очевидно, что отсутствие эффективных механизмов «подготовки и доведения» научного результата до товарных стандартов является одним из основных препятствий, ограничивающих динамичное развитие инновационного бизнеса и венчурной индустрии.
Третьим блоком нормативного регулирования является комплекс законов и иных нормативных актов, определяющих условия создания и деятельности различных институтов поддержки и обеспечения инновационного бизнеса, его институциональной инфраструктуры.
Четвертый блок составляет нормативное регулирование деятельности малого и среднего бизнеса (корпоративное законодательство), которое, при всем его разнообразии в условиях разных экономик, имеет несколько основных общих черт:
- простые процедуры регистрации, основанные на заявительном принципе;
- упрощенные формы ведения бухучета и отчетности;
- наличие разнообразных налоговых льгот (например, в течение начальных этапов деятельности);
- право принимать участие в выполнении государственных контрактов;
- возможность работать на базе специальных бизнес-центров и инкубаторов, что дает ряд ощутимых преимуществ.
В отдельный блок можно выделить комплекс мер нормативного регулирования в области антимонопольного, валютного, налогового законодательства, стимулирующего венчурные инвестиции в сфере инновационного бизнеса.
С учетом стабильных векторов государственной политики, нормативное регулирование представляет собой взаимосогласованный комплекс правовых норм и институтов, регулирующих инновационную составляющую экономики.
Под организационной составляющей комплексного механизма государственной поддержки инноваций нами понимается совокупность организационных процедур и структур, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают нормальное функционирование и развитие венчурного инвестирования инновационной деятельности.
Для разработки, инвестирования и внедрения инноваций в малое предпринимательство необходимо наличие основных элементов организационных процедур: бизнес-школы; агентства, фонды и центры поддержки малого предпринимательства; научно-технические парки, инновационно-технологические центры; информационно-аналитические и консультационные центры и т.д. Деятельность предприятий инфраструктуры необходимо стимулировать подобно деятельности малых инновационных компаний. В связи с этим, следует решить вопрос о создании в регионе промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон.
Финансовая составляющая с учетом международного опыта должна складываться на базе высокоразвитых финансово-кредитных механизмов современного рынка, обеспечивающих финансовыми ресурсами предпринимательскую экономику. Элементная структура финансового обеспечения включает в себя банки, инвестиционные фонды и организации (страховые компании, пенсионные фонды, государственные инвестиционные фонды и др.), корпоративных и индивидуальных инвесторов, а также собственно венчурные фонды.
Кадровый элемент связан с высокими требованиями к профессионализму инновационных менеджеров и менеджеров, управляющих инвестиционными активами. Необходимо дальнейшее совершенствование и развитие комплекса различных институтов обучения и подготовки квалифицированных менеджеров и консультантов по управлению и бизнесу.
Информационное обеспечение процесса венчурного инвестирования инновационного бизнеса - это справочная, патентная, конъюнктурная, аналитическая, техническая и рекламная информация, постоянно представленная в традиционных и электронных информационных системах, разовых и периодических изданиях, накапливаемая в библиотеках и фондах, регулярно обновляемая и обобщаемая многочисленными информационными институтами и поставляемая пользователям по самым различным каналам.
Наиболее эффективно механизм государственной поддержки инноваций будет функционировать с помощью так называемого Фонда фондов, некоммерческой организации, выступающей от лица государства учредителем фондов венчурного инвестирования. Основной целью деятельности данной организации является формирование структуры венчурного инвестирования и организация привлечения инвестиций в высокорисковые наукоемкие инновационные проекты.
Рис. Комплексный механизм государственной поддержки инноваций
Использование представленного на рис. комплексного механизма государственной поддержки инноваций позволит создать национальную и региональную инновационную систему, оказать существенное положительное влияние на развитие инновационной деятельности в целях обеспечения качественного экономического роста и повышения уровня жизни населения.
На наш взгляд, каждому субъекту Российской Федерации следует сформировать собственные инновационные программы с использованием комплексных механизмов государственной поддержки для повышения эффективности результатов научной и научно-технической деятельности и внедрения новых технологий во все сферы жизнедеятельности.