Органы контроля и надзора за безопасностью и охраной труда в РФ

Охрана труда на производстве и в учебном процессе

ВВЕДЕНИЕ

Отечественная система охраны труда как часть общей системы обеспечения безопасности жизнедеятельности (БЖ) более семидесяти лет формировалась и развивалась в рамках плановой, регулируемой государством экономики. Она безусловно выполнила свою позитивную роль, позволив реализовать многоаспектный комплекс гарантий, мер защиты и социальной поддержки трудящихся. Особенностями такой системы являлось ее жестко регламентированное государственное финансирование и реальная ответственность руководителей за нарушение законов, норм и правил охраны труда.

Формирующаяся с начала 1990-х годов система новых экономических отношений отличается бол ьшей либеральностью и самостоятельностью работодателей в выборе приоритетов инвестирования средств, что привело к снижению уровня охраны труда и безопасности на производстве. В середине 1990-х годов в России зафиксирован самый высокий среди индустриально развитых стран уровень производственного травматизма с летальным исходом – 0,133 случая гибели на 1000 работающих; более чем у 40 % работающих в отечественной промышленности условия труда квалифицированы как неблагоприятные; число специалистов по охране труда на предприятиях снизилось почти в два раза; затраты на мероприятия по охране труда сократились в пять раз. В результате значительно увеличилось количество всевозможных аварий, катастроф, несчастных случаев, что привело к увеличению общего числа пострадавших от производственных травм и неблагоприятных факторов в 2–3 раза.

Эти негативные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования личной подготовки каждого работника и всей системы безопасности и охраны труда, адаптации ее к рыночной экономике, интеграции в европейское и мировое правовое пространство, сохранения механизмов защиты интересов работающих, гарантий охраны их жизни, здоровья и трудоспособности в процессе профессиональной деятельности.

Опыт развитых стран показал, что в условиях экономических отношений рыночного типа для решения этих задач необходимо сочетание системы государственного регулирования с возложением расходов и экономической ответственности за ее реализацию на работодателей. Опираясь на такой подход, Россия поставила перед собой масштабную задачу, провозгласив принципом государственной политики в сфере охраны труда приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Система охраны труда является важной составной частью системы обеспечения безопасности образовательных и производственных объектов, а также общей системы национальной безопасности страны.

В связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций (ЧС) в последние годы особую актуальность приобрели вопросы организации работ по охране труда, улучшения условий и безопасности жизнедеятельности, профилактики травматизма

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Виды ответственности

Всякое нарушение правил техники безопасности или невыполнение мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда, если это нарушение или неисполнение обязанностей могло повлечь или повлекло за собой несчастные случаи с людьми, карается законом в зависимости от опасности нарушения и наступивших последствий. Предусматриваются следующие виды ответственности за нарушение законодательства по охране труда:

дисциплинарная;

административная;

материальная;

уголовная.

За совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания. Дисциплинарным взысканием за нарушение законодательства по охране труда являются замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.

В отличие от дисциплинарной, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях к административной ответственности привлекаются руководители, должностные лица и другие ответственные работники. Решение о наложении взыскания в виде штрафов разной величины принимают инспекторы или руководители органов Государственного надзора.

Материальная ответственность как следствие нарушения правил охраны труда возникает в тех случаях, когда в результате нарушения этих правил причинен материальный ущерб государству или пострадавшим. Порядок возмещения материального и морального вреда определяется решением суда или должностными лицами на основе ст. 1064–1101 ГК РФ.

Решение об уголовной ответственности согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации (УК РФ) принимается в судебном порядке. Объектами ответственности являются лица, допустившие нарушения правил охраны труда, которые могли повлечь (или повлекли) за собой несчастные случаи с тяжелыми последствиями. Величина санкций, которые включают в себя отстранение от должности, штраф, лишение свободы, исправительные работы, определяется судом.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением правил безопасности, предусмотрена следующими статьями УК РФ:

Статья 143. Нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной, или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 219. Нарушение правил пожарной безопасности.

Органы контроля и надзора за безопасностью и охраной труда в РФ

В соответствии со ст. 20 Федерального Закона «Об основах охраны труда в РФ» государственный контроль и надзор за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляются федеральным органом контроля и надзора, а также соответствующими органами субъектов РФ.

Различают следующие виды контроля и надзора за соблюдением законодательства по охране труда:

государственный;

ведомственный;

общественный.

Государственный контроль в сфере охраны труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы и инспекции:

Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и социального развития РФ (с 2004 г. – Министерство здравоохранения и социального развития РФ) или Рострудинспекция. Образована в соответствии с Указом Президента РФ от 4 мая 1994 г. № 850;

Федеральный горный и промышленный надзор1 России (Госгор-технадзор России). Положение о Госгортехнадзоре России утверждено Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г. № 284. Осуществляет надзор за безопасным ведением работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования. Госгортехнадзор России осуществляет также лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ;

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности1 (Госатомнадзор России). Положение о Госатомнадзоре России утверждено распоряжением Президента РФ от 16 сентября 1993 г. № 636-рп. Осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ. Госатомнадзор России осуществляет также лицензирование видов деятельности, связанных с использованием атомной энергии, ядерных материалов;

Государственный энергетический надзор[1] (Госэнергонадзор). В соответствии с Положением о Государственном энергетическом надзоре в РФ, утвержденном постановлением Совета Министров, осуществляет контроль технического состояния и безопасности обслуживания электрических и теплоиспользующих установок;

Департамент санитарно-эпидемиологического надзора в составе Минздрава России (Госсанэпиднадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями и организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554;

Государственная экспертиза условий труда. Положение о Госэкспертизе условий труда утверждено постановлением Совета Министров РФ от 3 декабря 1990 г. № 557. Функции этого органа рассмотрены в разделе «Экспертиза условий труда»;

Госстандарт России осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) через свои территориальные органы (лаборатории государственного надзора, центры стандартизации и метрологии) самостоятельно или совместно с технической инспекцией труда центральных комитетов и советов профсоюзов;

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекция – ГАИ) разрешает ввод в эксплуатацию новых и вышедших из ремонта автомобилей, следит за техническим состоянием автомобильного транспорта на предприятиях, в хозяйствах и учреждениях;

Государственный пожарный надзор в РФ в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ст. 5) организует и осуществляет Государственная противопожарная служба, которая является основным видом пожарной охраны. До 31 декабря 2001 г. она входила в состав Министерства внутренних дел РФ, а в настоящее время входит в МЧС России.

Все министерства и ведомства осуществляют ведомственный (внутриведомственный) контроль соблюдения законодательства о труде на подчиненных им предприятиях и объектах. Некоторые министерства и ведомства наделены также правами межведомственного (государственного) контроля, о чем уже сказано ранее.

Ведомственный контроль по охране труда осуществляется вышестоящей организацией по подчиненности. К ведомственному контролю относится также контроль, осуществляемый службой охраны труда и безопасности данного предприятия, образовательного учреждения.

Общественный контроль состояния охраны труда осуществляют профсоюзы в лице их соответствующих органов или иные уполномоченные работниками представительные органы. Кроме того, все большее развитие получает также общественный контроль со стороны различных ассоциаций, фондов, движений, партий, средств массовой информации и отдельных граждан. Это является важным элементом становления в России современного гражданского общества, основанного на принципах демократии.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляет Генеральный прокурор РФ с подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

Государственный надзор и контроль соблюдения законодательства о труде и охране труда централизованно выполняет Федеральная инспекция труда.

Текущий (административно-общественный) контроль состояния условий труда на рабочих местах осуществляется с помощью многоступенчатого механизма контроля, хорошо зарекомендовавшего себя на отечественных предприятиях.

Административно-общественный контроль охраны труда в с фере образования осуществляется совместно администрацией, выборным профсоюзным органом образовательного учреждения и органами управления образованием. В целях систематического контроля соблюдения требований законодательства по охране труда в образовательных учреждениях организуется четырехступенчатая система контроля.

I ступень. Контроль осуществляют заведующие кабинетами, учебными мастерскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций, которые ежедневно до начала работы (занятия) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента. При обнаружении отклонений от правил и норм охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал административно-общественного контроля.

II ступень. Контроль осуществляют заместители руководителя образовательного учреждения, заведующий хозяйством, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, которые один раз в квартал проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и производственной санитарии во всех помещениях образовательного учреждения, принимают меры к устранению выявленных недостатков. Недостатки, устранение которых требует определенного времени и затрат, записывают в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков выполнения, исполнителей и сообщают о них руководителю образовательного учреждения.

III ступень. Контроль осуществляют руководитель образовательного учреждения совместно с председателем выборного профсоюзного органа, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния охраны труда, заслушивают на совместных заседаниях администрации и выборного профсоюзного органа ответственных за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний, проводят анализ произошедших несчастных случаев. На основании проверки и обсуждения вопросов о состоянии охраны труда издается приказ руководителя образовательного учреждения.

IV ступень. Контроль осуществляет комиссия по приемке образовательных учреждений к новому учебному году и вышестоящий орган управления образованием.

Наши рекомендации