Стабилизационная государственная политика
1. Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты
2. Проблемы реализации стабилизационной политики
3. Политика занятости и антиинфляционная политика: направления и методы
1. Стабилизационная политика – воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение с целью поддержания макроэкономического равновесия при полной занятости, стабильном уровне цен, устойчивом экономическом росте и сбалансированном платёжном балансе (График 1).
Задача государственного регулирования в ходе осуществления стабилизационной политики состоит в том, чтобы обеспечить смещение макроэкономического равновесия из положения E1 в положение E2 вдоль линии стабильного уровня цен P0, предотвращая возможное самопроизвольное движение по другой траектории. При проведении стабилизационной политики используются фискальные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики) и монетарные инструменты (инструменты кредитно-денежной политики). В зависимости от целей различают следующие формы государственной стабилизационной политики:
· Краткосрочное регулирование – текущее регулирование рыночной конъюнктуры. Предполагает стимулирование деловой активности в условиях низкой конъюнктуры и её сдерживание в периоды высокой конъюнктуры (антициклическое регулирование и политика занятости), контроль заработной платы и цен, ограничение темпов роста денежной массы (антиинфляционное регулирование). (График 2) В фазах кризиса и депрессии с целью расширения совокупного спроса государство проводит экспансионистскую финансовую и кредитно-денежную политику, что стимулирует деловую активность и увеличивает национальный доход. Однако в длительной перспективе расширение совокупного спроса может привести к усилению инфляционных процессов.
В фазе подъёма с целью сокращения избыточного совокупного спроса государство проводит рестрикционную финансовую и кредитно-денежную политику, что сдерживает деловую активность, замедляет темп роста национального дохода и предотвращает инфляционный перегрев конъюнктуры. Однако в длительной перспективе значительное сокращение совокупного спроса может привести к падению объёмов производства и росту безработицы.
Краткосрочное регулирование, не способно преодолеть структурные кризисы и функциональные диспропорции. Мероприятия, стабилизирующие конъюнктурные колебания должны дополняться мероприятиями долгосрочного структурного регулирования совокупного предложения.
· Долгосрочное регулирование – стратегическое регулирование производственной, отраслевой и территориальной структуры экономики. Предполагает целенаправленное воздействие на объём и структуру капиталовложений, и уровень сбережений (политика содействия экономическому росту), изменение структуры национального производства и развитие отстающих регионов (индустриальная политика), развитие наукоёмких производств и стимулирование научно-технического прогресса (научно-техническая политика), поддержание высокого уровня потребления и жизни (социальная политика). Таким образом, целью долгосрочного (структурного) регулирования является преодоление структурных кризисов и формирование рациональной структуры экономики с целью стимулирования экономического роста.
2. Представители кейнсианства и неоклассического направления экономической теории по-разному определяют приоритеты стабилизационной политики и проблемы её реализации, а также по-разному оценивают эффективность применения различных инструментов финансовой и кредитно-денежной политики.
Кейнсианцы являются сторонниками активной государственной политики регулирования эффективного спроса. Они считают, что зарплата и цены имеют очень низкую отрицательную эластичность. Это делает процесс преодоления экономического спада очень медленным, кроме того, глубокий и длительный спад может вызвать левосторонний сдвиг долгосрочной кривой совокупного предложения. Поэтому кейнсианцы призывают к проведению активной стабилизационной политики.
При её проведении приоритет отдаётся расходной политике, так как изменения государственных расходов непосредственно воздействуют на совокупный спрос. Манипулирование налогами (фискальная политика) опосредованно воздействует на совокупный спрос и дополняет мероприятия расходной политики.
Кейнсианцы считают кредитно-денежную политику относительно неэффективной, так как она имеет довольно длинный механизм воздействия и её действенность (эффективность) уменьшается наличием эффектов обратной связи, вторичных резервов, изменении скорости обращения денег и нестабильности инвестиции.
Сторонники кейнсианской концепции кредитно-денежной политики полагают типичной для экономики в условиях депрессии ситуацию ликвидной и инвестиционной ловушки. Вместе с тем, в условиях экономического подъёма экспансионистская кредитно-денежная политика, по их мнению, способна снизить реальную норму процента на достаточно долгий срок.
Кредитно-денежная политика дополняет финансовую политику. Увеличение денежной массы позволяет финансировать бюджетный дефицит, возникающий при увеличении государственных расходов и снижении налогов без помощи государственных займов, что предотвращает возникновение эффекта вытеснения частных инвестиций.
Монетаристский подход основывается на классической предпосылке гибкости цен и заработной платы, что обеспечивает саморегулирование рыночной экономики и высокую степень макроэкономической стабильности.
Монетаристы считают активную экспансионистскую финансовую политику неэффективной, так как она вызывает сильный эффект вытеснения частных инвестиций, который в значительной степени ограничивает прирост совокупного спроса. Значительную силу эффекта вытеснения монетаристы объясняют высокой чувствительностью инвестиционных расходов к изменению нормы процента, которая в свою очередь сильно реагирует на изменения в спросе на деньги.
Монетаристы полагают, что мероприятия кредитно-денежной политики оказывают мощное влияние на совокупный спрос. Сочетание крутой кривой спроса на деньги с пологой кривой спроса на инвестиции означает, что изменение предложения денег оказывает сильное влияние на величину инвестиционных расходов. Кроме того, кредитно-денежная политика, воздействуя на норму процента, влияет на величину потребительских и государственных расходов. В краткосрочном периоде изменение количества денег, находящихся в обращении может вызвать, по мнению монетаристов, изменение реальной нормы процента и реального национального дохода. Однако в долгосрочном периоде изменятся только величины номинальной нормы процента и номинального национального дохода. А реальные величины этих параметров экономической системы останутся неизменными.
Вместе с тем, монетаристы полагают, что попытка «точной настройки» экономики только усугубляет макроэкономическую нестабильность. Невозможность обладания полной информацией для выработки точных экономических прогнозов, наличие политических проблем и временных лагов при проведении активной стабилизационной политики делают весьма сомнительным её положительный результат.
Монетаристы рекомендуют отказаться от активной денежной политики и перейти к установлению стабильных «правил игры» для экономических субъектов, созданию системы встроенных финансовых стабилизаторов, применению денежного таргетирования.
Таргетирование – установление верхнего и нижнего пределов ежегодного увеличения денежной массы в соответствии с темпом роста реального национального дохода (правила монетаристов).
Представители новых направлений неоклассической школы (теория рациональных ожиданий, теория экономики предложения, теория реального делового цикла) отрицают эффективность активной государственной экономической политики и выступают за создание государством стабильных правил игры для субъектов экономики. Они полагают необходимым отказаться от воздействия на воспроизводство через совокупный спрос, а использовать косвенные меры воздействия на совокупное предложение. Целью экономической политики, по их мнению, должно быть стимулирование научно-технического прогресса и долгосрочного стимулирования экономического роста.
3. Политика занятости – совокупность государственных мер, направленные на обеспечение в экономике полной и эффективной занятости.
Снижение циклической безработицы достигается проведением мероприятий по увеличению эффективного спроса в экономике, дополняемых стимулированием предложения труда за счёт снижения налогов на трудовые доходы.
Структурная безработица – следствие деформации и негибкости рынка труда, на котором структура спроса отличается от структуры предложения рабочей силы.
Увеличение незанятости объясняется в этом случае увеличением естественного уровня безработицы. Структурная безработица не может быть устранена ни снижением зарплаты, ни стимулированием совокупного спроса. Необходимо создание более подвижного и гибкого рынка труда.
Это достигается за счёт:
· Создания гибкой системы профессионально ориентированного образования быстро реагирующей на требование новой технологии
· Создания системы распространения информации о ситуации на рынке труда
· Государственной политики повышения географической и межотраслевой мобильности капиталов и трудовых ресурсов
· Ликвидации дискриминации на рынке труда
Антиинфляционная политика – совокупность государственных мер, направленных на снижение темпов инфляции и стабилизацию уровня цен.
Основы антиинфляционного государственного регулирования экономики является рестрикционная кредитно-денежная политика (политика дорогих денег). Она сокращает совокупные расходы и подавляет инфляцию, вызванную избыточным спросом. Для уменьшения совокупного спроса политика дорогих денег дополняется мероприятиями сдерживающей финансовой политики.
Для подавления инфляций издержек и предотвращения сдвига краткосрочной кривой совокупного предложения вверх государство осуществляет политику доходов.
Политика доходов – совокупность административных мер регулирования уровня цен, заработной платы и доходов предпринимателей (прибыли, дивидендов, процентов).
Государство в рекомендательной или обязательной форме устанавливает уровни либо темпы и пределы роста цен и доходов. Политика доходов, нейтрализуя монополистическую практику ценообразования на рынках товаров и труда, одновременно сдерживает рост совокупного спроса, что позволяет преодолеть инфляционные ожидания населения и предотвратить раскручивание инфляционной спирали. С этой целью проводится мероприятия демонополизации экономики в рамках антимонопольного законодательства.
Антиинфляционное воздействие на экономику имеет приватизацию, поскольку продажа объектов государственной собственности увеличивает доходу государственного бюджета и сокращает его дефицит, а также сокращает платёжеспособный спрос частных инвесторов на других рынках. Кроме того, если в результате приватизации повышается эффективность производства, то произойдёт сдвиг вправо долгосрочной кривой совокупного предложения, что будет иметь долговременный антиинфляционный эффект.
Благоприятный антиинфляционный сдвиг долгосрочной кривой совокупного предложения в результате увеличения количества факторов производства в экономике и повышения эффективности производства происходит также благодаря мероприятиям:
· Конверсии военного производства
· Стимулированию частных инвестиций и сбережений
· Мерам поддержки научно-технического прогресса
· Мероприятия государственной структурной политики