Рынок труда, его структура
Рынок труда – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, олицетворяющих спрос на труд и его предложение. В результате такого взаимодействия для каждого вида труда устанавливается превалирующая цена. Специфика рынка труда заключается в том, что товар на данном рынке не имеет вещественной формы. Принципиальное отличие труда от всего множества товаров и видов производственных ресурсов состоит в том, что он является важнейшей сферой жизнедеятельности человека, формой самовыражения человеческой личности.
В связи с этим экономисты спорят о том, что же продается на рынке труда: рабочая сила или труд – и какой термин следует применять: «рынок труда» или «рынок рабочей силы».
Попробуем разобраться в этих двух понятиях. Одни экономисты считают, что на рынке продается рабочая сила – способность человека к труду, а не сам труд и что нельзя продать то, чего еще нет, а, следовательно, необходимо употреблять термин «рынок рабочей силы».
Это было бы действительно так, если не учитывать специфичность объекта купли-продажи и проводить полную аналогию с механизмом функционирования вещевых рынков. Однако на последних купля-продажа происходит одномоментно в сфере обращения, а на рынке труда сначала осуществляется соглашение (договор) между продавцом и покупателем в сфере обращения, реализован же этот договор может быть только в сфере производства, т.е. после того, как труд состоится. Другими словами, продавец и покупатель договариваются о предстоящем труде, так как сама по себе рабочая сила как способность к труду без ее реализации вряд ли может быть интересна для покупателя. Рабочая сила неотделима от работника и поэтому не может быть собственностью покупателя рабочей силы. Более того, при найме рабочей силы отсутствует эквивалентный обмен, ибо, как отмечал еще К.Маркс, стоимость рабочей силы меньше того, что она создает. Следовательно, те авторы, которые утверждают, что существует рынок рабочей силы, должны признать, что на нем отсутствуют цивилизованные рыночные отношения.
Поэтому другие экономисты считают, что на рынке труда осуществляется процесс купли-продажи предстоящего труда. Работодатель становится собственником будущих результатов труда, а работник получает столько, сколько стоит его труд, следовательно, происходит эквивалентный обмен, так как заработная плата есть плата за труд.
Взаимодействие, когда работники предлагают свой труд, а работодатели его приобретают, осуществляется при помощи специальных организаций, назначение которых состоит в том, чтобы способствовать развитию контактов между покупателями и продавцами: агентств по найму, отделов кадров, отделов управления персоналом и т.д. В результате между двумя сторонами сразу же происходит обмен информацией о цене и предстоящих результатах труда в качественном и количественном отношениях. По достижении договоренности между субъектами рынка труда оформляется трудовой договор (контракт), в котором отражаются условия труда и его оплаты, срок, на который предлагается работа, и т.д. Окончательным результатом сделок на рынке труда является распределение работников по рабочим местам, профессиям, фирмам, отраслям и регионам. Таким образом, это распределение, осуществляемое на рынке труда, служит не только интересам отельных работников, но также интересам и потребностям общества в целом.
Объектом рынка труда является труд.
Субъектами выступают работодатели, безработные, наемные работники, самостоятельно занятые работники.
Структуру рынка труда составляют:
1) конкурентные отношения между работниками и предпринимателями, а также внутри каждой из этих групп;
2) механизм государственного регулирования рынка рабочей силы;
3) система социальной защиты населения.
Функционирование рынка труда имеет ряд особенностей, а именно:
1) неотделимость прав собственности на товар-труд от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы ее носителя, в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения;
2) значительная продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем;
3) действие неденежных факторов сделки (условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе и профессионального роста);
4) наличие большого числа институциональных структур особого рода. К их числу относятся: система трудового законодательства; различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т. д.;
5) высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются большим разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и требует от претендента специфических навыков.
Главными составляющими рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе.
Неотъемлемой частью рынка труда является конкуренция. Конкуренция – это соперничество, борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ. Конкуренция на рынке труда есть соперничество между независимыми покупателями и между продавцами рабочей силы. Она может быть различных видов: за привлечение работников, за замещение вакантных должностей, за изменение условий оплаты труда и т.д.
Модели рынка труда
Модели рынка труда могут быть различными в зависимости от их назначения в качестве схем описания этого явления. В зависимости от степени конкуренции на рынке труда выделяют модель чисто конкурентного рынка, модель монопсонии, модель с учетом действия профсоюзов, модель двусторонней монополии.
Чисто конкурентный рынок характеризуется следующими чертами:
•большое число фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда;
•многочисленные квалифицированные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труда;
•ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроль над рыночной ставкой заработной платы; ни те, ни другие не диктуют, какой должна быть заработная плата.
Модель монопсонии (т.е. монополии одного покупателя) отражает ситуацию, когда наниматель обладает монополистической силой покупать (нанимать). Для этой модели характерны следующие черты:
• количество занятых в данной фирме составляет основную часть занятых каким-то конкретным видом труда;
• данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических факторов, либо в том смысле, что если рабочие нашли альтернативу применения своего труда, то они вынуждены приобретать новую квалификацию;
• фирма диктует, какой должна быть заработная плата, в том смысле, что ставка заработной платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых рабочих.
В случае, когда фирма – единственный крупный наниматель на рынке труда, ее монопсоническая власть, по существу, является полной. Примером тому может служить экономика некоторых малых городов и отдаленных районов, где какое-либо одно предприятие иногда оказывается единственным источником занятости.
В тех случаях, когда небольшое количество фирм (три или четыре) держат монополию на рынке труда, т.е. могут нанимать большую часть предложенного труда, имеет место олигопсония. Причем у олигопсонистов прослеживается тенденция действовать совместно при найме работников в качестве некоего монопсониста.
На многих рынках профсоюзы представляют интересы работников и от их имени ведут переговоры с нанимателями. В таком случае имеет место модель рынка труда с учетом действия профсоюзов. При этом главной экономической задачей профсоюзов является повышение заработной платы. Они могут добиваться этой цели разными путями:
1) через увеличение спроса на продукт и повышение производного спроса на трудовые услуги с помощью рекламы, посредством политического лобби для получения контрактов на различные виды работ или путем применения практики сохранения численности рабочей силы независимо от потребности в ней. Некоторые профсоюзы стремятся расширить спрос на труд, оказывая давление на предпринимателей – заставляя их содержать излишнюю численность работников. Например, на железных дорогах США содержали кочегаров, хотя топок уже не было;
2) через рост производительности труда, для чего создаются рабоче-административные комитеты;
3) через изменение ставок заработной платы. Профсоюзы, объединив работников и контролируя предложение труда, навязывают фирме ставки заработной платы выше конкурентной.
Модель двусторонней монополии характерна для условий монопсонического рынка, на котором действуют сильные отраслевые профсоюзы. Другими словами, при объединении монопсонической модели и модели с учетом действия профсоюзов имеет место двусторонняя монополия. Профсоюз является монополистическим продавцом труда в том смысле, что он контролирует предложение труда и может оказать влияние на ставки заработной платы. Он противостоит монопсоническому нанимателю труда, который тоже может воздействовать на заработную плату путем изменения занятости.
В разных странах модели занятости и рынка труда имеют свои специфические особенности, на которых мы теперь кратко остановимся.