Источники статистической информации
А.М. Зигангирова, Н.В. Кочеткова
Учебное пособие
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
(курс лекций для студентов дневной формы обучения)
Казань – 2008
УДК 311(075.8)
ББК 60.5я73
З59
Печатается по решению секции естественно-научных дисциплин
Учебно-методического совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
А.М. Зигангирова, Н.В. Кочеткова. Учебное пособие. Общая теория статистики (курс лекций для студентов дневного обучения). Учебно-методическое пособие. – Казань: Познание, 2008. – 92 с.
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры высшей математики.
Предназначено для студентов экономических специальностей.
УДК 311(075.8)
ББК 60.5я73
З59
© Институт экономики,
управления и права (г. Казань), 2008
© Зигангирова А.М., 2008
© Кочеткова Н.В., 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………… | |
Лекция 1. Введение в общую теорию статистики…………………………… 1. Понятие статистики…………………………………………… 2. История статистики…………………………………………… 3. Задачи статистики……………………………………………… 4. Предмет статистики…………………………………………… 5. Методы статистики……………………………………………. Источники статистической информации. Статистическое наблюдение……. 1. Понятие статистической информации………………………... 2. Статистическое наблюдение (С.Н.)……………………………. 3. Формы, виды и способы С.Н…………………………………….. 4. Проверка результатов С.Н………………………………………. | |
Лекция 2.Статистическая сводка и группировка материалов статистического наблюдения…………………………………………………... 1. Понятие статистической сводки………………………………. 2. Виды сводок……………………………………………………….. 3. Статистическая группировка…………………………………... 4. Виды группировок………………………………………………… 5. Интервалы группировок…………………………………………. | |
Лекция 3. Ряды распределения………………………………………………... 1. Ряды распределения……………………………………………… 2. Статистические таблицы……………………………………… 3. Статистические графики………………………………………. | |
Лекция 4.Абсолютные и относительные величины………………………… 1. Абсолютные статистические величины………………………. 2. Виды абсолютных статистических величин………………….. 3. Относительные величины……………………………………….. 4. Виды относительных величин…………………………………... | |
Лекция 5.Средние величины…………………………………………………. 1. Средняя величина. Виды средних величин………………………. 2. Средняя арифметическая………………………………………... 3. Средняя гармоническая…………………………………………... 4. Средняя геометрическая……………………………………........ 5. Средняя квадратическая и кубическая…………………………. 6. Структурные средние………………………………………........ 7. Соотношения между средней арифметической, медианой и модой в статистических распределениях……. | |
Лекция 6.Статистическое изучение вариации………………………………. 1. Понятие вариации………………………………………………... 2. Показатели вариации…………………………………………….. 3. Относительные показатели вариации…………………………. 4. Виды дисперсии…………………………………………………… | |
Лекция 7.Выборочное наблюдение…………………………………………... 1. Понятие о выборочном наблюдении……………………………. 2. Виды выборки……………………………………………………... 3. Основные показатели выборки………………………………….. 4. Ошибки выборки. Определение необходимого объема выборки…………………………………………………………… 5. Элементы дисперсионного анализа……………………………... | |
Лекция 8.Статистическое изучение динамики………………………………. 1. Динамический ряд. Виды динамических рядов…………………. 2. Правила построения рядов динамики…………………………... 3. Основные показатели динамики……………………………........ 4. Средние показатели динамики…………………………………... | |
Лекция 9.Изучение тенденции развития явления…………………………… 1. Сравнительные характеристики рядов динамики…………….. 2. Основная тенденция развития явления, методы ее изучения…………………………………………………………... 3. Сезонные колебания. Индекс сезонности………………………. 4. Экстраполяция в рядах динамики Условия корректности статистического прогноза………….. | |
Лекция 10.Индексный метод в статистических исследованиях……………. 1. Понятие о статистических индекса………………………........ 2. Виды индексов…………………………………………………….. 3. Общие индексы количественных показателей…………………. 4. Общие индексы качественных показателей………………........ | |
Лекция 11.Индексный метод изучения статистических совокупностей…... 1. Индексы средних величин………………………………………… 2. Базисные и цепные индексы……………………………………… | |
Лекция 12.Изучение взаимозависимости индексов…………………………. 1. Территориальные индексы………………………………………. 2. Система взаимосвязанных индексов. Факторный анализ…….. | |
Список литературы……………………………………………………………. |
Введение
В подготовку экономиста любого профиля обязательно входит такая дисциплина, как статистика. Она знакомит студентов с тем, как собираются массовые данные, почему нельзя сделать умозаключение об изменениях цен, уровне жизни и т.д. на основе единичного явления, как обобщаются и анализируются данные. Курс статистики дает представление о сущности статистического метода и особенностях его применения к изучению социально-экономических явлений и процессов. В этой дисциплине раскрываются назначение и методы построения основных статистических показателей, которые описывают состояние и развитие экономики, национальное богатство, взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, воспроизводство населения.
Независимо от уровня и стадии экономического развития, характера политической системы статистика на протяжении сотен лет своего существования всегда была необходимым и эффективным инструментом государственного управления. Одновременно она была наукой, исследующей количественную сторону массовых явлений, выявляющей конкретные закономерности на основе закона больших чисел. Выполняя самые разнообразные функции сбора, систематизации и анализа сведений, характеризующих экономическое и социальное развитие общества, статистика всегда играла роль главного поставщика фактов для управленческих, научно-исследовательских и прикладных нужд различного рода структур, организаций и населения.
Возврат к рыночной экономике, выход на новом уровне в мировое экономическое пространство потребовали переосмысления значения и содержания разделов системы статистических показателей и, соответственно, методологии их расчета. Вместе с тем, стержневые идеи в области статистики, разработанные и реализованные представителями российской школы сохранили свое значение. Формирование этой школы уходит корнями в XVIII в. и связано с деятельностью земских статистиков.
Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, зачастую и не осознавая этого, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и повседневном быту. Работая и отдыхая, общаясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определенной системой сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов; он систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает необходимые для себя выводы и принимает решения и действия. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления.
Данное пособие поможет разобраться с основами общей теории статистики.
Лекция 1
Введение в общую теорию статистики
Основные вопросы: 1. Понятие статистики.
2. История статистики.
3. Задачи статистики.
4. Предмет статистики.
5. Методы статистики.
1. Понятие статистики. Термин «статистика» происходит от латинского слова status, что в Средние века означало политическое состояние государства (государствоведение). Это понятие ввел в середине XVIII в. немецкий профессор философии и права Готфрид Ахенваль (1719 – 1772 гг.), который первым начал читать новую дисциплину и назвал ее статистикой. Статистика определяется как одна из базовых дисциплин в системе экономического образования.
Статистика – это самостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет исследования и свои специфические методы.
Статистика – это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.
Статистика – это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой – сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях.
Статистикой называют также различного рода числовые, или цифровые данные, характеризующие различные стороны жизни: политические отношения, культуру, население, производство и т.д.
Примером применения статистического исследования может быть следующее: в 2000 г. на 1000 чел. населения в Российской Федерации приходилось 6,2 брака и 4,3 развода. В 2000 г. в нашей стране в расчете на душу населения за год потреблено мяса и мясопродуктов 41 кг, яиц 229 шт., рыбы и рыбопродуктов 10,4 кг. Валовой внутренний продукт Российской Федерации в 2000 г. по сравнению с 1999 г. составил 108,3%, что является положительной тенденцией.
2. История статистики. Прежде чем стать наукой в ее современном понимании, статистика прошла многовековую историю развития. Числовые данные, относящиеся к тем или иным явлениям, начали применяться уже в глубокой древности. В Китае за 5 тысяч лет до н.э. проводился подсчет населения, а в Древнем Риме – учет имущества. В Средние века проводились переписи населения, домашнего имущества, земель. Эти сведения использовались, в основном, в военных целях и при обложении налогами. В те времена осуществлялся лишь сбор статистических сведений, а их обработку и анализ следует отнести ко второй половине XVIII в. Именно в это время (с 1746 г.) профессор физиологии и права Г. Ахенваль начал читать в Марбургском, а затем в Геттенгенском университетах новую учебную дисциплину, которую он и назвал статистикой. Основным содержанием этого курса было описание политического состояния и достопримечательностей государства.
Это направление развития статистики получило название описательного. Содержание, задачи, предмет изучения статистики в понимании Г. Ахенваля были далеки от современного взгляда на статистику как науку.
Гораздо ближе к современному пониманию статистики была английская школа политических арифметиков, которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы, основателями ее были В. Петти (1623–1687 гг.) и Дж. Граунт (1620–1674 гг.). Политические арифметики путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений, появляющихся в массовом материале. История показала, что именно школа политических арифметиков явилась истоком возникновения современной статистики как науки. В. Петти по праву считается создателем экономической статистики.
В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико-математическое. Среди представителей этого направления следует отметить бельгийского статистика А. Кетле (1796 – 1874 гг.) – основоположника учения о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822–1911 гг.), К. Пирсона (1857–1936 гг.), Р. Фишера (1890–1962 гг.), М. Митчелла (1874–1948 гг.) и др. Представители этого направления считали основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики.
Эволюция статистики в России. Сохранившиеся письменные памятники древности свидетельствуют, что сбор некоторых статистических сведений, касающихся объектов обложения княжескими податями и налогами, производился на Руси еще в первой половине XII века. Известны также переписи населения с целью обложения его данью, предпринимавшиеся в XII веке, в эпоху монгольского владычества. В Московском государстве велись статистические записи, в которых велось описание земель в конце XV, в начале XVI и начале XVIII веков. С начала XVIII века и в течение всей первой половины XIX века производились подушные переписи – «ревизии». За полтора столетия было произведено 10 ревизий. В XVII и XVIII веках зарождалась и хозяйственная статистика в крупных вотчинах, являющаяся в некотором отношении родоначальницей земской статистики. В виде данных о естественном движении населения возникает в XVIII веке текущая статистика.
Статистическая мысль в России в XVIII веке направлялась главным образом по руслу государствоведения. Особенностью этого направления в России являлись идеи статистико-географического описания страны, проекты которого были предложены В.Н. Татищевым и М.В. Ломоносовым. В XVIII веке появились сочинения, которые относились уже к политической арифметике. Начало XIX века характеризуется в России повышенным интересом к статистике, что обусловлено увеличением потребностей государства в различных статистических данных. К середине XIX века открывается Центральный статистический комитет. Возникает и ведомственная статистика в различных министерствах.
В XIX веке появляется первая книга по теории статистики на русском языке, написанная К.Ф. Германом.
После Октябрьской революции 1917 г. в условиях административно-командной системы и планового хозяйства статистика как главное звено единой системы народно-хозяйственного учета являлась одним из важнейших средств государственного управления и планового руководства народным хозяйством. Сбор, обработка и анализ статистической информации по всей стране осуществлялись по единым принципам, общей программе и методологии органами государственной статистики во главе с Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР.
Большой вклад в развитие теории и практики советской статистики внесли П.И. Попов, С.Г. Струмилин, Б.С. Ястремский.
В настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям все большее значение имеет совершенствование анализа статистической информации, обеспечение ее достоверности и упорядоченности.
3. Задачи статистики. В свете изменений, которые произошли в статистическом учете РФ в последние годы, основными задачами статистики являются:
1) обобщение и прогнозирование тенденций развития, как отдельных сфер, так и всего народного хозяйства;
2) разработка и внедрение современных методов исследования экономических и социальных процессов, происходящих в обществе;
3) определение и выявление имеющихся резервов эффективности, как отдельных сфер деятельности, так и всего общественного производства;
4) постоянное обеспечение достоверной информацией, необходимой для принятия правильных решений, различных уровней исполнительной и законодательной власти;
5) определение уровня и структуры массовых социально-экономических явлений;
6) определение взаимосвязи и динамики массовых социально-экономических явлений и процессов.
4. Предмет статистики. Предметом статистического изучения выступают совокупности-множества однокачественных варьирующих явлений, или размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, а также закономерности их развития.
В это определение совокупности входит три основные категории:
1) это множество явлений;
2) это множества, объединенные общим качеством;
3) это множество варьирующих явлений, отличающихся по своим характеристикам.
Именно последнее свойство вызывает необходимость изучения всего множества явлений одного вида. Если бы единицы совокупности были полностью тождественны друг другу, то не было бы потребности обращаться к множеству единиц: достаточно лишь изучить одну единицу, чтобы знать все обо всех явлениях этого вида.
Единицы совокупности обладают определенными свойствами, качествами. Эти свойства принято называть признаками.
Например, признаки человека: возраст, образование, рост, вес, семейное положение и т.д.
Признаки делятся:
I. По уровню измерения: на количественные и неколичественные.
1) Количественные признаки (К.П.) выражаются числами (возраст человека, посевные площади, объем выпускаемой продукции, фонд заработной платы и т.д.). К.П. могут быть:
а) дискретными – те, чьи значения отличаются не менее чем на единицу измерения признака (число человек в семье, количество установленных станков, поголовье крупного рогатого скота);
б) непрерывными – значения которых у разных единиц могут отличаться на сколь угодно малую величину (рост, вес человека, заработная плата, метраж квартиры).
2) Неколичественные признаки (Н.П.) или качественные (атрибутивные). Они отличаются качественным содержанием (профессия – характером работы (механик, предприниматель, педагог), виды товаров – потребительными стоимостями). Если имеются два противоположных по значению варианта признака, то говорят об альтернативном признаке (мужчина – женщина, грамотный – безграмотный).
II. По отнесенности к единице совокупности.
1) Первичные характеризуют единицу совокупности в целом. Это абсолютные величины. Они могут быть измерены, посчитаны, взвешены и существуют сами по себе независимо от их статистического изучения (мощность двигателей на предприятии, численность населения в городе, число автомобилей, произведенных в стране).
2) Вторичные (расчетные) не измеряются, а рассчитываются. Они являются продуктом человеческого сознания, результатом познания изучаемого объекта (себестоимость ед. продукции, производительность труда, урожайность). Вторичные признаки представляют собой соотношение первичных признаков. Если объем выпущенной продукции разделить на численность работников, получим показатель производительности труда.
III. В зависимости от времени.
1) Если значение признака зависит от интервала времени, к которому он относится, то признак называют интервальным. В определение такого признака входит время (продукция, выпущенная за месяц, квартал, год). Значения интервальных признаков могут суммироваться (суммируя выпуск продукции за каждый месяц получим выпуск за год).
2) Если значение признака может быть определено по состоянию на любой момент времени, такой признак называется моментным или признаком состояния (численность работников на начало года).
Обобщая значения признаков по единицам, получаем показатели (признак конкретного работника – заработная плата за месяц, а для всех работников рассчитывается показатель – средняя заработная плата).
Определение: Предмет статистики – это количественная сторона или оценка массовых общественных явлений в постоянной связи с их содержанием или качественной стороной, а также количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.
5. Методы статистики. В целях изучения и познания сущности явлений в статистике применяют различные совокупности приемов исследования, которые называются статистической методологией (метод массовых наблюдений, группировок, обобщающих показателей, динамических рядов, индексный метод и др.).
Статистические методы используются комплексно. Это обусловлено сложностью процесса экономико-статистического исследования, состоящего из трех основных стадий:
1) сбор первичной статистической информации;
2) статистическая сводка и обработка первичной информации;
3) обобщение и интерпретация статистической информации.
На первой стадии применяется метод массового статистического наблюдения, обеспечивающий полноту и представительность полученной первичной информации.
На второй стадии собранная информация подвергается обработке методом статистических группировок. Совершается переход от характеристики единичных факторов к характеристике данных, объединенных в группы величин. Методы группировки различаются в зависимости от задач исследования и качественного состояния первичного материала.
На третьей стадии проводится анализ статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных, относительных и средних величин, показателей вариации, тесноты связи и скорости изменения социально-экономических явлений во времени, индексов и т.д. Проведение анализа позволяет проверить причинно-следственные связи изучаемых явлений и процессов, определить влияния и взаимодействия различных факторов, оценить эффективность принимаемых управленческих решений, возможные экономические и социальные последствия складывающихся ситуаций.
При изучении статистической информации широкое применение имеют табличный и графический методы.
Источники статистической информации
Статистическое наблюдение
Основные вопросы: 1. Понятие статистической информации.
2. Статистическое наблюдение (С.Н.).
3. Формы, виды и способы С.Н.
4. Проверка результатов С.Н.
Определение: Статистическая информация (С.И.) – первичный статистический материал о социально-экономических явлениях, формирующийся в процессе статистического наблюдения, который затем подвергается систематизации, сводке, анализу и обобщению.
1. Понятие статистической информации. Основные свойства С.И. – массовость и стабильность.
Статистика дает информацию для решения региональных задач, для предпринимательской деятельности (уровень цен на товары в разных регионах, объемы реализации товаров, условия кредитования, уровень и темпы инфляции, занятость и т.д.).
Качество, достоверность информации определяют эффективность использования статистики на любом уровне и в любой сфере. Обеспечение этих данных входит в обязанность государственной статистики. Микроданные должны держаться в тайне, в то время как макроданные должны быть доступны для каждого. Главным источником опубликованной С.И. являются издания органов государственной статистики.
2. Статистическое наблюдение (С.Н. –- первый этап любой статистической работы, в результате проведения которого получают исходные цифровые данные.
Определение: Статистическое наблюдение – научно организованный сбор количественных данных о явлениях и процессах, происходящих в различных областях деятельности, с помощью учета первичных данных о каждом отдельном случае или факте, относящемся к изучаемому явлению.
При проведении С.Н. необходимо придерживаться следующих положений:
– С.Н. должно проводиться по тщательно разработанной программе;
– программа С.Н. должна соответствовать целям и задачам наблюдения, со строгим ограничением объекта и единиц наблюдения;
– С.Н. должно проводиться на научной основе и методами, обеспечивающими доступность, полноту и объективность получаемых сведений;
– система, виды и способы С.Н. должны выбираться в соответствии с экономической сущностью изучаемого явления или процесса и отвечать конечной цели исследования;
– С.Н. должно обеспечивать сопоставимость регистрируемых данных с прогнозируемыми показателями и сопоставимость данных с предшествующими исследованиями.
Любое С.Н. чаще всего преследует практическую цель – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.
Например, целью обследования малых предприятий по итогам работы за 2000 г. было получение полного и достоверного перечня малых предприятий; данных о видах осуществляемой ими деятельности, объемах производства и продаж.
3. Формы, виды и способы С.Н. Формы, виды и способы С.Н. представим в виде таблицы.
Таблица 1
Формы, виды и способы С.Н.
Формы | Виды | Способы | |
По времени регистрации | По охвату единиц совокупности | ||
1. Статистическая отчетность 2. Регистры 3. Специально организованное наблюдение | 1. Текущее или непрерывное 2. Прерывное: - периодическое - единовременное | 1. Сплошное 2. Несплошное: - выборочное - монографическое - основного массива | 1. Непосредственное 2. Документальное 3. Опрос - явочный - анкетный - саморегистрации - экспедиционный - корреспондентский |
Например, при проведении сплошного статистического обследования малых предприятий по итогам работы за 2000 г. бланки форм (вопросники) были направлены 911 840 малым предприятиям. Отчеты были получены от 61% предприятий, которым были направлены вопросники.
Причины отсутствия ответов предприятий следующие: %
1. Не были найдены по адресу, указанному в ЕГРПО; 15
2. Не осуществляли деятельность в 2000 г.; 14
3. Были ликвидированы на момент проведения обследования; 4
4. Не ответили на вопросник по другим причинам. 6
1. Основной формой С.Н. является отчетность, которая дает возможность получать исчерпывающие данные о деятельности предприятий, организаций, учреждений.
Формы отчетности разрабатывает и утверждает Государственный комитет РФ по статистике. В табеле отчетности указываются следующие данные: наименование и номер каждой формы отчетности, способ отсылки, период за который она составляется, сроки предоставления, кто и кому предоставляет, какими организациями делаются копии данной формы.
Отчетность делится на срочную (С.О.), текущую (Т.О.) и годовую (Г.О.).
С.О.действует в случаях,когда необходимо получить информацию по важнейшим показателям хозяйственной деятельности (объем реализации, товарные запасы, издержки обращения и т.д.). С.О. характеризуется короткой периодичностью ее предоставления: пятидневная, декадная, пятнадцатидневная.
Т.О.более подробная предоставляется за месяц, квартал. Месячная отчетность дополняет квартальную и позволяет анализировать основные показатели хозяйственной деятельности не только в целом за квартал, но и по отдельным месяцам.
Г.О.дает полную, подробную, законченную характеристику состояния деятельности предприятий, фирм, компаний различных сфер деятельности и форм собственности, организаций и учреждений.
2. Специально организованные статистические наблюденияпроводятся в тех случаях, когда необходимо получить сведения по показателям, не предусмотренным статистической отчетностью. Примером данной формы наблюдения является перепись населения.
Перепись – это специально организованное статистическое наблюдение, повторяющееся через равные промежутки времени с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта по ряду признаков. Особенностями переписи являются одновременность, единство и регистрация.
Критическим моментом наблюдения является момент по состоянию на который фиксируются данные.
Рассмотрим основные виды статистического наблюдения.
I. По времени регистрации фактов.
1) Текущее (непрерывное) ведется систематически, непрерывно, по мере возникновения явлений (регистрация рождаемости и смертности, учет выпуска продукции, явки и неявки на работу и т.д.).
2) Периодическое. В обычных условиях для больших групп населения некоторые изменения (изменение состава по полу, образованию и пр.) не претерпевают существенных изменений в короткие промежутки времени, поэтому нет надобности в непрерывной их регистрации.
3) Единовременное наблюдение проводится один раз для решения какой-либо задачи или проверяется эпизодически через неопределенный промежуток времени, по мере надобности. Примером может быть перепись жилого фонда.
II. По охвату единиц совокупности.
1) Сплошное наблюдение – регистрируются все без исключения единицы совокупности. Применяется при переписи населения, отчетности, охватывающей все государственные и негосударственные предприятия, фирмы и т.д.
2) Несплошное наблюдение. Требует значительно меньше затрат, ибо может быть проведено в более короткие сроки. Применяется при исследовании качества продуктов (испытание обуви на износ, тканей на разрыв и др.). Несплошное наблюдение в свою очередь делится:
а) способ основного массива – обследованию подвергается массив и сознательно исключается часть совокупности (исследованию подвергаются только основные объекты);
б) выборочное наблюдение – обследованию подвергается отобранная в определенном порядке часть единиц совокупности, а полученные результаты распространяются на всю совокупность (широко применяется при изучении свойств и качеств продуктов (для определения крепости пряжи, жирности молока, вкусовых качеств консервов и др.));
в) монографическое наблюдение – заключается в подробном описании и исследовании небольшого числа единиц (широко используется научными учреждениями для глубокого и всестороннего изучения характерных особенностей исследуемых объектов).
III. По способу регистрации фактов.
1) Способ непосредственного наблюдения осуществляется путем регистрации изучаемых единиц и их признаков лицами, производящими регистрацию, на основе непосредственного осмотра, подсчета, взвешивания, показания приборов и т.д.
2) Документальный способ наблюдения применяется при заполнении предприятиями, учреждениями и организациями отчетности на основе документов первичного учета, т.е. оперативного и бухгалтерского.
3) Опрос – статистические материалы получают путем регистрации показаний, которые дают опрашиваемые лица. Различают четыре разновидности опроса:
а) явочный предусматривает представление сведений в органы, ведущие наблюдение в явочном порядке, например, при регистрации браков, рождении, разводов и т.д.;
б) анкетный (разработанная анкета рассылается определенному кругу лиц и после заполнения возвращается статистическим органам) – наиболее дешевый, но наименее точен;
в) саморегистрация – работники статистических органов раздают опросные бланки опрашиваемым лицам, инструктируют их, а затем собирают заполненные бланки, контролируя корректность заполнения бланков;
г) экспедиционный (регистратор опрашивает лицо и с его слов заполняет бланк) – достаточно дорогостоящий способ;
д) корреспондентский (рассылаются специально разработанные бланки и инструкции по их заполнению отдельным организациям или специально подобранным лицам, давшим согласие периодически заполнять их и присылать статистическому или другому органу в установленные сроки) – зависит от уровня знаний и подготовки корреспондента.
Любое статистическое исследование может быть проведено успешно, если продумана и правильно организованна работа по сбору сведений. Для этого составляется план С.Н.
Программно-методологический план наблюдения включает:
а) Цель С.Н. определяется исходя из общих задач, поставленных перед статистическим изучением явлений. Цель предполагает изучение, исследование, оценка объекта статистической совокупности.
б) Объект С.Н. – это определенное явление, которое подлежит наблюдению. Установить объект – значит точно определить состав и границы совокупности. Определение объекта наблюдения должно содержать точные указания на его главные признаки и свойства. Например, мало сказать, что объектом наблюдения являются сельскохозяйственные организации, необходимо четко определить, к каким формам собственности они относятся (фермерские, коллективные хозяйства и т.д.).
в) Единица наблюдения (Е.Н.). В ходе С.Н. определяется, сколько единиц наблюдения должно быть исследовано (одно или несколько). При переписи населения единицей наблюдения является человек; если же изучению подлежат и семьи, то устанавливаются две единицы наблюдения: отдельный человек и семья.
г) Единица совокупности (Е.С.) – первичный элемент объекта С.Н., признаки которого подлежат регистрации и который является основой ведущегося счета. Например, при переписи оборудования единицей наблюдения является каждое предприятие, а единицей совокупности – станок и т.д.
Е.Н. является источником сведений, которые получают в результате наблюдения, а единицы совокупности – носителем признаков, подлежащих наблюдению.
Е.С. и Е.Н. могут совпадать (при переписи населения Е.С. и Е.Н. является каждый житель страны, но при изучении спроса населения на различные продукты Е.С. будет каждый зарегистрированный случай спроса, а Е.Н. – торговая фирма, в которой это наблюдение проводилось).
д) Программа наблюдения – перечень вопросов (показателей) по которым регистрируются Е.Н. и на которые должны быть получены правильные, исчерпывающие ответы. Редакция вопросов программы должна быть краткой, четкой и ясной, чтобы их содержание понималось всеми однозначно и одинаково. Программа содержит цель, объект и единицу наблюдения, а также перечень признаков, подлежащих изучению.
е) Статистический формуляр – это документ, в котором в определенной последовательности изложены все вопросы программы и где регистрируются ответы на эти вопросы. Статистический формуляр носит различные названия: отчет, форма, переписной лист, опросный бланк и т.д. Формуляры м.б. карточными (для одной единицы совокупности, например, анкета) и списочными (для регистрации сведений относительно двух и более единиц совокупности).
4. Проверка результатов С.Н. Статистика должна обеспечивать точность и достоверность разработанных ею данных.
В статистике различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.
Ошибки регистрации – это отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и фактическим, действительным его значением. Этот вид ошибок может быть при сплошном, и при несплошном наблюдениях.
Ошибки репрезентативности характерны только для несплошного наблюдения. Они возникают потому, что отобранная и обследованная совокупность недостаточно точно воспроизводит всю исходную совокупность в целом.
В свою очередь, указанные ошибки могут быть случайными и систематическими.
Случайные ошибки – это результат действия различных случайных факторов (например, цифры переставлены местами, перепутаны соседние строки или графы при заполнении статистического формуляра).
Систематические ошибки регистрации всегда имеют одинаковую тенденцию либо к увеличению, либо к уменьшению значения показателей по каждой единице наблюдения, и поэтому величина показателя по совокупности в целом будет включать в себя накопленную ошибку.
Примером статистической ошибки регистрации при проведении социологических опросов населения может служить округление возраста населения, как правило, на цифрах, оканчивающихся на 5 и 0. Многие опрашиваемые, например, вместо 48-49 лет и 51-52 года говорят, что им 50 лет.
Лекция 2