Экономическая среда и условия функционирования туризма

Туризм — это крупная межотраслевая система с разнообразными связями между ее отдельными элементами как в пределах экономики отдельной страны, так и в отношениях этой страны с мировой экономикой в целом. Как и всякая система, туризм не может пребывать в вакууме, ему приходится функционировать в быстро изменяющейся экономической среде.

Экономическая средавключает все силы и организации, с которыми стал­киваются предприятия, учреждения, фирмы, осуществляющие туристскую де­ятельность. Они должны не только знать свою "среду обитания" и природу ее изменений, но и уметь реагировать на них. Экономическую среду составляют также ближайшее и более отдаленное окружение, постоянно оказывающие не­посредственное воздействие на развитие туристского бизнеса.

Для изучения отношений в системе "туризм — экономическая среда" це­лесообразно сгруппировать их по типу влияния:

♦ природ но-гео графические;

♦ политические;

♦ экономические;

♦ социальные;

♦ правовые;

♦ технологические;

♦ международные;

♦ государственные.

Каждый из этих элементов прямо или косвенно влияет на туризм, всем им свойственны взаимосвязанность, сложность, подвижность и неопределен­ность.

Природно-географические условия являются определяющими в выборе туристами того или иного района для посещения. Богатство природных ре­сурсов, возможность и удобство их использования оказывают огромное влия­ние на масштабы, темпы и направления развития туризма. Немалую роль в развитии туризма в стране играют ее географическое положение по отноше­нию к главным транзитным путям, близость к странам—поставщикам ту­ристов, удаленность от "горячих точек" планеты. Природно-географические условия имеют непреходящую ценность. Человек может лишь приспособить их к своим нуждам, сделать их более доступными. В настоящее время важ­нейшим в развитии туризма стал рекреационный фактор.

Социально-экономические условия:

♦ уровень экономического развития страны. Существует прямая зависи­
мость между экономическим развитием, величиной национального дохода и
материальным благополучием народа каждой страны. От этого зависит также
уровень развития материальной базы туризма, предприятий индустрии туриз­
ма, инфраструктуры. Государства с развитой экономикой лидируют по коли­
честву путешествий своих граждан;

♦ увеличение свободного времени (продолжительности отпусков) является
общемировой тенденцией, а это наряду с повышением уровня жизни населе­
ния означает приток новых потенциальных туристов. Потребность в туризме
возникает и вследствие необходимости восстановления трудоспособности;

♦ повышение уровня образования, культуры, эстетических потребнос­
тей населения. Исследования доказали прямую зависимость между уровнем
образования и склонностью к путешествиям;

♦ демографические факторы. Темпы роста населения в целом мире и в от­
дельных его регионах прямо пропорциональны увеличению числа туристов.
Так, например, перенаселенность многих районов планеты ведет к усилению
миграционных процессов, одной из форм которых является туризм. Кроме
того, увеличение средней продолжительности жизни способствует вовлече­
нию в туризм людей пожилого возраста. Этот контингент все больше стано­
вится подвижен и склонен к путешествиям. В настоящее время они стали
главным двигателем туризма.

Политическая обстановка. Туризм стабильно развивается только в мирной среде. Вместе с тем сам туризм может стать влиятельной силой, со­действующей миру и спокойствию на планете. Согласно статистическим дан­ным ВТО, лидирующее положение по увеличению объема международного туризма занимает Европа. В первую очередь это объясняется стабильной по­литической обстановкой.

Технологическая среда. Туристские фирмы должны эффективно приспо­сабливаться к технологическим изменениям и использовать их для получе­ния преимущества в конкурентной борьбе. Мощное влияние на развитие ту­ризма оказывает глобальная информационная сеть Интернет. Индустрия ту­ризма достаточно полно представлена в ней, а туристский продукт является одним из наиболее часто запрашиваемых.

Международное окружение. Количество путешествующих и объемы поступлений от туризма находятся в прямой зависимости от взаимоотноше­ний между странами, уровня экономического развития, визовой и таможен­ной политики и т.д.

Правовая среда. Туристские фирмы работают в юридических рамках, ко­торые регулируют различные сферы их деятельности: регистрацию, офор­мление контрактов о сотрудничестве, взаимоотношения с обществом, разре­шение конфликтов и т.д. При этом всякие действия сверх объявленных счи­таются незаконными. В случае обнаружения нарушений фирмы могут быть привлечены к ответственности.

УО "Белорусский государственный экономический университет"

УДК 338.48 ББК 65.9(2)49 Ã67



З.М. Горбылева

Рецензент директор Национального агентства по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь ЮЛ. Ходъко



ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

Горбылева, З.М.

Г67 Экономика туризма : учеб.-практ. пособие / З.М. Горбылева. — Минск : БГЭУ, 2007. — 167 с.

ISBN978-985-484-425-1.



Учебно-практическое пособие

Описываются экономическая природа и среда функционирования туризма; выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие сферы туризма и турист­ского предприятия как субъекта хозяйствования и его экономический потенци­ал; показаны пути эффективного управления туристским предприятием с целью укрепления финансового состояния, повышения конкурентоспособности и дос­тижения уставных целей.

УДК 338.48 ББК 65.9(2)49

Минск 2007

18ВК 978-985-484-425-1

6 Горбылева З.М., 2007 6 УО "Белорусский государственный экономический университет", 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ...................................................................................... 5

Глава 1. Экономическая природа туризма.....................................6

1.1.Сущность и содержание туризма.................................................. 6

1.2.Понятие и содержание категорий "туристский продукт" и "турист­
ская óñëóãà" .................................................................... 7

1.3. Ñòàòèñòèêà òóðèçìà............................................................................................ 9

1.4. Система показателей развития туризма 13

Глава 2. Экономическая среда функционирования туризма........19

2.1.Экономическая среда и условия функционирования туризма ................ 19

2.2. Òóðèñòñêàÿ ïîëèòèêà ....................................................................................... 21

2.3.Перспективность развития туризма.............................................. 24

Глава 3.Òóðèñòñêîå ïðåäïðèÿòèå..................................................... 28

3.1.Туристское предприятие как субъект хозяйствования ......................... 28

3.2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприя­
тий ................................................................................. 30

3.3. Хозяйственный расчет на туристском предприятии 39

Глава 4. Основные и оборотные средства туристского предприятия42

4.1.Сущность и значение основных средств, их состав и структура............. 42

4.2.Показатели оценки и эффективности использования основных
средств............................................................................. 49

4.3.Оборотные средства туристского предприятия ................................ 51

Глава 5. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме ...............57

5.1.Сущность и особенности труда в туризме...................................... 57

5.2.Трудовые ресурсы туристских предприятий.................................... 58

5.3.Заработная плата и ее сущность ................................................ 60

Глава 6. Финансовые ресурсы туристского предприятия ...........70

6.1.Организация финансовой деятельности туристского предприя­
тия ................................................................................. 70

6.2.Источники формирования финансовых ресурсов ............................. 73

6.3.Инвестиционная деятельность туристского предприятия...................... 74

Глава 7. Издержки производства туристского предприятия........79

7.1. Сущность, структура и состав издержек производства....... 79

7.2. Состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость
туристского ïðîäóêòà......................................................... 81

7.3. Управление издержками производства 85

Глава 8. Налоги и налогообложение в туризме...........................88

8.1.Сущность, виды и характеристика налогов. Особенности нало­
гообложения туристских предприятий ........................................... 88

8.2.Анализ влияния налогового бремени на деятельность турист­
ского предприятия. Пути повышения эффективности работы ту­
ристского предприятия в условиях действующей налоговой сис­
темы ............................................................................... 92

Глава 9.Öåíîîáðàçîâàíèå â òóðèçìå.................................................... 96

9.1.Сущность цены как экономической категории .................................. 96

9.2. Öåíîâàÿ ïîëèòèêà â òóðèçìå .............................................................................. 98

9.3.Порядок ценообразования в туризме .......................................... 100

9.4.Методика расчета цены туристского продукта................................ 102

Глава 10. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия111

10.1.Доход туристского предприятия и источники его формирования .... 111

10.2.Сущность, источники формирования и механизм распределе­
ния прибыли туристского предприятия........................................ 112

10.3.Рентабельность хозяйственной деятельности туристского пред­
приятия .......................................................................... 116

Глава 11. Анализ хозяйственной деятельности туристского пред­
приятия ........................................................................120

11.1.Содержание и методология экономического анализа турист­
ского ïðåäïðèÿòèÿ.......................................................... 120

11.2.Информационное обеспечение экономического анализа................... 123

11.3.Комплексный анализ финансового состояния туристского пред­
приятия ......................................................................... 125

Глава 12. Планирование деятельности туристского предприятия 140

12.1. Ñóùíîñòü ïëàíèðîâàíèÿ.................................................................................. 140

12.2.Ôèíàíñîâîå ïëàíèðîâàíèå ................................................... 143

12.3. Áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå ...................................................................................... 146

Выводы....................................................................................... 152

Решения òðåíèðîâî÷íûõ çàäàíèé ...................................................153

Итоговый òåñò..........................................................................160

Вопросы ê ýêçàìåíó....................................................................163

Глоссарий.....................................................................................165

Литература..................................................................................167

ВВЕДЕНИЕ

Курс "Экономика туризма" является составной частью комплекса специальных дисциплин, формирующих уровень подготовки специалистов в сфере туризма, и представляет собой научную дисциплину, которая исследует процессы и явления, происходящие в производстве и реализации туристских товаров, продуктов и услуг.

Предметом изучения являются экономические отношения, которые складывают­ся и развиваются в процессе производства, распределения, потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения нужд потребителя. Такой подход к определению предмета курса позволяет глубже вникнуть и раскрыть спе­цифику этой отрасли хозяйственной деятельности и формы ее проявления. Базиру­ясь на основных постулатах экономической теории, туризм рассматривается с пози­ций процесса общественного воспроизводства. Экономика туризма изучает при­менение и механизм действия основных экономических законов в туризме, пробле­мы удовлетворения потребностей и желаний людей путешествовать, восстанавли­вать свои силы посредством активных форм туристской деятельности; воспроизвод­ства трудовых ресурсов; функционирования и развития туристской индустрии, в том числе хозяйственной деятельности на уровне отрасли, предприятия.

Объектом курса служит туристское предприятие, поэтому изучение хозяйствен­ного механизма его деятельности как совокупности организационно-экономических форм и методов, с помощью которых осуществляется туристская деятельность, явля­ется одним из существенных моментов.

В системе важнейших элементов хозяйственного механизма туризма особое зна­чение имеют вопросы управления экономическим потенциалом туристского пред­приятия, его финансовыми ресурсами, инвестирования и кредитования, планирова­ния, организации и оплаты труда и др.

Курс "Экономика туризма" носит междисциплинарный характер. Он тесно взаи­мосвязан с рядом общих ("Экономическая теория", "Финансы", "Статистика", "Бух­галтерский учет", "Ценообразование" и др.), а также специальных экономических дисциплин ("Организация туристской деятельности", "Туроперейтинг", "Маркетинг в туризме", "Экскурсоведение" и др.).

В целях усвоения учебного курса предусмотрены специальные тесты и трениро­вочные задания, решение которых способствует не только закреплению теоретичес­ких знаний, но и приобретению практических навыков.

Учебно-практическое пособие "Экономика туризма" подготовлено и издано в рамках проекта ТЕМРТТ8 ^ЕР-23015-2002. Предназначено для студентов заочной формы обучения, слушателей системы переподготовки и повышения квалификации кадров туристкой индустрии в следующих целевых группах: руководители и специ­алисты туризма (А), экскурсоводы (О, руководители и специалисты региональных структур управления туризмом (I)).

Использованы материалы Международных учебно-практических семинаров, проходивших в 2006—2007 гг. в Падерборне и Равенсбурге (Германия), Боцене (Ита­лия) и Минске, а также результаты стажировок партнеров по проекту из Республики Беларусь.

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТУРИЗМА1.1. Сущность и содержание туризма

Туризм является одним из крупнейших и наиболее динамично развиваю­щихся секторов экономики. Сфера его влияния как на мировую, так и эконо­мику отдельных стран постоянно расширяется. По оценкам экспертов Всемирной туристской организации (далее — ВТО), в XXI веке туризм станет двигателем мировой экономики.

Многообразие потребностей людей, связанных непосредственно с туриз­мом, породило и множество его определений: туризм как вид путешествия, совершаемый для отдыха, образовательных, деловых, любительских или спе­циализированных целей и осуществляемый в месте пребывания туриста или за пределами его обычной среды. Данная дефиниция соотносится скорее все­го с потребителем (туристом) и определяет третью, заключительную стадию процесса производства, распределения (обмена) и потребления туристского продукта. Ей предшествуют его организация и производство. Эти виды дея­тельности, классифицируемые Общегосударственным классификатором ви­дов экономической деятельности (ОКЭД) как виды экономической деятель­ности, осуществляет ряд специализированных предприятий, объединенных общей идеей под названием индустрия туризма (гл. 3).

Основываясь на методологических подходах определения категории "Экономическая деятельность", туризм представляет собой вид экономичес­кой деятельности, состоящий из основных, второстепенных и вспомогатель­ных специализированных процессов производства туристского продукта, направленного на удовлетворение интересов потребителя.

Данное определение в равной степени относится к международному, на­циональному и туризму в пределах страны и согласуется с рекомендациями ВТО. В них экономическая деятельность в области туризма определяется в качестве совокупной деятельности, некоторые компоненты которой относят­ся к различным видам деятельности.

Определение туризма как вида экономической деятельности — важный теоретический и методологический вопрос, позволяющий понять сущность туризма; определить его место в национальной экономике; разработать сис­тему управления и планирования; создать концепцию развития.

Сущность туризма как вида экономической деятельности наиболее полно отражается в его средствах, формах, видах.

Средства туризма представляют собой способы:

Экономика туризма 7

♦ организации туристской деятельности: маршрут, путешествие, экскур­
сия, туристский продукт, туристская услуга и др.;

♦ перемещения, транспортного обслуживания;

♦ туристского обслуживания: размещение, питание, программа обслужи­
вания.

Формы туризма — это типы организации туристской деятельности челове­ка или группы людей. Таковыми могут быть индивидуальный и групповой ту­ризм.

Виды туризма — классификация туризма по тем или иным основаниям: формам путешествия; регионам отдыха; целям; способам организации; сред­ствам передвижения; видам деятельности и др.

Главной действующей фигурой или основной единицей туризма является турист— любое лицо, путешествующее между двумя или более странами или двумя или более местностями в пределах страны своего обычного места жительства.

С целью статистического учета различают международного и внутренне­го туриста.

ОЬЕ

Экономика туризма



1.2. Понятие и содержание категорий "туристский продукт" и "туристская услуга"

Результатом экономической деятельности в туризме являются реальные то­вары (рис. 1.1), выступающие в виде туристского продукта и туристкой услуги.

Товар— продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-ли­бо потребности человека и который производится для обмена или продажи.

Туристский продукт, как и любой другой народнохозяйственный товар, обладает двумя свойствами:

1) потребительной стоимостью, так как удовлетворяет конкретную че­
ловеческую потребность, является полезным;

2) стоимостью — воплощением в туристском продукте труда, затрачен­
ного на его производство.

С точки зрения потребительной стоимости туристские товары качествен­но разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. С позиций стоимос­ти товары представляют собой воплощение труда товаропроизводителей, оп­ределяемого общественно необходимыми затратами труда, корректируемы­ми рыночными условиями хозяйствования.

Туристский продукт— это комплекс отдельных туристских услуг, кото­рые (взятые вместе) делают возможным пребывание или поездку и поэтому только взятые вместе могут удовлетворять потребностям клиента, т.е. при­носить пользу (выгоду).

В 1990 г. совет Европы принял специальную директиву, согласно кото­рой туристский продукт ("турпакет") должен содержать не менее двух ком-

Рис. 1.1. Экономическая природа туризма

понентов, для того чтобы окончательный выбор мого сделать сам потреби­тель.

Включенные в турпакет услуги являются составляющими элементами туристского продукта, оплаченные же отдельно — собственно туристскими услугами.

Статистическим отделом секретариата ООН в сотрудничестве с ВТО раз­работан перечень связанных с туризмом услуг, который охватывает порядка 90 их разновидностей, распределенных по следующим группам:

♦ гостиничные и ресторанные услуги;

♦ услуги в области транспорта, складского хозяйства и связи;

♦ спортивное и вспомогательное транспортное обслуживание;


Экономика туризма 9

♦ услуги туристских агентов, туроператоров, экскурсоводов;

♦ услуги по аренде, прокату машин и оборудования;

♦ услуги в области сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства, рыбо­
ловства;

♦ коммунальные, социальные и персональные услуги;

♦ государственное управление и другие услуги обществу в целом;

♦ услуги социального страхования;

♦ услуги в области рекреации, культуры, спорта и др.

В настоящее время появился ряд новых нетрадиционных услуг, которые становятся элементами турпакета (страховой полис, юридическая карта, клубные карточки и др.).

В процессе эволюции туризма в структуре составляющих турпакета про­изошли существенные изменения. Туристские предприятия в условиях ос­трой конкурентной борьбы вынуждены сокращать до минимума набор услуг турпакета ради снижения цены. Однако его состав определяется и состояни­ем потребительского спроса. Туристские предприятия учитывают психоло­гию потенциальных потребителей, стремящихся к полной свободе в выборе услуг.

В структуре туристских услуг различают основные и дополнительные. Основными являются услуги, включенные в туристский продукт и описан­ные потребителем. Дополнительные услуги не входят в стоимость турпаке­та, они приобретаются туристом за дополнительную плату. Существенных различий между ними с точки зрения потребительских свойств нет, при оп­ределенных обстоятельствах основные услуги могут переходить в разряд до­полнительных и наоборот.

Кроме рассмотренного туристского продукта и туристских услуг сущест­вует множество других товаров: сувениры, предметы искусства, туристский инвентарь, продукты питания и др. Однако они не являются предметом спе­циального изучения для экономики туризма и будут упомянуты в контексте туристских расходов.

Более подробно особенности туристских продуктов и услуг будут рассмот­рены в последующих главах.

1.3. Статистика туризма

Во всем мире ощущается острая нехватка информации о роли туризма в экономике стран, и следовательно, имеется потребность в надежных статисти­ческих данных, определяющих важность и уровень развития этого сектора экономики. Наряду с развитием туризма возрастает понимание его значения и воздействия на национальную экономику в плане расчета базовых совокуп­ных показателей, таких как потребление, расходы, прибыль, инвестиции, госу­дарственные доходы и занятость. Это обусловливает необходимость получе­ния информации нового типа. Однако статистическая информация, касающа-

Экономика туризма

яся природы, развития и результатов туризма по-прежнему базируется на уче­те прибытий и ночевок, а также на данных платежного баланса, не способных охватить весь спектр его экономического воздействия. Как следствие, прави­тельства, деловые круги и общественность не имеют возможности получить достоверную информацию, необходимую для проведения эффективной поли­тики и развертывания деловой активности. Для того чтобы измерение эффекта от туризма было заслуживающим доверия, необходимо пользоваться статистическими данными(полученными в результате постоянных статисти­ческий операций), которые должны быть сопоставимыми (во времени и про­странстве) и последовательными (совместимыми с принятыми в мировой практике макроэкономическими системами отчетности).

Статистические данные группируются по целям путешествия, районам, странам происхождения и т.д.

Анализ систематических данных по этим критериям имеет очень важное значение для определения туристской политики на международном уровне. Кроме того, государство и туристские предприятия в планировании своей де­ятельности могут заранее учитывать особенности и предпочтения иностран­ных посетителей.

В настоящее время статистика ведется в целях оценки вклада междуна­родного туризма в экономику страны на основе платежного баланса, выявле­ния основных тенденций и направлений развития международного туризма, получения исходных данных для его планирования и проведения маркетин­говых исследований, продвижения туристского продукта и т.д.

В соответствии с рекомендациями ВТО статистика международного ту­ризма базируется на двух важных разделах:

♦ статистика туристских потоков;

♦ статистика туристских доходов и расходов.
К показателям туристских потоковотносятся:

♦ количество прибытий (отбытий). Включает число зарегистрированных
туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определен­
ный период (например, календарный год). Как правило, фактическая чис­
ленность туристов меньше количества прибытий в результате того, что один
турист может посетить в ходе одной поездки или в течение одного года нес­
колько государств;

♦ продолжительность пребывания.

Количество прибытий (отбытий) — основной показатель, который ха­рактеризует туристское движение, имеющее количественное выражение, равное числу поездок за календарный год или другой отрезок времени. Для оценки уровня туристской активности рассчитывается другой показатель, выражающийся в виде относительной величины. Поэтому для оценки интен­сивности туристских обменов количество прибытий (отбытий) рассчитывает­ся на 100 человек населения. В Республике Беларусь в 2006 г. на 100 человек приходилось в среднем 5 прибытий и 36 выбытий. Этот показатель значитель­но возрос по сравнению с 2000 г. (0,6 прибытий и 12,9 выбытий). Начиная с

Экономика туризма




Экономика туризма



1993 г. показатель туристской активности не превышал 1 по прибытиям, а по выбытиям ежегодно возрастал и увеличился в 9 раз (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Динамика показателей туристского движения в Республике Беларусь

Годы Уровень туристской активности (на 1 жителя) Удельный вес прибывших Соотношение Коэффициент
    по отношению въезд-выезд ИНТенСИВНОСТ
  прибывшие отбывшие К отбывшим    
4,7 12,9 0,60 1 : 21 13,5
4,4 13,8 0,61 1 : 22 14,5
4,4 14,4 0,63 1 : 23 15,0
5,8 11,1 0,64 1 : 17 11,7
13,1 5,1 0,67 1 : 7 5,8
4,5 0,72 1 : 6 5,2

Оптимальная схема развития туризма в интересах национальной эконо­мики — 1 въездной : 1 выездной : 4 внутренних туриста (рекомендации ВТО и Международного бюро социального туризма).

Туризм в стране считается массовым, если в нем принимает участие более 50 % ее населения. Самая высокая туристская активность наблюдается в Ев­ропе, на которую приходится половина всей активности в мире. Максималь­ное значение для прибытий этот показатель принимает в Южной и Западной Европе (свыше 60 на 100человек), а для поездок за границу — в Северной и Западной Европе (более 70 отбытий на 100 человек).

Продолжительность пребывания во многом зависит от средств разме­щения, их количества, вместимости, типа объекта, разрядности. Данный по­казатель измеряется в ночевках — для посещений (пребываний) и в часах — для однодневных поездок. Под ночевкой понимают одни сутки, проведенные одним туристом в данной стране или месте назначения. Общее количество ночевок по методологии ВТО рассчитывается как произведение числа турис­тских пребываний на среднюю продолжительность пребывания одного ту­риста в стране. Средняя продолжительность пребывания за рубежом одного туриста составляет 3 дня.

Статистика туристских доходов и расходов.Туристские расходы — один из важнейших показателей, используемых в планировании и исследованиях для наблюдения и оценки воздействия туризма на национальную экономику и различные секторы туристской индустрии.

В целях обеспечения сопоставимости туристских расходов ВТО рекомен­дует следующую их группировку:

♦ комплексные поездки, пакеты услуг на отдых и комплексные туры;

♦ размещение;

♦ питание и напитки;

♦ транспорт;

♦ рекреационные, культурные и спортивные мероприятия;

♦ посещение магазинов;

♦ прочее.

Объем туристских расходов рекомендуется определять по фактическим затратам на товары и услуги с учетом действующих скидок и наценок, чае­вых и прочего, вне зависимости от формы их оплаты.

Величина и структура расходов зависят от ряда факторов. К ним относятся:

♦ страна происхождения туриста;

♦ его социальное положение;

♦ место отдыха, регион;

♦ время отдыха;

♦ продолжительность отдыха;

♦ тип размещения;

♦ форма туризма и др.

Расходы посетителя представляют собой доходы для принимающей сто­роны и расходы — для страны выезда туриста.

Доходы отмеждународного туризма определяются как расходы въез­жающих посетителей, включая их платежи национальным перевозчикам за международный транспорт, поступления от однодневных посетителей, пред­варительные платежи за товары и услуги, полученные в стране назначения.

Расходы, относящиеся к внутреннему туризму,— это прямой резуль­тат путешествий постоянных жителей какой-либо страны в ее пределах.

В соответствии с проектом Методики расчета доходов от приема и обслу­живания иностранных граждан на территории Республики Беларусь и рас­ходов белорусских граждан, выезжающих за рубеж с туристскими целями, стоимость доходов, получаемых от приема и обслуживания иностранных граждан на территории Беларуси, определяется как произведение расходов, приходящихся на одного въехавшего, на количество въехавших иностран­ных граждан.

Стоимость расходов белорусских туристов, выезжающих за рубеж, опре­деляется как произведение расходов, приходящихся на одного выехавшего, на количество выехавших за границу белорусских граждан. Нормативы рас­ходов на одного человека рассчитываются для каждого типа поездок по це­лям и срокам пребывания. Они включают стоимость проживания, расходы на питание и культурное обслуживание. Кроме того, устанавливаются нор­мативы дополнительных расходов на различного рода единовременные по­купки, которые зависят от вида поездки и страны посещения.

Важным источником информации является платежный балансстра­ны — стоимостное выражение всего комплекса макрохозяйственных свя­зей страны в форме соотношения поступлений денежных средств и плате­жей.

Данные платежного баланса показывают, как в течение отчетного перио­да развивалась внешняя торговля, что в свою очередь дает возможность оце­нить уровень производства, занятости и потребления в стране. Он позволяет

Экономика туризма




Экономика туризма



проследить, в каких формах происходило привлечение иностранных капита­лов и осуществлялись инвестиции за границу, своевременно ли погашалась внешняя задолженность страны или имели место просрочки и ее реструкту­ризация. Основными источниками информации являются таможенная ста­тистика, статистика внешнего долга, статистические обзоры и статистика операций с капиталом.

Платежный баланс представляет собой двухстороннюю запись всех эко­номических сделок, т.е. каждая международная сделка отражается дважды: по кредиту одного счета и по дебету другого. К кредиту в платежном балансе относятся те сделки, в результате которых происходит отток ценностей, за которыми должен последовать компенсирующий поток валюты в страну, по­этому кредит записывается со знаком "плюс". К дебету относятся те сделки, в результате которых страна расходует валюту в обмен на приобретенные ценности (они записываются со знаком "минус").

При учете внешнеэкономических трансакций в платежном балансе раз­личают счет текущих операций и счет движения капитала. Счет текущих операций является ключевым понятием международной экономики, показы­вающим результат взаимодействия страны с остальным миром за определен­ный промежуток времени, с одной стороны, а с другой — баланс внутренних инвестиций и сбережений. Если счет текущих операций является несбалан­сированным, правительство может или девальвировать национальную валю­ту, или привлекать дополнительные внешние кредиты. К счету текущих опе­раций по международной классификации относят все экономические опера­ции, в ходе которых внутри национальной экономики обмениваются товары, услуги и факторы производства. Кроме того, он включает все экономические операции по международному туризму.

Таким образом, наличие достоверной, полной, последовательной, объек­тивной и сопоставимой информации имеет чрезвычайно важное значение для оценки, прогноза, планирования, принятия эффективных управленчес­ких решений в сфере туризма. Существующая система учета экспортно-им­портных операций внутреннего туризма не отражает в полном объеме его ре­альной картины, поэтому одним из первоочередных мероприятий является создание системы учета в туризме. Для реализации этой задачи целесообраз­но использование рекомендаций ВТО по статистике туризма, а также учет опыта других государств.

1.4. Система показателей развития туризма

При планировании, анализе и оценке эффективности деятельности пред­приятия (отрасли) используются данные, в сжатой форме характеризующие количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности, от которых зависит устойчивое положение фирмы на рынке. К ним прибегают для сравнения состояния бизнеса с делами конкурентов.

Основные показатели развития туризма на микроуровне:натуральные (расчетные):

♦ объем обслуживания — качественный показатель, измеряется в челове­
ко-днях, определяется числом человек, принятых на обслуживание, и факти­
ческой продолжительностью обслуживания каждого туриста в календарных
днях, указанных в путевке (ваучере);

♦ объем обслуживания туристов — количественный показатель, измеря­
ется числом человек, принявших участие в путешествиях. Он характеризует
масштабы охвата населения туристскими мероприятиями. Объем обслужи­
вания за определенный период исчисляется путем суммирования количества
туристов, принятых на обслуживание в день регистрации;

♦ объем обслуживания экскурсантов — количественный показатель, оп­
ределяется числом участников экскурсии. Учитывается обслуживание ту­
ристов на маршруте без предоставления размещения;

стоимостные (расчетные):

♦ выручка от реализации продукции, услуг — денежные средства, посту­
пившие на расчетный счет предприятия за предложенный товар, предостав­
ленные услуги. Выручка от реализации по удельному весу занимает главен­
ствующее положение среди всех возможных поступлений средств и является
основным регулярным источником пополнения оборотных средств. Процесс
кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией товаров (ус­
луг) и поступлением выручки. Это означает восстановление затраченных на
производство денежных средств и создание необходимых условий для возоб­
новления кругооборота. От поступлений выручки зависят устойчивость фи­
нансового положения предприятия, состояние оборотных средств, размер
прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, банком, поставщиками, ра­
бочими и служащими. Однако выручка от реализации не является доходом в
полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего возмещаются про­
изведенные затраты, выплачивается зарплата;

♦ прибыль (чистый доход) — результативный показатель, характеризую­
щий эффективность использования имеющихся ресурсов. Это количествен­
ный показатель, представляющий собой разницу между ценой и стоимостью
товаров, между объемом продаж и себестоимостью. Предприятие получает
прибыль, если выручка превышает себестоимость.

Основные показатели развития туризма на макроуровне:

♦количество ночевок (туродень) — натуральный показатель. В отноше­
нии практического определения "ночевки" в туристских целях отсутствует
единая точка зрения. Используются два рабочих определения:

1) с точки зрения места назначения (используется в статистике размеще­
ния);

2) с точки зрения происхождения (для обследования домашних хо­
зяйств);

♦ количество посещений. Посетитель — любое лицо, которое путешествует
в какое-либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не

Экономика туризма




Экономика туризма



превышающий 12 месяцев подряд, и главной целью поездки которого не явля­ется занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Посетители классифицируются как туристы, если они ночуют за пределами дома, или как однодневные посетители, если они этого не делают. В статистике туризма учитываются внутренние и международные посетители;

♦ количество поездок — число раз, которое какое-либо лицо выезжало из
своего обычного места жительства;

♦ поступления в национальной и иностранной валюте. Поступления от
международного туризма — это расходы международных въезжающих посе­
тителей, включая их платежи национальным перевозчикам за международ­
ный транспорт, а также любые иные платежи до или после поездки за товары
и услуги, полученные в стране назначения. Для многих стран международ­
ные туристские расходы являются важным элементом международного пла­
тежного баланса (МПБ): расходы выезжающих туристов обычно составляют
дебет соответствующей страны, в то время как расходы выезжающих посети­
телей в принимающей стране составляют кредит;

♦ доходы, поступающие в бюджет от расходов, относящихся к внутрен­
нему туризму, — это прямой результат путешествий постоянных жителей ка­
кой-либо страны в ее пределах. Они включают деньги, которые тратятся в по­
сещаемых местах; предварительные расходы, необходимые для подготовки
осуществления поездки; связанные с путешествием расходы, произведенные в
месте жительства после поездки, а также платежи однодневных посетителей.

Помимо перечисленных показателей к основным индикаторам развития туризма относятся;

Наши рекомендации