Назначение и основные функции современного менеджера
Современный менеджер выступает в системе общественного производства как: а) управляющий; б) дипломат; в) лидер;
г) воспитатель; д) инноватор; е) личность.
Менеджер-управляющий. Эта функция считается традиционной, изначально присущей менеджерам. Осуществляя ее, менеджер становится персоной, облеченной властью. И поскольку в современных условиях власть перестала быть безраздельной, то от властного лица сегодня ожидается проявление и твердости и известной мягкости. Менеджер-управляющий, как считают опытные практики и ученые, должен быть честным, верным своему слову, правдивым и бескорыстным. Он должен иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога.
Менеджер-дипломат. Среди серии менеджерских умений и навыков, которые за последнее десятилетие получили особенно большой размах, нужно прежде всего назвать те, которые связаны с процедурами переговоров. Следует сказать, что сегодня менеджеры среднего и высшего звена тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, улаживание отношений с властями. Значительно возросла потребность участия менеджеров в различного рода посреднических действиях. И здесь требуются специфические способности дипломата. Тем более, что со второй половины 80-х годов XX столетия начинается период международных связей.
Менеджер-лидер. Современный менеджер осуществляет не только менеджерские функции, но и лидерские. Американские теоретики менеджмента уже давно провозгласили лозунг: «Каждый менеджер должен быть лидером!» Функции менеджера и функции лидера далеко не идентичны. Когда у нас говорят о менеджерских функциях, то часто подразумевают лишь совокупность профессиональных действий, необходимых для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технические процессы). Это представления прошлого. Здесь как-то затеняется проявление другой, человеческой, подсистемы бизнеса, т.е. главного объекта управления. А чтобы эффективно справиться с этой задачей, нужно быть способным вести за собой людей, т.е. быть лидером. В современном понимании лидерские функции складываются из двух компонентов — профессионально-технократических и эмоционально- личностных.
Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производственных процессов, возрастают требования к персоналу. С одной стороны, появляется потребность в повышенной технологической эрудиции работников, а с другой — в совершенствовании их нравственных сторон жизнедеятельности. Тот факт, что усложнившаяся техника и технология диктуют необходимость постоянного профессионального обучения специалистов, не вызывает у нас сомнения. Это очевидно, и мы, не задумываясь, тратим на это немалые ресурсы и средства. А вот по поводу нравственной стороны совершенствования персонала мы проявляем замедленную реакцию. И платим за это издержками производства, иногда значительными. Между тем степень воспитанности, высокая нравственность работников являются решающим условием перемещения экономического прогресса из региона в регион.
Менеджер-инноватор. В условиях третьей волны научно-технического прогресса, которую называют информационной (первая волна связана с введением сельскохозяйственной культуры, вторая — с промышленным переворотом) одной из главнейших сторон менеджерских функций является деятельность по инновациям. В условиях бурного прогресса НТР тот, кто проявляет медлительность в отношении инноваций, незамедлительно отстает от хода прогресса. Потребность в инновациях объясняется очень просто. Известно, что значительно легче и быстрее повышать производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно латать заплаты на изношенном оборудовании и экономить на введении новшеств.
Менеджер-личность. Менеджер не машина, которая работает от внешних источников энергии. Менеджер — человек, которому ничто человеческое не чуждо. Менеджер — это личность, т.е. сложная система социальных качеств, взращенных в процессе воспитания. У каждого менеджера есть свой характер, спаянный из совокупности поведенческих черт. Однако далеко не каждая черта характера способствует осуществлению менеджерских функций.
Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности, следующие:
• наличие общих знаний в области управления предприятием;
• компетентность в вопросах технологии производства в отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
• владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
• принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;
• наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или в их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
• умение анализировать деятельность и действия фирм-конку- рентов;
• умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках, в которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.
И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Сюда относятся:
знание в совершенстве профессиональных и деловых качеств своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
• знание условий, целей и задач, связывающих предприятие и работников, формирование чувства гордости и преданности фирменной марке, защита интересов тех и других на справедливой основе;
• устранение «неспособных» с целью поддержания единства и правильности функционирования фирмы.
Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.
Выводы
1. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей организации.
2. Менеджмент — это управление в условиях рынка, что означает постоянное стремление к повышению эффективности производства, корректировку целей в зависимости от состояния рынка и запросов потребителей, хозяйственную самостоятельность и ответственность за принимаемые решения.
3. Менеджмент применим во всех сферах экономики и любой сфере деятельности организации.
4. Основная цель менеджмента — обеспечение прибыльности в деятельности фирмы путем рационального использования производственных ресурсов.
5. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг, пользующихся спросом у потребителей.
6. Менеджер — это член организации, который осуществляет управленческую деятельность и решает задачи фирмы.
7. Менеджер играет важную роль в организации, он принимает решения, владеет информацией, выступает руководителем.
Современный менеджер выступает как управляющий, дипломат, лидер, воспитатель, инноватор, личность.
8. Современный менеджер должен отвечать следующим требованиям: быть компетентным в вопросах управления, владеть навыками администрирования, иметь опыт работы, уметь анализировать, знать своих подчиненных и др.
Термины и понятия. Менеджмент. Менеджер. Профессиональный менеджмент. Задачи менеджмента. Роли менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру.
Ситуация по вопросу
Одним из ключевых вопросов управления в бизнесе был и остается вопрос — что такое хороший менеджер? На протяжении многих лет он оставался путеводной нитью при выяснении, как достичь успеха. Внимание при этом концентрировалось на личных качествах руководителя. Так, Конфуций исходил из того, что руководитель прежде всего обладает тонким и глубоким проникновением в характеры и чувства своих соратников. Греки во времена Гомера видели следующие четыре качества, необходимые идеальному руководителю:
• мудрость Нестора;
• справедливость Агамемнона;
•хитрость Одиссея;
•энергичность Ахиллеса.
Гомер подчеркивал, что в действительности идеального руководителя не существует, к нему можно только приблизиться, когда различные руководители — каждый с присущими ему качествами — будут целенаправленно работать вместе. При этом руководитель обязан постоянно помнить о своих сильных и слабых сторонах; в противном случае он может пасть жертвой собственного высокого положения.
В конце XX века некоторые ученые полагают, что для современного менеджера необходимы:
• физические качества — активность, энергичность, здоровье, сила;
• личностные качества — приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
• интеллектуальные качества — ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
• способности — контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.
Однако с этим мнением немало ученых и практиков не соглашаются, высказывая следующие соображения:
• обладание менеджером перечисленными выше качествами еще не гарантирует эффективность руководства. Всем отмеченным требованиям удовлетворяет только небольшое число людей;
• данный подход предполагает, что «руководителями рождаются»;
• хорошо руководить нельзя (или практически нельзя) научиться.
К этому можно было бы добавить и ряд других возражений.
Продумайте и сформулируйте систему тех качеств, которыми
должен обладать современный менеджер.
Признано, что в идеале менеджеру должны быть присущи следующие качества:
• глубокое знание всего того, что связано с функционированием и развитием рыночной экономики;
• умение вести дела с положительными финансовыми резуль" татами;
• политическая зрелость, т.е. умение учитызать политические последствия решений;
• склонность и способность искать и использовать резервы человеческого фактора в предпринимательстве;
• умение эффективно использовать лучшие достижения науч- но-технического прогресса;
• умение выбрать направление деятельности фирмы в условиях конкуренции;
• приоритет общественных интересов, т.е. готовность на определенном этапе отказаться от личных выгод ради достижения общественно значимых целей;
• психологическое образование;
• склонность и желание руководствоваться принципами социальной справедливости;
• способность брать на себя ответственность;
• способность критиковать с пользой для дела и воспринимать критические замечания;
• постоянно проявлять инициативу и предприимчивость;
• деловитость (умение не делать бесполезных дел);
• стремление преодолевать препятствия, проявлять волю и гибкость;
• логическое мышление;
• способность в интересах дела использовать предложения, противоположные собственной позиции;
• стрессоустойчивость как средство защиты от перегрузок с помощью эффективных методов работы.
Оцените весь комплекс качеств, которым должен обладать идеальный менеджер, и подготовьте ответы на следующие вопросы:
Достаточно ли полон, на ваш взгляд, приведенный перечень? Не нужно лив него что-либо добавить?
Вопросы
1. Что включает в себя понятие «менеджмент» и почему необходимо управление?
2. Проанализируйте различные определения понятия «менеджмент» и покажите их взаимосвязь.
3. В чем заключается основная цель менеджмента?
4. Какова роль менеджера в управлении?
5. Какие требования к профессиональной компетенции менеджеров вы считаете наиболее важными и почему?
6. Какие виды разделения труда менеджеров вам известны?