Классификация услуг розничной торговли и предъявляемые к ним требования
Под услугами розничной торговли понимается результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собствен-
Таблица 4.6 Рекомендуемые формы торгового обслуживания при продаже различных групп непродовольственных товаров
п/п | Группы товаров | Формы обслуживания, в том числе | |||
самообслуживание | продажа по образцам | продажа с индивидуальным обслуживанием покупателей | |||
с обязательной помощью торгового персонала покупателям | с помощью торгового персонала по желанию покупателей | ||||
1. | Ткани | X | X | X | |
2. | Швейные изделия | X | |||
3. | Пушно-меховые изделия | X | |||
4. | Головные уборы | X | X | ||
5. | Трикотажные изделия, в т. ч. чулочно-носочные | X | |||
6. | Обувь | X | |||
7. | Парфюмерно-косметические товары, кроме губной помады и дорогостоящих духов | X | |||
8. | Губная помада и дорогостоящие духи | X | |||
9. | Галантерея, кроме дорогостоящей бижутерии, тюле-гардинных изделий, электробритв | X | |||
10. | Дорогостоящая бижутерия | X | |||
11. | Электробритвы | X | |||
12. | Тюле-гардинные изделия | X | X | ||
13. | Сувениры | X | X | ||
14. | Ювелирные изделия | X |
15. | Часы | X | |||
16. | Канцелярские товары, кроме дорогостоящих и мелких | X | |||
17. | Дорогостоящие и мелкие канцтовары | X | |||
18. | Музыкальные товары, в т. ч. грампластинки | X | X | ||
19. | Фотокинотовары | X | |||
20. | Радиодетали | X | |||
21. | Радиоприемники, магнитофоны, телевизоры, радиолы, магнитолы | X | X | ||
22. | Спортивные товары | X | |||
23. | Велосипеды, мотоциклы, лодки, моторы, палатки | X | X | ||
24. | Охотничьи и рыболовные товары | X | X | ||
25. | Игрушки и настольно-печатные игры | X | |||
26. | Елочные украшения, игрушки со сложнотехническим устройством | X | |||
27. | Товары бытовой химии | X | |||
28. | Моющие средства | X | |||
29. | Посуда | X | |||
30. | Металлохозяйственные товары | X | |||
31. | Электробытовые машины и приборы | X | |||
32. | Запасные части к ним | X | |||
33. | Электроосветительная арматура | X | |||
34. | Мебель | X | |||
35. | Мелкая мебель | X |
82________________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения
ной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи. Услуги розничной торговли включают:
• реализацию товаров;
• оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
• информационно-консультационные услуги;
• создание удобств покупателям.
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателем, отпуск товара.
Реализация товаров осуществляется в магазине и вне магазина. Реализация товаров в магазине предполагает продажу товаров и реализацию продукции предприятий общественного питания в магазинах различных типов.
Реализация товаров вне магазина включает:
• реализацию товаров в мелкорозничной стационарной сети: киосках, павильонах;
• реализацию товаров в мелкорозничной передвижной сети: палатках, автомагазинах, автолавках, автоприцепах, изотермических емкостях и цистернах, на тележках, лотках и т. д.;
• реализацию товаров торговыми агентами; через почтовую (посылочную) торговлю; через торговые автоматы; через телемагазины и компьютерные сети (Интернет, электронный магазин).
К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят:
• прием и исполнение заказов на товары (прием и оформление заказов непосредственно на предприятии торговли, по телефону или вне предприятия, комплектование заказов, упаковывание заказов, отпуск товаров непосредственно на предприятии торговли и (или) доставка на дом);
• организацию доставки товаров;
• упаковывание купленных в магазине товаров;
• комплектование и улучшенное упаковывание подарочных наборов из имеющихся в наличии товарок, и том числе по заказам;
• оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитента;
• оценку ювелирных изделий на дому;
4,2, Классификация услуг розничной торговли и предъявляемые к ним...__ 83
• оценку антиквариата на дому;
• прием стеклопосуды;
• реализацию товаров в кредит;
• организацию работ по послепродажному обслуживанию (организация работ по установке технически сложных товаров на дому у покупателя, по сборке мебели и др.);
• организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине;
• предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в продаже;
• предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов.
К информационно-консультационным услугам относят:
• предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазинами аудио- и видеосредств;
• консультации специалистов по товарам;
• проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).
К услугам по созданию удобств покупателю относят:
• организацию и создание мест отдыха;
• предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии '■■. комплекса товаров для детей);
j • гарантированное хранение купленных товаров;
• прием и хранение вещей покупателей;
• организацию питания покупателей;
• реализацию продуктов питания с потреблением на месте;
• парковку личных автомашин покупателей на организованную
стоянку у магазина.
Перечень услуг, оказываемых предприятием торговли, формируют в соответствии с ассортиментом товаров, специализацией магазина, его местонахождением, спецификой обслуживаемого контингента покупателей и совместимостью оказываемых услуг.
Рекомендуемый перечень услуг, оказываемых покупателям в магазинах, приведен в табл. 4.7.
Услуги торговли должны отвечать требованиям:
• социального назначения;
• функциональной пригодности;
Таблица 4.7 Перечень услуг, оказываемых покупателям в магазинах
Универсальные магазины | |||||||||||||||||||||
в | Специализиро- | Неспециализированные | и | ||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||
я | ванные непродо- | в | 3 = | непродовольственные | а | ||||||||||||||||
Услуги | ы а я S а | я - а о в | <Детский мир» | ин-склад | (супермаркет) | роном | дневного спроса | продовольсгвенныс ма | вольственные магазины | (Варной специализаци , Семена и т. п. | 1ные продовольствен» кты (минимаркет) и т | магазины | ым ассортиментом тов: | ||||||||
вли | и т. п. | Товары для мужчин и т. п. | 3 а | магазин | |||||||||||||||||
эы, Мебель, и т. п. | увь и т. п. | товары, Спорт, Туризм и т. п. | ия, Часы | ||||||||||||||||||
Гипс | Уни | ( | Магаз | Универсам | я - | Товары новее | ализированные | йственные това Электротоварь | «ни, Одежда, Об | велирные издел | азины прочей т Природа | пециализирова! азины — Проду | Дом торго | Все для дома | >ары для детей, ин, Товары для | Промтова | Комиссионный | ины со смешанн | |||
* | к | ■х | Я | U | а* я | £ Э | ~ | ||||||||||||||
Спе | о X | S- | Кул | S | Я S | Н в | я | ||||||||||||||
1. Прием | + | - | - | - | + | + | + | _ | |||||||||||||
и исполнение | ~ | ~ | - | ||||||||||||||||||
заказов на товары | |||||||||||||||||||||
2. Прием | + | - | - | - | + | + | + | + | ---- | ---- | |||||||||||
стеклопосуды 1----------------------- | |||||||||||||||||||||
----- L | ---- 1 |
3. Комплектование
и улучшенное
упаковывание
подарочных
наборов
из имеющихся
в наличии товаров,
в том числе
позаказам
4. Упаковывание
купленных
в магазине товаров
5. Гравировка изделий
6. Пункт приема
заказов
на изготовление
кино-
и фотопродукции
7. Предоставление кабины или салона для аудио-, видеозаписи, прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в продаже
8. Предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов
•
Продолжение табл. 4.7
9. Предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином аудио-и видеосредствами
11 12 13 14
10. Консультация продавцов-консультантов, диетологов и других специалистов
11. Проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания)
12. Предоставление услуг комнаты матери и ребенка
13. Гарантированное хранение купленных товаров и (или) вещей покупателей
14. Организация доставки
15. Организация работ по установке технически сложных товаров на дому у покупателя | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
16. Сборка мебели на дому у покупателя | — | — | — | ~ | ~~ | " | + | + | ||||||||||||
17. Консультации дизайнеров по меблировке квартиры | + | |||||||||||||||||||
18. Устранение мелких повреждений мебели на дому у покупателя в пределах гарантийного срока | + | , | + | + | ||||||||||||||||
19. Мелкий ремонт технически сложных товаров (по желанию покупателей) | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
20. Нарезка стекла | - | - | _ | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - |
21. Раскрой ткани | + | + | + | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - |
22. Мелкая переделка швейных изделий, купленных в магазине | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
23. Растяжка обуви и головных уборов | + | + | + | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - + | — | + | " | " |
Окончание табл. 4.7
24. Крепление ремешков и браслетов к часам | + | + | + | + | + | " | + | — | — | ~~ | ™ | — | ||||||||
25. Организация питания покупателей | + | ч- | - | + | + | - | + | + | + | - | - | - | - | - | ||||||
26. Реализация продуктов питания с потреблением на месте | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
27. Наличие пункта обмена валюты | + | + | + | " | " | " | ~ | + | _ | - | — | — | - | |||||||
28. Наличие телефонов-автоматов | + | + | + | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - |
29. Возможность парковки личных автомашин покупателей на организованной стоянке у магазина | + | + | 4- | + | + | |||||||||||||||
30. Организация приема заказов на выполнение ремонтно-строительных имонтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине | + | + | + |
00 00
£
31. Оценка и прием вещей на дому у комитента | - | |||||||||||||||||||
32. Оценка ювелирных изделий на дому | — | + | ||||||||||||||||||
33. Оценка антиквариата на дому | — | + | ||||||||||||||||||
34. Продажа товаров в кредит | + | + | + | - | - | - | - | - | + | - | + | - | - | - | - | + | - | — | ~" | ~ |
35. Организация и создание мест отдыха | + | + | + | |||||||||||||||||
36. Возможность обмена валюты через банкомат | + | + | + |
%
\%
о
о
Примечание. Знак «+» означает, что выполнение требований предусмотрено; знак « - » — не предусмотрено.
со се
90________________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения
• эргономики;
• эстетики;
• технологичности;
• безопасности;'
• охраны окружающей среды.
Требования социального назначения услуги торговли предусматривают:
• обеспеченность населения услугами данного вида;
• соответствие уровня качества услуги розничной цене;
• социальную адресность услуги, т. е. соответствие услуги требованиям различных групп потребителей, в том числе инвалидов.
Социальную адресность услуги учитывают при проектировании здания и помещений предприятий торговли, установлении режима работы, выборе метода обслуживания, формировании ассортимента и др.
Требования функциональной пригодности услуги торговли предусматривают:
• точность и своевременность оказания услуги, характеризующиеся соблюдением установленного режима работы предприятия торговли, точностью срока выполнения услуги, точностью выписки счета и оформления кассового чека и др.;
• наличие товаров надлежащего качества;
• наличие товаров установленного для данного типа предприятия ассортимента;
• обеспечение условий для компетентного выбора потребителем товаров и услуг;
• информативность, т. е. наличие необходимой достоверной информации об услугах и товарах, ассортименте товаров, исполнителе услуги, о правилах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах покупателей;
• соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность и умение общаться с покупателями.
Исполнитель обязан оказывать услуги, отвечающие требованиям функциональной пригодности в соответствии с правилами продажи (торговли).
Требования эргономики услуги торговли предусматривают:
• комфортность и удобство покупателей при оказании услуги, вклю
чая удобное размещение товара в торговом зале, входов, выходов,
секций, оборудования, мебели и др.;
№. Классификация услуг розничной торговли и предъявляемые к ним...___ 9J.
• гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемо-
сти, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персона
лу, к содержанию помещений, рабочих мест, оборудованию и т. д.;
' • доступность информации потребителю.
Требования эстетики услуги торговли предусматривают гармоничность, стилевое единство и художественную выразительность:
• архитектурно-планировочных решений помещений торгового
, предприятия;
; • оформления фасада здания, вывески, витрин, выкладки товаров на 1 торговом оборудовании, рабочего места и внешнего вида обслужи-' вающего персонала, исполнения рекламных материалов, фирмен-., ных знаков и указателей, сопроводительной документации и др.;
• интерьера торгового зала путем оснащения соответствующей ме
белью, оборудованием, инвентарем и подбора цветового решения
и светового освещения.
Требования технологичности услуги торговли предусматривают:
• наличие рационального набора технологического оборудования,
инвентаря определенных типов и моделей, размеров, формы и
назначения с учетом используемых методов продажи, ассорти-
: мента товаров, оказываемых услуг;
• создание условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания;
• наличие помещений (но назначению и площадям), необходимых для организации торгового процесса и рационального движения покупательских и товарных потоков, обеспечения рационального размещения, максимальной видимости вложенных товаров;
• наличие технических средств для обработки информации, в том числе по товародвижению;
• наличие документов и средств, позволяющих потребителю про-
' водить контроль процессов обслуживания;
• оптимальный уровень затрат труда, времени и других ресурсов
Hji проведение- отдельных операций торгово-технологического
, процесса, создание условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей.
Установлены также требования безопасности услуг торговли и охраны окружающей среды.
Для контроля качества и безопасности услуг торговли следует использовать следующие методы:
92 __________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения
• экспертный, в том числе органолептический и аналитический (проверка наличия и сроков действия обязательных документов, выдаваемых надзорными органами, анализ технологической документации — актов бракеража, санитарных книжек персонала и пр.; проверка маркировки упаковки товара на наличие сроков годности, осмотр предприятия торговли, прилегающей территории, инженерных коммуникаций, применяемого оборудования, инвентаря, складских помещений, проверка условий хранения товаров и др.);
• измерительный (проверка технического состояния и режимов работы оборудования и т. д., определение показателей микроклимата, уровня шума и т. п.);
• социологический (проведение опроса потребителей и обслуживающего персонала, оценка результатов опроса и др.).