Криминологическая характеристика личностных особенностей преступника в сфере таможенного дела
Важным элементом криминологической характеристики преступлений любого вида, безусловно, является личность преступника. Так отмечается, что, «анализируя различные виды преступлений, криминологи всегда должны устанавливать, кто совершает эти преступления, каковы наиболее характерные обстоятельства, приводящие людей на скамью подсудимых[65]».
Личность преступника – основное и важнейшее звено механизма преступного поведения, и ее особенности, которые порождают такое поведение или способствуют ему, должны быть всегда непосредственным объектом предупредительного воздействия, что дает основание относить личность преступника к одной из ведущих и сложных проблем криминологии[66]. Без изучения личности «невозможно достаточно полно установить причины и условия конкретного преступления, вскрыть механизм индивидуального преступного поведения, выработать меры индивидуальной профилактики преступлений[67]».
В криминологической доктрине личность преступника определяется как совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических воздействий с другими людьми[68].
Исключительная специфичность преступных нарушений в исследуемой таможенной сфере вызывает необходимость проведения специальных изысканий, в том числе и потому, что степень ее научной освещенности мала.
Криминологическая теория требует раскрыть три основных компонента, определяющих личность:
– социальный статус личности, определяющийся принадлежностью лица к определенному классу (социальному слою) и группе с социально-демографической характеристикой (пол, возраст, образование, семейное положение и т.д.);
– социальные функции (роли) личности, включающие совокупность видов деятельности лица в системе общественных отношений как гражданина, члена трудового коллектива, семьянина;
– нравственная характеристика, которая отражает отношение личности к социальным ценностям и выполняемым социальным функциям[69].
Личность преступника, совершающего преступления и правонарушения в сфере таможенных отношений, не является одним из распространенных типов преступников, так как при высоком уровне латентности рассматриваемых составов преступления на практике сложно провести обособление и дать точную характеристику личности преступника, посягающего на экономическую безопасность государственных и общественных отношений, конституционно гарантированные права и законные интересы хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем, определенные социальные, психологические и правовые черты личности преступника, совершающего правонарушения и преступления в сфере таможенных отношений, могут иметь много общего с чертами личности преступника, совершившего иные преступления в сфере экономики, кредитно-финансовой сфере и должностных преступлений, однако между ними существуют определенные различия, наличие которых определяют правовую природу и характер таможенных преступлений.
Как утверждают Н.Ф. Кузнецова и В.В Лунеев[70] наличие отличительных черт личности преступника не следует понимать так, что они присущи всем без исключения лицам, совершившим преступления. Отсутствие их у некоторой части преступников не снимает вопроса о необходимости изучения личности как носителя причин преступного поведения. В своей совокупности основная масса преступников отличается определенными особенностями. По нашему мнению, именно эти особенности позволяют говорить о личности преступника, совершающего правонарушения и преступления в области таможенных отношений, как об отдельном самостоятельном социальном и психологическом типе, специфика которого определяется особенностями духовного, психологического, социального мира преступников и их реакций на воздействия социальной среды.
Используя различные криминологические подходы[71] в классификации личности преступника, посредством анализа и обобщения материалов практики и данных социологического исследования выведем детальное представление о личности преступника, совершающего правонарушения и преступления в сфере таможенных отношений.
Важным моментом в криминологической характеристике личности является установление соотношения среди лиц, совершивших преступление, мужчин и женщин. В 86% случаев преступниками являются мужчины. Вместе с тем удельный вес женщин-преступниц сравнительно велик и почти вдвое превышает среднестатистический. Специалистами в свое время также отмечалось, что в структуре женской преступности преимущественно преобладают корыстные преступления, а в группе корыстных – те, которые больше всего связаны с их профессиональной деятельностью[72]. Подчеркнем, что женщины среди лиц, совершающих преступление, предусмотренное ст. 194 УК РФ, традиционно занимают должности, связанные с ведением бухгалтерского учета и представлением отчетности. По нашему мнению, в этом нашли свое проявление современные изменения социального положения женщин и их места в бизнесе, хотя судить об устойчивости данной тенденции считаем пока преждевременным.
Особо обратим внимание на важное криминологическое значение возрастной характеристики, позволяющей определить степень криминогенной активности той или иной возрастной категории преступников.
Анализ возрастных характеристик исследуемых преступников также подтверждает наши выводы о наличии у них специфических признаков. Обращает на себя внимание то, что по данной категории дел лица, виновные в совершении преступлений, моложе 20 лет практически не встречаются. По нашим подсчетам, лицами в возрасте от 21 года до 30 лет совершено около 20% преступлений предусмотренных ст. 194 УК РФ. Наибольшее же количество совершаемых «уклонений» приходится на лиц, находящихся в возрасте от 31 года до 40 лет – 36% и от 41 года до 50 лет – 36%, что обусловлено наиболее активным участием представителей этих возрастных категорий в предпринимательской деятельности. Наконец, лицами старше 51 года совершается 8% преступлений. По нашему мнению, то, что число лиц старшего возраста, уклоняющихся от уплаты налогов, невелико, также вполне объяснимо тем, что данной категории лиц в большей степени свойственны законопослушность, исполнительность и осторожность.
То обстоятельство, что определенная возрастная группа проявляет определенную криминальную активность в сфере таможенного дела, объясняется рядом иных, чем возраст, социально-демографических обстоятельств. Бесспорным является факт, согласно которому разработка схем уклонения от уплаты налогов требует наличия определенных возможностей и способностей. Речь идет о наличии соответствующего образования, опыта работы в сфере экономики, а порой и соответствующего должностного и социального положения, когда амбициозность и стремление добиться успеха в предпринимательской деятельности, невзирая на средства, побуждают виновных идти на риск, делая его, вместе с тем, в силу опыта, интеллектуально-волевых качеств, профессиональных навыков, как в легальной, так и в теневой экономике. Это предположение подтверждается тем разнообразием приемов и их комбинаторных сочетаний, которые виновные применяют при уклонении от уплаты налогов. Однако риск есть действие наудачу, а функционирование системы таможенных органов, подразделений по борьбе с экономической преступностью органов внутренних дел и оперативных служб экономической безопасности ФСБ России может сводить к минимуму роль возможностей и способностей данной возрастной группы налоговых преступников.
Обратим внимание на то, что около 10% от общего числа уклонений от уплаты таможенных платежей совершается лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Групповые преступления составляют 90 % от общего числа. В этой связи справедливо отмечается, что значительная часть данных преступлений приобретает все более организованный характер (88 % - совершаются организованными группами)[73]. Однако для совершения уклонений от уплаты таможенных платежей нетипично создание больших преступных групп. По указанной категории уголовных дел практически не встречаются факты создания преступных групп, состоящих из пяти и более лиц, а число преступлений, совершенных с участием пяти лиц, составляет лишь 4 %. 94 % преступников, уклоняющихся от уплаты таможенных платежей, занимались либо индивидуально-предпринимательской, либо коммерческой деятельностью. На долю в 4,5 % приходятся виновные, не зарегистрировавшиеся в установленном законом порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, но фактически осуществлявших эту деятельность. Кроме того, 1,5 % преступников составили виновные, действовавшие через подставных лиц. Объяснить эти показатели можно природой налоговых преступлений, поскольку совершить их можно с учетом выполнения определенной социальной роли, например, действуя в качестве предпринимателя на вполне легитимных началах, либо занимаясь незаконной предпринимательской деятельностью. Здесь также уместно отметить, что, в силу определенных причин, занятие трудовой деятельностью в том или ином качестве не является препятствием к совершению ни непосредственно налогово-таможенных преступлений, ни сопутствующих им иным противозаконных деяний.
Изучение личности анализируемой категории виновных выявили тенденцию к тому, что налоговые преступники, совершающие преступления в таможенной сфере, имели, как правило, семьи, 58 % виновных состояли в официальном браке, однако этот показатель может быть скорректирован за счет того, что незарегистрированный брак (сожительство) имело место у некоторой части привлеченных к ответственности за налоговые преступления.
Учитывая тот факт, что наибольший удельный вес в структуре таможенной преступности традиционно имеют контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей, целесообразно анализировать личностные особенности преступника в таможенной сфере на примере лиц, совершающих указанные преступления, поскольку именно их характеристики в итоге формируют искомый криминологический тип личности.
Статистика свидетельствует о том, что повышенная криминальная активность при контрабанде принадлежит возрастным группам 25 – 29 лет (в среднем 15 – 20% данных преступлений) и 30 – 49 лет (в среднем 60 – 65%). Среди лиц, уклонившихся от уплаты таможенных платежей, безусловно, доминирует возрастная группа 30 – 49 лет. На наш взгляд, это связано с такими характеристиками личности, как экономическая активность, прямое отношение к бизнес-деятельности либо в качестве наемного сотрудника, либо собственника, наличие опыта участия во внешнеэкономической деятельности и т.п. Эти характеристики носят социальный характер, но прямо коррелируются с демографическими. Следует заметить, что такая демографическая характеристика, как пол, также приобретает значение для оценки личности преступника. Если экономическая активность женщин отчетливо проявляется в сфере внутренних отношений, то участниками внешнеэкономических операций чаще всего являются мужчины.
Образовательный ценз лиц, совершивших преступления в рассматриваемой сфере, колеблется в диапазоне от высшего до среднего с некоторым преобладанием последнего. Что касается характеристик трудовой занятости, то, по результатам исследований других авторов значительное число по делам о контрабанде составляют лица без постоянных источников доходов – 35,7%, служащие – 22,3%, рабочие – 13,5%, индивидуальные предприниматели – 19,5% (по делам об уклонении от уплаты таможенных платежей соответственно – 34,0%, 24,9%, 7,3%, 15,2%)[74]. По данным, полученным в ГИАЦ МВД РФ, статистика содержит следующую информацию. Рабочих – 17,2%, служащих – 17,6%, индивидуальных предпринимателей – 11,5%, учащихся и студентов – 2,0%, лиц без постоянного источника доходов – 41,3%.
Особенности контрабанды, прежде всего экономической (ч. 1 ст. 188 УК РФ, которая в настоящий момент декриминализована, но в качестве ее аналога можно рассматривать контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов, предусмотренную ст. 226.1 УК РФ), заставляют критически отнестись к последней цифре. На самом деле речь не идет о десоциализированных лицах, не включенных в активную трудовую деятельность. Специфика личности такого субъекта заключается в том, что он как раз достаточно экономически активен, осуществляет перемещение товаров через таможенную границу, но при этом выключен из легальной трудовой деятельности, не числится в штате какого-либо предприятия и не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В социологии существует термин «скрытая безработица», а в данном случае речь идет о противоположном социальном явлении – скрытой занятости. Среди лиц, совершивших уклонение от уплаты таможенных платежей, средний показатель таков: рабочие – 26,5%, служащие – 21,4%, предприниматели – 4,1%, лица без постоянного источника доходов – 25,5%[75].
Таким образом, особенности криминологической характеристики лиц, совершивших преступления в таможенной сфере, связаны с достаточно высоким образовательным уровнем, повышенной экономической активностью, относительно высокой возрастной планкой. «Скрытая занятость» – отличительная характеристика субъектов данных преступлений. Несомненна высокая латентность преступной деятельности организаторов и пособников, что предопределяет особенности организации их предупреждения и раскрытия.
Подчеркнем отличительный признак личности исследуемых преступников, выражающийся в сравнительно небольшом числе ранее судимых. Нами установлено, что их доля составляет менее 4,5 %. В первую очередь это объясняется высоким социальным положением, интеллектуальным уровнем и материальной обеспеченностью лиц данной категории. С учетом всего изложенного преступления данного вида вполне могут быть отнесены к категории «беловоротничковых», которые, по определению, данному профессором Э. Сатерлендом, совершаются респектабельными, занимающими высокое социальное положение людьми[76].
Следует особо обратить внимание на то, что определяющим фактором в нравственно-психологическом аспекте изучаемых преступников, безусловно, следует признать корыстную мотивацию. Лица, совершившие «уклонение», в большинстве своем характеризуются завышенным уровнем материальных притязаний, стремлением к приобретению объектов недвижимости, предметов роскоши и т. п. Так в настоящее время предприниматель не может пойти на хищение средств и имущества, участвующего в воспроизводственном цикле и обеспечивающего функционирование его бизнеса, однако перспектива «сэкономить» на обязательных таможенных платежах весьма привлекательна для него. Поэтому уклонение от уплаты таможенных платежей рассматривается преступниками как один из главных способов достижения указанных выше целей.
Выделим, что преступники, уклоняющиеся от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, характеризуются весьма разнообразными свойствами (социально-демографическими, психологическими и др.), как и, впрочем, многие другие преступники, имеющие корыстную мотивацию.
Обобщая данные социологических исследований[77], можно отметить, что у 75% лиц, совершающих правонарушения и преступления в сфере таможенных отношений, наблюдается невысокий уровень нравственных, эстетических, творческих, научных и других духовных потребностей. У данных лиц на первом месте стоят потребности материально-биологического характера. Им свойственно наличие неустойчивых ценностных ориентаций, их изменение под влиянием ситуации. Уровень умственного развития можно отметить как невысокий, при наличии достаточно большого жизненного опыта направленность взглядов безнравственная, ориентированная на личное обогащение. В чертах характера проявляются такие свойства, как замкнутость, безответственность, так как преступная деятельность по совершению правонарушений и преступлений в сфере таможенных отношений ставит под удар широкий круг государственных и общественных интересов, Волевые качества правонарушителя характеризуются настойчивостью, решительностью, способностью подчинять себе волю других. В качестве особенности личности преступника, совершающего правонарушения и преступления в сфере таможенных отношений, можно отметить гипертрофированное чувство солидарности людей на основе принадлежности к одной и той же народности. Особые наклонности и привычки антиобщественного характера выражаются в употреблении спиртных напитков, редко наркотиков, характер поведения агрессивно-конфликтный.
Таким образом, на основе полученных и обобщенных социально-биологических, демографических и психологических данных можно вывести и охарактеризовать тип личности преступника, совершающего правонарушения и преступления в сфере таможенных отношений – это должностное лицо, предприниматель либо служащий определенной категории, как правило, с высшим образованием, мужского пола, состоящее в браке, имеющее детей, материально обеспеченное, имеющий комфортное и благоустроенное постоянное место жительства, с низким порогом социальной ответственности, обладающее жесткими и прямыми волевыми качествами с завышенной самооценкой своих способностей, невысокими интеллектуальными способностями, с неразвитой системой моральных и нравственных качеств.