Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования
Фиаско рынка (провал рынка, несостоятельность рынка) — это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето.
Среди причин возникновения фиаско рынка обычно выделяются следующие:
· внешние эффекты: субъект хозяйственной деятельности не возмещает самостоятельно вызванные им расходы или извлекает пользу из деятельности третьих лиц без соответствующего возмещения расходов. Например, иностранные легковые и грузовые автомобили используют украинские дороги, не возмещая при этом расходов, связанных с загрязнением окружающей среды выбросами в атмосферу и с амортизацией дорог. Зато, эти расходы несут граждане Украины.
· эффект неделимости возникает в результате существования товаров, которые являются высоко сметными и мощность которых изменяется только большими прыжками, например, энергетические станции, колея, газовая и телефонная инфраструктуры. Отмеченный эффект может привести к концентрации на стороне продавцов. В случае естественной монополии, спрос может быть доволен экономнее всего исключительно одним продавцом.
· асимметричная информация:
o Перед заключением соглашения (а приоре) существует разное состояние осведомленности — хорошо осведомленные продавцы, плохо проинформированные покупатели. Проблема "неблагоприятного выбора" приводит к разрушению рынка качественных товаров, в силу того, что покупатель, не имея возможности реально оценить стоимость товара, платит лишь рядовую цену, и таким образом, на рынке остается только некачественный товар.
o После заключения соглашения может возникнуть так называемая проблема "морального риска", если нет возможности проверить выполнение соглашения одним из контрагентов.
o Решение отмеченных проблем асимметричной информации влечет возникновение транзакционных расходов, следовательно пользование рынком перестает быть бесплатным.
· адаптационные недостатки возникают тогда, когда процесс достижения равновесия на рынке является долговременным или невозможным вообще, и когда достигнутое равновесие оказывается нестабильным.
· нерациональное поведение участников рынка: действия участников рынка не приносят им выгоду, например, игра в лотерею, в которой ожидаемый выигрыш (вероятность х сумма выигрыша) является меньше стоимости лотерейного билета; классической экономической теорией альтруизм также рассматривается как нерациональное поведение.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Главными направлениями современной экономической мысли являются:
· кейнсианское
· неоклассическое
Главной ключевой проблемой по Кейнсу являются емкость рынка, принцип эффективного спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и нормы процента. Практика государственного регулирования, в основе которой лежит теория 2полной занятости" или теория "регулируемого капитализма", разработанная Дж. М. Кейнсом.
Неоклассическое направление возникло как реакция на учение К. Маркса, его критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х гг. ХХ века и воспевало свободную конкуренцию. Кризис и великая депрессия показали невозможность свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы общества, в связи с чем, появляется новое экономическое учение – кейнсианство, требующее серьезного вмешательства в экономику государства.
Государственное регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности производства и удовлетворения потребностей общества.
Основная цель работы заключается в изучении макроэкономического регулирования. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
· рассматривается необходимость государственного регулирования рыночной экономики
· изучается механизм государственного регулирования экономики.
46. Внешние эффекты. Общественные и частные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике.
Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.
Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные — с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами). MSC = МРС + МЕС, (1) где MSC — предельные общественные издержки (marginalsocialcost); МРС—предельные частные издержки (marginalprivatecost); МЕС—предельные внешние издержки (marginalexternalcost).
Отрицательный внешний эффект (negativeexternality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
Положительный внешний эффект (positiveexternality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. MSB = МРВ + МЕВ, (2) где MSB — предельные общественные выгоды (marginalsocialbenefit); МРВ—предельные частные выгоды (marginalprivatebenefit); МЕВ—предельные внешние выгоды (marginalexternalbenefit). При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
47. Причины существования внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов: роль спецификации прав собственности и трансакционных издержек. Теорема Коуза. Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии.
Под внешним эффектом экономической активности субъекта подразумевается неопосредованное рынком или договором воздействие ее на экономическую активность других субъектов. При модельном представлении внешний эффект проявляется в том, что среди аргументов функции полезности или производственной функции одного субъекта появляется переменная, значение которой определяется другим субъектом. При наличии внешних эффектов рыночный механизм не обеспечивает Парето-эффективнойаллокации. В этих случаях государство может способствовать более эффективному использованию ресурсов либо через систему налогообложения и дотаций, либо путем закрепления собственности на право производить внешние эффекты. Идея использовать налог для достижения Парето-эффективнойаллокации принадлежит А. Пигу и основывается на том, что при наличии отрицательных внешних эффектов частные затраты производства блага меньше общественных затрат его производства. Введение налога должно уравнять эти два вида затрат. Р. Коуз подверг критике идею интернализации внешних эффектов посредством налогов и предложил решать эту задачу закреплением собственности на право производить внешние эффекты, создавая тем самым рынок таких прав; тогда рынок обеспечит Парето-эффективный объем внешнего эффекта.
Таким образом, независимо от того, за кем закреплено право собственности на производство внешних эффектов, рынок установит их Парето-эффективный объем. Этот вывод получил название теоремы Коуза.
В заключение отметим, что внешние эффекты могут интернализироваться и без участия государства. Поскольку при объединении фирм увеличивается совокупная прибыль за счет оптимизации размеров внешних эффектов, то конкурентный рынок сам устраняет внешние эффекты через слияния и поглощения. Однако укрупнение фирм имеет предел в виде падения эффекта масштаба.
Теорема Коуза
Традиционный подход к решению проблемы внешних эффектов оставался преобладающим вплоть до 1960 г., когда американский экономист Рональд Коуз, показал, что проблема внешних эффектов имеет обоюдосторонний (англ. reciprocal) характер.
Теоремы Коуза заключается в следующем. Внешние эффекты можно интернализовать посредством закрепления прав собственности на объекты, их порождающие, и обмена этими правами, если это не связано с большими трансакционными затратами. Если эти права вполне определены и могут обращаться на рынке (англ. marketable), рыночный механизм может привести стороны к эффективному соглашению. Решение Коуза особенно привлекательно для тех экономистов, которые склонны преуменьшать значение правительственного вмешательства в экономику вообще и в решение проблем, порождаемых наличием внешних эффектов, в частности. Но в силу ряда причин общество не может полагаться на предлагаемое теоремой Коуза решение во всех случаях.
Во-первых, теорема Коуза требует, чтобы стоимость переговоров не была столь высокой, чтобы стать практически непреодолимым препятствием для достижения эффективного соглашения. Однако такие отрицательные внешние эффекты, как загрязнение атмосферы, затрагивают благополучие миллионов людей, как генерирующих отрицательные внешние эффекты (например, водителей личного автотранспорта) , так и страдающих от них (например, жителей больших городов и крупных центров тяжелой промышленности) . Трудно, если не невозможно, представить себе иной, кроме политического процесса, способ согласования интересов сторон в ходе переговоров, имеющих высокую стоимость.
Во-вторых, решение Коуза может быть реализовано, если владельцы ресурсов могут идентифицировать источники наносимого им ущерба и легально предотвратить этот ущерб.. Решение Коуза в большей мере применимо к ситуациям, в которые вовлечено ограниченное число участников и источники отрицательных внешних эффектов легко определяются. Но и в этом случае распределение прав собственности на ресурсы не влияет на эффективный исход переговоров, хотя оно и влияет на распределение доходов.
Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделают следующие формы государственного регулирования.
Корректирующие налоги. Корректирующий налог (налог Пигу) - налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.
Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:
Т = МЕС,
где Т - размер корректирующего налога; МЕС - предельные внешние издержки.
Тогда МРВ + Т = MSC, и кривая предельных индивидуальных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных общественных издержек, что ведет к уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня (
Корректирующие субсидии
Корректирующие субсидии - это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня.
Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции с положительным внешним эффектом:
Ср = МЕВ,
где Ср - размер корректирующей субсидии; МЕВ - предельная внешняя полезность.
Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной индивидуальной полезности с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной полезности, что приведет к увеличению выпуска продукции с позитивными внешними эффектами до эффективного с позиции размещения ресурсов уровня: Qq = Qp
48. Полная информированность экономических субъектов как условие экономического оптимума. Выбор в условиях неопределенности. Понятие асимметричной информации.
Нахождение информации требует определенных затрат. Это могут быть затраты времени, труда, денежные затраты. Получение информации характеризуется тем, что общие, средние и предельные издержки будут возрастать. С учетом данного обстоятельства можно делать вывод, что субъект должен ограничиться таким объемом информации для принятия решения, чтобы предельная полезность дополнительной информации была равна предельным издержкам ее получения.
Каждый субъект может принимать решение на основе имеющейся информации об ожидаемых затратах и выгодах. И затраты и выгоды всегда имеют определенную степень вероятности и риска. Субъект судит о вероятности того или иного явления на основе анализа информации о тенденциях развития рынка одним из двух методов: объективного или субъективного. Объективный основан на использовании теории вероятности, то есть субъект, используя математический аппарат, определяет частоту возникновения различных вариантов развития события и выбирает тот вариант, вероятность которого наивысшая. Субъективный метод принятия решения основан на том, что каждый субъект принимает решение исходя из собственного опыта, личных представлениях о закономерностях развития изучаемого объекта. При первом подходе можно ожидать, что различные субъекты примут одно и то же решение в одинаковых ситуациях. При втором подходе можно ожидать, что решение субъектов будет различным.
Рынок характеризуется асимметрией информации, то есть ситуацией, когда покупатель и продавец обладают различными объемами информации об объекте предстоящей сделки.
Рассмотрел ситуацию асимметрии информации Д.Акерлоф применительно к рынку поддержанных автомобилей, что привело к введению в экономическую теорию понятия “рынок лимонов”. Наиболее типичным вариантом данного рынка является то, что продавец знает о качестве продаваемого автомобиля больше, чем покупатель.
Предположим, что есть два типа продаваемых поддержанных автомобилей:
1) Высококачественные автомобили с более высокой ценой;
2) Автомобили низкого качества с менее высокой ценой.
Так как потребитель не знает о качестве товара, то он будет ориентироваться на цену. В результате этого более дорогие и, соответственно, более качественные автомобили будут характеризоваться низким спросом. Реализуются только низкокачественные дешевые автомобили. Отсюда делается вывод, что из-за асимметрии информации низкокачественные товары вытесняют высококачественные с рынка.
49. Рынки с асимметричной информацией. Асимметричная информация как причина государственного микроэкономического регулирования.
Асимметричность информации в микроэкономике (англ. asymmetric(al) information; также несовершенная информация, неполная информация) — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.
Особой сферой асимметрии информации и риска недобросовестности составляют отношения между сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Субъект, отдающий поручение, называется в экономике принципалом, а субъект, выполняющий поручение, - агентом. Условиями возникновения риска недобросовестности являются:
- несовпадение интересов принципала и агента;
- асимметрия информации в отношении качества выполнения условий договора;
- несовершенство рынка услуг агента.
Для того чтобы преодолеть асимметрию информации используются рыночные сигналы. К ним можно отнести:
1) стандартизация продукции. Это означает, что государство вводит определенные стандарты на продукцию, с тем, чтобы она не нанесла ущерба людям, окружающей среде, была совместима друг с другом.
2) торговые марки, товарные знаки, которые свидетельствуют о высокой надежности продавца;
3) гарантия и поручительство, которые предоставляются потребителям продукции;
Пользуясь этими сигналами, покупатель получает дополнительную информацию о качестве товара и принимает решение о его покупке, несмотря на более высокую цену.
Регулирование проблем асимметричной информации. Далеко не всегда полная информация о свойствах блага отражается в цене этого блага: потребители не всегда полностью осведомлены о товаре, субъекты рынка по-разному информированы о рыночной ситуации, одна часть участников рыночной сделки может располагать важной информацией, а другая часть нет. Все это затрудняет эффективное функционирование рынка, дает сверхприбыль отдельным, лучше информированным участникам рынка, и приносит убытки другим субъектам. Государственное регулирование данных аспектов призвано устранить асимметрию информации. Например, государство заставляет производителей сообщать на этикетке товара как можно больше сведений о данном товаре – защита прав потребителей должна опираться на полную информацию о качестве продаваемых товаров и услуг.