Монетарная политика государства

Важнейшей функцией государства является формирование предложения денег и регулирование денежной массы в стране. Цели и средства, с помощью которых государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная (монетарная) политика – совокупность мероприятий, принимаемых государством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.

Денежно-кредитную политику проводит Центральный банк страны. К инструментам денежно-кредитной политики относятся:

1) лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента – инструменты прямого регулирования;

2) операции на открытом рынке ценных бумаг;

3) регулирование учётной (дисконтной) ставки процента;

4) изменение нормы обязательных резервов.

Последние три инструмента – это инструменты косвенного регулирования. Рассмотрим их подробнее.

Операции на открытом рынке ценных бумаг широко используются в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднены в странах, где фондовый рынок находится на стадии формирования. В Республике Беларусь данный инструмент монетарной политики не имеет широкого применения, т.к. рынок ценных бумаг не развит, интерес к ценным бумагам невысок.

Этот инструмент предполагает куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичных рынках, т.к. деятельность центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации либо казначейские векселя.

Когда центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счёте этого банка. Соответственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги. Если центральный банк продаёт ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются в форме соглашения об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае центральный банк, например, продаёт ценные бумаги с обязательством выкупить их по определённой (более высокой) цене через некоторый срок. Процентом за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.

Операции на открытом рынке имеют ряд следующих преимуществ перед другими инструментами денежно-кредитной политики:

Центральный банк может полностью контролировать объём купли-продажи государственных ценных бумаг. Такой контроль невозможен, например, при кредитовании банков по учётной ставке процента, когда центральный банк лишь повышает либо снижает привлекательность рефинансирования для банков.

Операции на открытом рынке гибки и довольно точны, их можно совершать в любых объёмах.

Операции на открытом рынке легко обратимы: ошибку, допущенную при проведении операции, центральный банк может немедленно исправить, проведя обратную сделку.

Операции на открытом рынке осуществляются быстро. Для этого достаточно дать лишь указания дилерам рынка ценных бумаг, и торговая операция будет осуществлена.

Второй инструмент монетарной политики - регулирование учётной (дисконтной) ставки процента - получил название дисконтной политики.

Учётная (дисконтная) ставка – это процент, по которому центральный банк выдаёт кредиты коммерческим банкам под учёт их векселей.

Центральный банк может влиять на объём рефинансирования, воздействуя на стоимость кредитов (величину учётной ставки). Если учётная ставка повышается, то объём заимствований у центрального банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд субъектам хозяйствования. К тому же банки, получая более дорогой кредит, повышают и свои ставки по ссудам. Предложение денег в экономике снижается.

Снижение учётной ставки действует в обратном направлении. В отличие от межбанковского кредита ссуды центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег.

Помимо влияния на денежную базу и предложение денег, дисконтная политика очень важна для предотвращения банковской и финансовой паники, т.е. она является наиболее эффективным способом предоставления банковской системе резервов во время банковского кризиса, поскольку дополнительные резервы немедленно поступают в банки, которые более всего нуждаются в них. В этом смысле центральный банк выполняет функции кредитора в последней инстанции и это очень важное преимущество дисконтной политики.

Однако выполнение центральным банком данной функции создаёт проблему недобросовестного поведения банков и небанковских финансовых учреждений: они берут на себя больший риск и связанные с ним возможные убытки, зная, что при возникновении проблемной ситуации всегда смогут получить кредит у центрального банка. Следовательно, центральный банк должен принимать меры, чтобы не становиться кредитором в последней инстанции слишком часто.

Дисконтная политика имеет ряд недостатков, которые не дают основания рекомендовать её в качестве эффективного инструмента контроля над денежным предложением.

Во-1-х, фиксация учётной ставки при изменениях рыночной ставки процента может привести к резким колебаниям спреда – разницы между рыночной ставкой процента и учётной ставкой, что ведёт к незапланированным изменениям объёмов рефинансирования и, соответственно, предложения денег.

И, во-2-х, дисконтная политика более слабо влияет на денежное предложение, чем операции на открытом рынке, поскольку объёмы рефинансирования не полностью находятся под контролем, как объёмы купли-продажи государственных ценных бумаг. Центральный банк может изменить учётную ставку, но не может заставить банки обращаться за кредитами.

Изменение учётной ставки рассматривается как индикатор денежно-кредитной политики центрального банка. Во многих развитых странах существует чёткая связь между учетным процентом центрального банка и ставками коммерческих банков. Например, повышение учётной ставки сигнализирует о начале ограничительной (жёсткой) денежно-кредитной политики. Вслед за этим растут ставки по ссудам коммерческих банков, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.

Таким образом дисконтная политика имеет эффект сигнала для субъектов хозяйствования о намерениях центрального банка.

В Республике Беларусь изменение учётной ставки (ставки рефинансирования) активно используется для проведения денежно-кредитной политики. В начале 2004 г. ставка рефинансирования составляла 28%. В течение 2004-2005г.г. она последовательно понижалась, достигнув 9,5% летом 2005года. Затем ставку рефинансирования Национальный банк снова стал повышать и с января 2009 г. она составила 12,5%. С 1 сентября 2011 года ставка рефинансирования достигла 27%. На 1.01 12г. ставка рефинансирования составляла 45%.

Третий, косвенный, инструмент денежно-кредитной политики – манипулирование нормой обязательных резервов.

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке.

Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объёма депозитов. В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функции страхования депозитов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций центрального банка, а также для межбанковских расчётов. Чем выше установленная центральным банком норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведёт к сокращению денежной массы. На практике, в том числе и в республике Беларусь, данный инструмент используется достаточно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия его через мультипликатор довольно значительна и сложно измерима.

Основное преимущество механизма обязательного резервирования при осуществлении контроля над денежной массой состоит в том, что он в равной степени воздействует на все банки и оказывает мощное воздействие на предложение денег. Однако сила этого инструмента, возможно, является скорее отрицательной, чем положительной характеристикой, т.к. небольших изменений объёма предложения денег трудно достичь изменениями нормы обязательных резервов. Ещё одним недостатком использования этого инструмента для контроля над денежным предложением является то, что её увеличение может непосредственно привести к возникновению проблем с ликвидностью у банков, которые располагают небольшими объёмами избыточных резервов.

В зависимости от состояния экономики страны проводится политика «дорогих» или «дешёвых» денег.

В период инфляции центральный банк осуществляет политику «дорогих» денег (политику кредитной рестрикции), направленную на сокращение предложения денег (или уменьшение темпов роста денежной массы). Для этого центральный банк продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учётную ставку.

Политика «дешёвых» денег (экспансионистская денежно-кредитная политика) проводится в периоды спада производства, когда необходимо стимулировать деловую активность. Она заключается в увеличении предложения денег: центральный банк покупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков, населения, снижает норму обязательных резервов, понижает учётную ставку.

Национальный банк Республики Беларусь в настоящее время проводит политику «дорогих денег». В условиях инфляции она направлена на постепенное снижение темпов роста уровня цен, стабилизацию курса белорусского рубля, активизацию инвестиционного процесса, обеспечение кредитной поддержки приоритетных направлений развития экономики страны.

Наши рекомендации