Теории «новых классиков». монетаризм, теория экономики предложения, теория рациональных ожиданий
Монетаризм — это теория макрорегулирования экономики, в известной мере альтернативная кейнсианству, одно из направлений неолиберализма. Монетаристы ставят во главу угла денежно-кредитные методы стабилизации экономики и обеспечение занятости. Они считают, что деньги являются главным инструментом, определяющим движение и все развитие экономики. Государственное регулирование сводится до минимума, оно должно ограничиваться контролем над денежной сферой.
Зачатки идей монетаризма просматриваются еще в экономических учениях древности и в явном виде присутствуют у меркантилистов. Определенные элементы монетаристского подхода прослеживаются и в работах английских классиков. Сформулированная шотландским философом Давидом Юмом (1711–1776) количественная теория денежной массы в стране получила поддержку, в частности со стороны Д. Рикардо. Но современный вариант концепции монетаризма наиболее ярко выражен в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. профессора Чикагского университета Милтона Фридмена (р. 1912 г.).
М. Фридмен проанализировал теории Дж.М. Кейнса и его последователей, исходящих из положения о незначительном влиянии денег на общие расходы, потребление и цены и из неспособности рыночной экономики автоматически обеспечить полную занятость и стабильность цен. Критикуя эти положения, Фридмен в целом ряде своих работ, в том числе по монетарной истории США, показал, что все крупные изменения хозяйственной жизни связаны прежде всего с «денежными импульсами», эмиссией денег. Объем денежной массы влияет на величину расходов домашних хозяйств и фирм: увеличение количества денег в экономике приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен, чистой инфляции. Поэтому Фридмен предложил отказаться от краткосрочной денежной политики, на которой настаивали кейнсианцы. Ее следует заменить долгосрочной политикой, рассчитанной на достижение соответствия между темпом прироста денег в обращении и темпом прироста ВНП. В этом состоит так называемое «денежное правило» Фридмена.
При выборе темпа роста денег он предлагает обеспечить равномерный прирост денежной массы. К примеру, для США этот прирост должен составлять 4–5% в год (исходя из 3%-ного среднегодового прироста общественного продукта и 1–2%-ного темпа инфляции). При этом прирост денег должен следовать непрерывно, т.е. месяц за месяцем, неделя за неделей.
На практике в области денежно-кредитной политики западные страны не следуют буквально указанному «денежному правилу», а обычно устанавливают «вилку», вокруг которой должно колебаться денежное предложение.
Монетаристские рецепты используются в сочетании с другими методами, например со стимулированием производства, снижением налогов, установлением фиксированного курса национальной валюты, регулированием цен и доходов, сокращением государственного бюджета.
К основным работам М. Фридмена относятся: «Теории потребительской функции» (1957), «Монетарная история США» (1963), «Рыночные механизмы и централизованное планирование» (1981), «Количественная теория денег: новая формулировка» (издана на русском языке в 1996 г.).
Среди других монетаристов следует выделить Джорджа Стиглера (1911–1991), получившего Нобелевскую премию за новаторские исследования промышленных структур и анализ проблем государственного регулирования рынков (1982). Одну из первых статей проблемного плана он написал вместе с М. Фридменом.
Ему принадлежат работы «Теории производства и распределения»; «Теория цены»; «Экономика информации». Помимо чистой микротеории он занимался также проблемами экономического регулирования. Рекомендации Дж. Стиглера в области экономического регулирования были реализованы Дж. Картером и Р. Рейганом.
Теория экономики предложения. Экономическая теория предложения (экономическая теория со стороны предложения) сформировалась в 1970-е гг. в период кризиса кейнсианства. Единого лидера у этой школы нет, но есть ведущие представители — американские экономисты Артур Лаффер и Мартин Фелдетейн.
Одними из основных постулатов этой теории ее представители считали ослабление вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства.
В качестве инструментов стимулирования предлагались пересмотр системы налогового обложения, сокращение расходов бюджета на социальные нужды. Авторы теории экономики предложения утверждали, что увеличение налогов ведет к росту издержек и цен, что в конечном счете перекладывается на потребителей. Повышение налогов порождает импульсы, создающие инфляцию издержек. Кроме того, высокие налоги сдерживают инвестиционный процесс, вложение средств в новые технологии, в перестройку и совершенствование производства.
Исходя из этих рассуждений, сторонники новой налоговой теории сформулировали два «нравственных вывода»[34]. Первый вывод заключается в том, что, насколько увеличивается налог, настолько уменьшается товарный труд, т.е. настолько увеличивается стремление отдельного человека к вложению труда в сферы деятельности, не подлежащие обложению налогами. Второй вывод устанавливал зависимость между налогами и сбережениями: налоговое бремя уменьшает размеры сбережений.
«Нравственные выводы» теории экономики предложения ярко демонстрировали, что одним из главных способов обеспечения экономического подъема является уменьшение налогов.
В своих аргументах о вреде политики высоких налогов представители теории экономики предложения опирались на налоговую кривую Лаффера (рис. 12.9), обосновывающую зависимость бюджетных налогов от налоговых ставок.
Рис. 12.9. Кривая Лаффера
При разных налоговых ставках (высоких Xb и низких Xa) объем налоговых поступлений и доходов бюджета X может быть одинаковым. В таком случае целесообразно отказаться от чрезмерно высоких ставок и перейти на более низкие. Это усилит стимулирование и в перспективе расширит налоговую базу. Можно предположить, что через некоторое время потери налогов будут возмещены.
Таково теоретическое обоснование, согласно которому желательно устанавливать налоговые ставки на уровне Xa, а не Xb, т.е. на более низком уровне[35].
Рассмотренная на графике взаимосвязь ставок и поступлений налогов может быть выражена в виде двух основных положений:
– снижение налоговых ставок обладает стимулирующим воздействием на производство;
– хотя уменьшение налоговых ставок приведет к сокращению объема бюджетных доходов, это сокращение носит временный характер.
Кривая Лаффера демонстрирует стимулирующий эффект снижения налогов. Уменьшение налогового бремени ведет к увеличению сбережений, к росту инвестиций и занятости. В итоге произойдет рост производства и доходов, вследствие чего увеличится объем налоговых поступлений в бюджет.
Для получения ожидаемого эффекта следует снизить налоговые ставки, прежде всего на доходы и прибыли корпораций.
Практика показала, что реакция различных групп населения на снижение налоговых ставок неодинакова. Наиболее активно на снижение налогов реагируют высокооплачиваемые слои населения — менеджеры, директора фирм, квалифицированные рабочие.
Рекомендации авторов экономики предложения нашли отражение в экономической политике американской администрации, получившей название «рейганомика». Налоговая реформа Р. Рейгана (1981) имела стимулирующий эффект, но привела к значительному росту государственного долга.
Теория рациональных ожиданий. Теория рациональных ожиданий — это теория, рассматривающая реакцию участников экономической деятельности на изменения конъюнктуры, на меры экономической политики. В отличие от адаптивных рациональные ожидания опираются не только на опыт прошлого, но и на прогнозирование, оценку предстоящих событий.
Сторонники этой теории исходят из того, что экономические субъекты не склонны пассивно ожидать изменений экономического курса. Опираясь на обширную информацию, они предугадывают вероятные последствия денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики и принимают рациональные решения, способные уравновесить действия государственных структур. Предприниматели и население не просто экстраполируют процессы и тенденции, а стремятся постичь логику тех, кто осуществляет регулирование экономики.
Идея учитывать и оценивать ожидания хозяйствующих субъектов была высказана в 1961 г. Дж. Мутом. Он сформулировал положение о рациональных ожиданиях — ожидания рациональны, если они совпадают с предсказаниями модели, — и использовал его при построении своей модели. Идея была оценена как плодотворная методологическая позиция почти через десять лет. Популярность этой идеи обеспечили работы Р. Лукаса (1969, 1971)[36].
Сторонники теории рациональных ожиданий придерживаются взглядов, сходных с концепцией монетаристов. Вмешательство государства в экономическую жизнь они считают неприемлемым не только в долгосрочном, но и в краткосрочном плане.
Однако в отличие от монетаристов теоретики «рациональных ожиданий» полагают, что просчеты в экономической политике обусловливаются не ошибками разработчиков и политиков, а непредвиденной реакцией фирм и потребителей на принимаемые решения.
Как и М. Фридмен, Р. Лукас исходит из того, что рыночная экономика сама способна восстанавливать нарушенное равновесие. Цены достаточно гибки и подвижны. Их колебания происходят на уровне фирм. На макроуровне цены выравниваются. Вмешательство государства лишь нарушает процесс рыночного саморегулирования.
Для обеспечения адекватной реакции экономических агентов к переменам экономической политики необходимо, чтобы они были заранее уведомлены об этих переменах и доверяли прогнозам и оценкам государственных структур.
Проблема учета «региональных ожиданий» — это проблема действенности экономической политики, ее способности влиять на ход экономических событий.