Правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства
Рассматриваемые правоотношения являются сопутствующими по отношению к трудовым. Существуя наряду с трудовыми, отношения по надзору и контролю обеспечивают их развитие и защиту посредством укрепления законности и правильного применения трудового законодательства. Данные правоотношения носят охранительный характер, так как выполняют защитную функцию, направленную на обеспечение использования работниками своих субъективных трудовых прав, а также выявления нарушений законодательства о труде и их устранения.
Содержанием правоотношений является совокупность прав и обязанностей субъектов, к которым, с одной стороны, относятся государственные и общественные органы, осуществляющие в силу своей компетенции надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, с другой стороны – наниматель и должностные лица, обязанные обеспечить исполнение соответствующих норм. Трудовая правосубъектность организаций, а также органов надзора и контроля возникает с момента их образования. Правоотношения носят длящийся характер и прекращаются с ликвидацией.
Субъектный состав органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют:
1) специальные государственные органы;
2) профсоюзные органы, осуществляющие общественный контроль.
К специальным государственным органам, относятся:
♦ Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент государственной инспекции труда);
♦ органы прокуратуры;
♦ органы государственного санитарного надзора;
♦ органы государственного энергетического надзора;
♦ органы государственного пожарного надзора;
♦ органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;
♦ Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор) и др.
Профсоюзные органы реализуют свою деятельность посредством правовых, технических и общественных инспекций.
При осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде специальные государственные органы взаимодействуют между собой, координируют деятельность с государственными организациями (по отраслевому признаку), подчинёнными Правительству, с местными исполнительно-распорядительными органами, с органами прокуратуры и общественными организациями, важнейшим представителем которых является профсоюз.
На современном этапе большая часть полномочий по реализации контрольно-надзорной функции остаётся в компетенции специальных государственных органов, в частности Департамента государственной инспекции труда, который в своей деятельности руководствуется соответствующими нормативными правовыми актами.
Контроль и надзор – понятия взаимодополняющие и на первый взгляд практически неразделимые, вместе с тем различия между ними всё-таки имеют место. Они проявляются в методах выявления нарушений и способах реагирования на них.
Изучая правовые нормы, регулирующие функции общественного контроля профсоюзов, важно обратить внимание на Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-ХII «О профсоюзах» [Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1992. № 19. Арт. 300. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 95. 2/102; 2000. № 23. 2/146, № 69. 2/191; 2007. № 119. 2/1322], с изм. и доп.
У профсоюзов есть определённые способы воздействия на недобросовестного нанимателя. Например, они могут потребовать от него немедленного устранения нарушений в области охраны труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью – приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления. Названные права профсоюзов можно считать инструментом воздействия на нарушителя законодательства о труде. При проведении совместных с государственными органами проверок профсоюзы согласно законодательству вправе отражать своё мнение в составляемых при этом документах. Мнение профсоюзов может и не совпадать с официальным, в таком случае существуют механизмы согласования, а при необходимости – обжалования спорных правовых моментов. Именно в координации деятельности профсоюзов и специальных государственных органов возможно дальнейшее совершенствование и развитие отношений в сфере контрольно-надзорной функции за соблюдением законодательства о труде (ст. 465 ТК).
Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства является обязанностью государственных органов. При этом с развитием данных отношений появилась необходимость разделения этих понятий. В отличие от контроля надзор могут осуществлять только государственные органы в лице Департамента государственной инспекции труда, органов прокуратуры, а также соответствующих органов министерств и ведомств. Профсоюзы выполняют только общественный контроль, но законодатель не предоставляет им права для самостоятельного принятия некоторых существенных способов воздействия (например, применения санкций) без участия специальных государственных органов. Профсоюзные органы могут направить представление нанимателю с указанием выявленных нарушений, обязательных для устранения, равно как приостановить работу на отдельных участках, но дальнейшее воздействие на администрацию организации (привлечение к ответственности нанимателя за невыполнение предписания) является прерогативой государственных органов надзора и контроля.