Неоднородность группы развивающихся стран и ее дифференциация
В большинстве развивающихся стран крайне низка производительность труда , что связано с отсутствием достаточных средств для развития трудового потенциала , в частности — крайне низкий уровень грамотности, отсутствие квалифицированной медицинской помощи, слабая материально-техническая база образования, отсутствие энергичного слоя предпринимателей , способных идти на риск, и т.д. По развивающимся странам в целом преобладающая доля прироста ВВП по-прежнему обеспечивается экстенсивным путем.
В целом в начале 2000-х гг. «третий мир» развивался крайне неравномерно, в результате чего динамично углублялся процесс дифференциации, т.е. среди развивающихся стран мира четко обозначились 2 крайние группы государств — наиболее и наименее развитые, между которыми располагается основная масса развивающихся стран .
В соответствии с мировыми классификациями, бедным называется тот, кто получает меньше 275 долларов в год. В начале 2000-х гг. насчитывалось 20 стран с меньшим уровнем дохода. В наиболее сложном положении находятся 42 наименее развитые страны с населением примерно 407 млн. человек, где средний объем ВВП на душу населения снизился до 230 долларов (8 — в Азии , 29 — в Африке , остальные — в Латинской Америке и Океании ). Наиболее развитые страны «третьего мира» выделились на основе «нефтяного бума» — государства Персидского залива , «новые индустриальные страны» Юго-Восточной Азии и Латинской Америки образуют один полюс в системе развивающихся государств. На другом полюсе обосновались беднейшие государства, находящиеся в положении фактического застоя. Среди них ряд стран Африки , в том числе Мозамбик (ВНП — 80 долларов в год на человека), Эфиопия (100 долларов), Танзания (100 долларов) и др. Кроме названных стран в эту группу входят отдельные страны Азии : Непал (160 долларов), Бутан и Вьетнам (70 долларов), Мьянма и др.
В категорию развивающихся входят также две крупнейшие страны мира: Китай (население 1,3 млрд. человек) и Индия (1 млрд. человек). Благодаря крупному потенциалу природных и людских ресурсов и целенаправленной стратегии социально-экономического развития этих стран в них уже сформирован крупный производственный потенциал , решается продовольственная проблема, а сами эти государства рассматриваются как реальные претенденты на статус великих держав.
Для конкретного анализа развивающиеся страны подразделяются на группы.
- Страны с активным платежным балансом (экспортеры энергоресурсов): Бруней , Ирак , Иран , Катар , Кувейт , Ливия , ОАЭ , Саудовская Аравия .
- Страны с пассивным платежным балансом подразделяются на две группы:
- Страны с недавно сформировавшимся активным платежным балансом: Гонконг , Южная Корея , Сингапур , Тайвань .
Отставание развивающихся стран от развитых является существенной проблемой не только для самих этих стран, но и для всего мирового хозяйства. Сильно выраженные диспропорции на разных «полюсах» оказывают свое влияние на структуру и уровень развития мирохозяйственных связей.
Существенная роль в развитии экономики и усилении роли развивающихся стран в МРТ принадлежит иностранному капиталу. Однако большая часть общего притока иностранных инвестиций в развивающиеся страны досталась 11 наиболее благополучным и динамично развивающимся странам: четырем странам АСЕАН , четырем НИС , КНР , Мексике , Индии , Турции , Аргентине , Бразилии .
Существенным фактором, сдерживающим экономический рост развивающихся стран, является громадный объем внешней задолженности. Уровень международной задолженности постоянно растет и в целом по развивающимся странам за десятилетний период вырос почти в два раза. Особенно тяжелым бременем он является для стран Африки , расположенных к югу от Сахары .
Разрешение этой затянувшейся проблемы возможно, но каждый конкретный вариант имеет свои «за» и «против». Например, сокращение импорта и расширение экспорта с целью получения высоких доходов от внешней торговли и последующего их использования для выплат долгов. Однако с учетом общего уровня социально-экономического развития многих развивающихся стран и территорий увеличение экспорта (а во многих случаях это экспорт сырья) и уменьшение импорта прямо ведет к дальнейшему падению уровня жизни. Причем если чистые поступления от экспорта направить, главным образом, на выплату долгов, то средства на цели экономического развития остаются мизерные.
Из других вариантов — получение отсрочки по выплате долгов на основе двусторонних переговоров, что позволит снизить размеры ежегодных платежей по основному долгу и произвести «списание» значительной части или всего объема долга. Но такой подход порождает ряд проблем, т.е. отказ от возврата займов наносит финансовый ущерб банкам и их акционерам , если это коммерческие банки ; если же будут прощены долги по государственным займам, то ущемляются налогоплательщики этих стран. В итоге все эти направления неизбежно снижают готовность предоставлять развивающимся странам новые кредиты и займы .
В конце 90-х гг. началось осуществление программы списания части долгов беднейших стран и их последующей реструктуризации.
Анализируя изложенные экономические проблемы развивающихся стран, необходимо отметить, что многие из них исторически являются следствием бедности, потому что большинство стран изначально бедны. Высокие темпы роста населения, низкая производительность труда, низкие темпы накопления капитала, незначительные инвестиции , сырьевая специализация сдерживают процесс укрепления своих позиций в международном разделении труда