Дежурно-диспетчерские службы

Правительство (органы исполнительной власти) республик РФ, краев, областей (субъектов РФ)
           
                   
Силы и средства КЧС     ОУ ГОЧС Оперативно-дежурные службы ОУ ГОЧС
           
  Районные (городские) органы исполнительной власти (местного самоуправления)  
           
                   
Силы и средства   КЧС     ОУ ГОЧС Оперативно-дежурные службы ОУ ГОЧС
           
  Организации, учреждения, предприятия  
           
                   
  КЧС   ОУ ГОЧС Оперативно-дежурная служба Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения
                           

Важнейшей составной частью РСЧС является автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС), оснащенная программно-техническими средствами, позволяющими обеспечить обмен информацией в интересах сбора, хранения как оперативных, так и статистических данных о ЧС. Целью развития АИУС является интеграция всех информационных ресурсов РСЧС, повышение оперативности, полноты, достоверности и устойчивости информационного обеспечения процессов управления РСЧС.

4. Силы и средства РСЧС

Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют:

• силы и средства федеральных органов исполнительной власти; • силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ; • силы и средства органов местного самоуправления; • силы и средства организаций.

Все эти силы подразделяются:

а) на силы и средства наблюдения и контроля; б) силы и средства ликвидации ЧС.

а) Силы и средства наблюдения и контроля состоят:

• из служб и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием ОПС, за обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориям и анализа воздействия вредных факторов на здоровье населения;
• формирований Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
• ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства РФ;
• служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета по торговле и Министерства сельского хозяйства РФ;
• геофизической службы РАН, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Федеральной службы по атомной энергии
• учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

б) Силы и средства ликвидации ЧСсостоят:

• из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
• формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
• формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства РФ;
• военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
• формирований ГО территориального, местного и объектового уровней;
• специально подготовленных сил и средств Войск ГО, др. войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
• аварийно-технических центров Федеральной службы РФ по атомной энергии;
• служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
• восстановительных и пожарных поездов Министерства транспорта РФ;
• аварийно-спасательных служб и формирований Федерального агентства морского и речного транспорта России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), других федеральных органов исполнительной власти.

Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения АСиДНР при ЧС.

В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее 3-х суток и находящиеся всостоянии постоянной готовности (далее - силы постоянной готовности). Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

В целях проведения мероприятий по предупреждению ЧС, максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения и обеспечения мер по ликвидации ЧС осуществляется ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ РСЧС на основе

• федерального плана действий; • региональных планов взаимодействия субъектов РФ; • планов действий федеральных органов исполнит. власти; • планов действий субъектов РФ; • планов действий органов местного самоуправления; • планов действий организаций и объектов.

Мероприятия по ЗНиТ от ЧС планируются и проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорийи степени реальной опасности возникновения ЧС. Объем и содержание планируемых мероприятий определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне из соответствующего бюджета и средств предприятий и организаций.

Ликвидация ЧС проводится силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС, под руководством соответствующих комиссий по ЧС. Ликвидация ЧС осуществляется

локальная ЧС - силами и средствами организации, • местная ЧС - органов местного самоуправления • территориальная ЧС - органов исполнительной власти субъекта РФ, • региональная и федеральная ЧС - исполнительной власти субъектов, оказавшихся в зоне ЧС;

При нехватке собственных сил и средств для ликвидации ЧС начальники ГО могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по ЧС.

Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС при наличии работников подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.

трансграничной ЧС - по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами.

К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы, войска ГО, другие войска и воинские формирования согласно законодательству России.

ЧС считается ликвидированной по завершении АСиДНР (Постановление Правительства РФ № 1094 от 13.09.1996 г. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.).


РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС

ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий.
ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ - при ухудшении перечисленной выше обстановки и при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Каждому режиму характерен перечень мероприятий, которые организуются и осуществляются в подсистемах и звеньях РСЧС.

а) в режиме повседневной деятельности:
• наблюдение и контроль за состоянием ОПС, обстановкой на ПОО и на прилегающих к ним территориях;
• планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба;
• совершенствование органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
• создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС;
• осуществление целевых видов страхования.

б) в режиме повышенной готовности:
• принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства деятельностью подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости опергрупп для выявления причин ухудшения обстановки в районе возможного бедствия, выработка предложений по её нормализации;
• усиление дежурно-диспетчерской службы;
• усиление наблюдения и контроля за состоянием ОПС, обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
• принятие мер по защите населения и ОПС, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
• приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
• организация защиты населения; • организация ликвидации ЧС; • выдвижение оперативных групп в район ЧС; • определение границ зоны ЧС; • организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; • осуществление непрерывного контроля за состоянием ОПС в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

Для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС на всех уровнях РСЧС за счет их бюджетов и в определяемой ими номенклатуре создаются резервы финансовых и материальных ресурсов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ГО

ГО тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени. Организация и ведение ГО- одна из важных функций государства, составная часть его обороноспособности и национальной безопасности.

В мирное время ГО своими органами управления, уполномоченными на решение задач в области ГО (они же - органы повседневного управления РСЧС), сетью наблюдения и лабораторного контроля, отдельными службами и формированиями ГО участвует в решении задач РСЧС.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и решению задач самой защиты населения и проектов РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Для достижения этих целей заблаговременно, в мирное время, организуется и осуществляется комплекс различных мероприятий ГО.

1. Общее руководство ГО в стране возложено на Правительство РФ.

Начальником ГО России является Председатель Правительства РФ.

Министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий является по должности 1-м зам. начальника ГО РФ.

2. Руководство ГО в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на предприятиях независимо от форм собственности возлагается на руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждении, организации и предприятий. Эти руководители являются начальниками ГО субъектов РФ, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.

3. Непосредственное руководство ГО РФ возложено на МЧС, отвечающее за общую готовность к выполнению возложенных на ГО задач и разрабатывает основные направления ее развития и совершенствования.

РСЧС и ГО созданы и функционируют по территориально-производственному принципу. Это значит, что организация и осуществление всех ее мероприятий является обязанностью всех органов власти и управления, от Правительства РФ до органов местного самоуправления, всех учреждений и организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образовательной деятельностью.

II.

COЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМЫЙ (ДОПУСТИМЫЙ) РИСК- состояние безопасности, которое достижимо по техническим и экономическим соображениям на современном этапе развития науки и техники.

Можно выделить четыре методических подхода к определению риска.

1. Инженерный - опирающийся на статистику, расчет часов, вероятный анализ безопасности, построение деревьев опасности.
2.Модельный - основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т.п.
3. Экспертный - когда вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов-экспертов.
4. Социологический - основанный на опросе населения.

Перечисленные методы отражают разные аспекты риска, поэтому применять их необходимо в комплексе.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели считается 10-6 в год, что соответствует риску гибели людей на Земле в течение года от природных опасностей. Пренебрежимо малымсчитается индивидуальный риск гибели 10-8 в год.
Максимально приемлемым риском для экосистем, если может пострадать 5% видов биогеоценоза

Наши рекомендации