Основные обязанности органов военных сообщений, морского и речного транспорта и воинских частей по организации воинских водных перевозок
Основными руководящими документами, определяющими организацию воинских водных перевозок, являются: уставы, Наставление по перевозкам войск морским и речным транспортом, Правила перевозок по железным дорогам и водным путям сообщения боеприпасов, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, а также руководства, инструкции и правила, изданные Министерством обороны и согласованные с органами водного транспорта.
Капитан (шкипер) судна при использовании судна для перевозки воинского эшелона (транспорта), а также при учебных и опытных погрузках должен подготовить судно к перевозке и согласовать с военным комендантом порта погрузки грузовой план судна. Перед погрузкой он участвует в работе комиссии по проверке готовности судна к перевозке, сдает начальнику эшелона воинское оборудование по описи (принимает его после выгрузки).
При погрузке капитан руководит погрузкой (выгрузкой), размещением и креплением военной техники и материальных средств эшелона (транспорта) на судне. После посадки личного состава эшелона капитан судна совместно с начальником эшелона устанавливает порядок действий личного состава при объявлении на судне тревог, а также ознакамливает его с особенностями поведения личного состава эшелона на судне и правилами пользования спасательными средствами.
В пути следования обеспечивает личный состав перевозимого эшелона кипятком и питьевой водой. Кроме того, капитан судна обязан обеспечить безопасность плавания (в навигационном отношении), оборону и защиту экипажа и личного состава перевозимых войск с использованием вооружения и средств защиты, установленных на судне.
При погрузке (выгрузке) судна в рейдовых условиях и в необорудованных пунктах при отсутствии портовой администрации капитан судна должен выполнять также обязанности, возложенные на начальника порта.
Пароходства, воинские части и учреждения (грузоотправители и грузополучатели) несут взаимную материальную ответственность за перевозки в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ и Уставом внутреннего водного транспорта РФ.
Воинские части — отправители груза обязаны:
— не позднее чем за 5 суток до начала погрузки предъявить военным комендантам водных участков и портов (пристаней) заявки на перевозки; в портах погрузки, где нет военных комендантов, заявки представляются начальникам портов (пристаней);
— подготовить грузы к отправке, замаркировать их, оформить транспортные документы, уточнить сроки подвоза грузов в порт (пристань) и начала погрузки на суда;
— приложить к накладной на груз, влажность при перевозке которого изменяется, удостоверение о качестве (сертификат); одновременно с накладной на груз грузоотправитель обязан также передать пароходству (порту, пристани) все документы, требуемые санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами;
— обеспечить своевременную погрузку грузов на суда согласно действующим судо-часовым нормам на морском и речном транспорте (если погрузочные работы производятся силами отправителя) ;
— загружать суда не ниже установленных технических норм загрузки, обеспечивая полное использование грузоподъемности или грузовместимости судна (при отправках грузов целыми судами);
— максимально укрупнять отправку грузов, следующих в одном направлении;
— обеспечить выделение караула или команды специалистов на грузы, требующие охраны или сопровождения согласно действующим положениям;
— произвести маскировку военной техники и отдельных грузов, требующих маскировки (своими силами и средствами);
— после окончания погрузки и выхода судна в рейс донести органу, давшему наряд на перевозку, и сообщить грузополучателю об отправке груза в его адрес.
Воинские части и учреждения — получатели груза обязаны:
— следить за прибытием груза в порт (пристань);
— подготовиться к выгрузке груза из судна и вывозу его из порта;
— по прибытии судна в пункт выгрузки немедленно начать его выгрузку;
— принять и вывезти из порта (пристани) груз; в получении груза грузополучатель расписывается в коносаменте (дорожной ведомости) и обязан до выдачи портом грузов внести все платежи, причитающиеся транспорту;
— при обнаружении недостачи, порчи груза оформить совместно с портом (пристанью) коммерческий акт. Обязанности должностных лиц и лиц суточного наряда при перевозке войск водным транспортом изложены в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ и в Наставлении по перевозкам войск.
Воинские морские и речные перевозки должны осуществляться строго в установленные сроки и скрытно. Высокая бдительность и сохранение тайны воинских перевозок являются важнейшей обязанностью всего личного состава воинских частей, штабов, органов военных сообщений и работников транспорта. В Наставлении по перевозкам войск определены основные мероприятия, с помощью которых достигается скрытность воинских перевозок.
Основы планирования перевозок.
Воинскими морскими и речными перевозками называются перевозки воинских частей, учреждений, команд, одиночно следующих военнослужащих, воинских грузов, буксировка кораблей и плавучих средств Министерства обороны, осуществляемые водным транспортом за счет средств Министерства обороны и в соответствии с планами перевозок. Воинские морские и речные перевозки классифицируются аналогично воинским железнодорожным перевозкам. Они подразделяются по видам транспорта, видам перевозок, по планированию.
По видам транспорта перевозки подразделяются на морские, речные и озерные; прямые смешанные (железнодорожно-водные, железнодорожно-водно-автомобильные, водно-автомобильные, водно-воздушные); прямые водные (с участием морских и речных па-роходств, с перевалкой грузов в морских или речных портах) и бесперевалочные прямые водные перевозки река — море, море — река (выполняемые судами смешанного плавания).