Субъекты рыночных отношений.

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.

Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие - потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения.

Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.

Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

Третий важнейший элемент рыночной экономики - цены. Они предмет особого исследования. Здесь лишь сделаем два замечания Первое - цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе - цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном гео­графическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т.е. издержками обращения, связанными с обменом.

Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие: спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение выступает в качестве стимула к применению наиболее экономичных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Пятый элемент рыночного механизма - конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т д.

Рыночная экономика имеет определенные преимущества, заключающиеся в том, что она:

1. способствует более эффективному распределению и использованию ресурсов.

2. гибко реагирует на изменяющиеся условия производства.

3. обеспечивает свободу выбора и действий как потребителей, так и производителей.

4. способствует созданию условий для внедрения достижений НТР, новых технологий, методов организации и управления производством.

5. нацеливает производителей на удовлетворение потребности людей и повышение качества товаров и услуг.

Рыночной экономике присущи определенные недостатки, заключающиеся в том, что она:

1. не гарантирует получение доходов;

2. не гарантирует полной занятости;

3. не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

4. слабо стимулирует внедрение мероприятий по защите окружающей среды;

5. не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования.

Инфраструктура экономики в целом различается на:

1. производственную;

2. социально-бытовую;

3. рыночную.

Производственная инфраструктура – это совокупность отраслей и подотраслей, основными функциями которых являются производственные услуги и обеспечение экономического оборота в народном хозяйстве. Они создают общие условия для размещения и успешного функционирования общественного производства. При этом различают внешние и общие условия. Внешние условия – это совокупность природно-климатических, географических и других условий, которые оказывают, главным образом, косвенное влияние на развитие общественного производства. Общие условия производства включают: транспорт всех видов, обслуживающий производство; средства связи, обслуживающие производство; материально-техническое снабжение и систему продвижения товаров; заготовку и сбыт сельскохозяйственной продукции; объекты электроэнергетики.

Социально-бытовая инфраструктура – это совокупность отраслей и подотраслей, обеспечивающих материальные, культурно-бытовые условия для нормальной жизнедеятельности населения. Эта сфера производства услуг и духовных благ. Она представлена народным образованием, здравоохранением, физкультурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, пассажирским транспортом и связью по обслуживанию населения.

Рыночная инфраструктура – это совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их работы, совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве.

Элементы рыночной инфраструктуры:

товарные и фондовые биржи; торговые дома; предприятия оптовой и розничной торговли; ярмарки и выставки; аукционы; посреднические структуры; торгово-промышленные палаты; таможенные учреждения; организации и учреждения, предоставляющие разного рода услуги.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики Экономическая структура рынка определяется.

· формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

· структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

· особенностями сферы товарного обращения;

· уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

· видами торговли, используемыми в стране.

Рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

• рынки материальных благ и услуг;

• рынки средств производства;

• рынки научно-технических разработок;

• рынки ценных бумаг;

• рынки рабочей силы

2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:

• рынки товаров производственного назначения;

• рынки товаров народного потребления, продовольственных товаров;

• рынки сырья и материалов и т.д.

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

• внутрирегиональные;

• межрегиональные;

•национальные;

• международные (мировые).

4. По степени ограничения конкуренции различают:

• монопольный;

• олигопольный;

• межотраслевые рынки.

5. По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

• рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

• рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

• рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами - непосредственные производители сельскохозяйственной продукции.

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

• легальные, официальные;

• нелегальные «теневые», «черные» и т д.

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков:

Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

· товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары;

· рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные;

· рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства. В их состав входят:

· рынки недвижимости;

· орудий труда;

· сырья и материалов;

· энергетических ресурсов;

· полезных ископаемых.

Финансовые рынки. Это:

· рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки;

· кредитные рынки;

· рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.;

· валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального продукта - инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила используется в соответствии с законами рыночной экономики.

В условиях рынка производство товаров связано с удовлетворением спроса отдельных групп потребителей.

Сегмент рынка- это часть рынка; группа потребителей продуктов, предприятий, имеющих общие признаки.

Сегментация рынка- это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

Наши рекомендации