Сбережения как составная часть дохода. Факторы, определяющие степень бережливости
Система национальных счетов (СНС). Основные макроэкономические показатели.
Система макроэкономических показателей: ВВП, ВНД, Чистый внутренний продукт, личный доход, личный располагаемый доход.
СНС представляет собой записанную в форме бухгалтерских счетов систему показателей, отражающих разные стороны воспроизводственных процессов в экономике страны.
ВВП является исходным показателем всей СНС. Прочие показатели получаются из ВВП расчетным образом. ВВП характеризует стоимость конечных товаров и услуг в ценах конечного покупателя, созданную в географических пределах страны.
ВНП также характеризует стоимость конечных товаров и услуг в ценах конечного покупателя, но только созданную с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования.
ЧВП (чистый внутр продукт)- это ВВП, очищенный от амортизационных отчислений, т.е. от стоимости инвестиционных товаров, остающихся в сфере производства.
Если из ЧВП вычесть косвенные налоги, то полученная сумма отразит величину национального дохода. НД отражает часть стоимости ВВП, которую получают в виде дохода владельцы факторов производства.
Для определения личного дохода из величины НД надо вычесть: взносы на социальное страхование граждан, налоги на прибыль гос. предприятий и частных фирм, нераспределенная прибыль предприятий и прибавить: дивиденды, трансфертные платежи, полученные проценты.
Из ЛД вычитаем индивидуальные налоги, уплачиваемые гражданами, то получим личные распол. доход, который идет на потребление и сбережение.
ВВП-амортизация=ЧВП; ЧВП-косвенные налоги (Т)= НД; НД+трансферты= ЛД; ЛД-прямые налоги=РД+сбережения.
Номинальный и реальный ВВП. Способы измерения ВВП.
ВВП – рыночная стоимость всех конечных товаров, произведенных внутри страны за определенный период времени.
Реальный ВВП – рассчитывается в сопоставимых (т.е. в постоянных базисных ценах Pconst) ценах, что дает возможность оценить изменение физического объема выпуска. Yреал=∑ Pconst*Qt,i
Номинальный ВВП – рассчитывается в ценах текущего периода. Yном=∑ Pt,i*Qt,i
Дефлятор ВВП – выражает различия между номинальным и реальным ВВП для определения уровня инфляции (Индекс Пааше), учитываются только отечественные товары.
Дефлятор ВВП= Yном / Yреал = ∑ Pt,i*Qt,I / ∑ Pconst*Qt,i
Способы измерение ВВП:
Метод добавленной стоимости
ВВП = сумма добавленных стоимостей.
Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы - промежуточная стоимость производства товара или услуги
Общая добавленная стоимость = общий уровень выпуска - общая ценность промежуточной продукции
По потоку расходов
Y = C + Ig + G + Xn
Y –ВВП, C – личные потребительские расходы, Ig – валовые инвестиции (чистые инвестиции In+ амортизация A), G –расходы государства на покупку товаров и услуг без трансфертных платежей, Xn – чистый экспорт (экспорт X – импорт M)
По потоку доходов
ВВП = НД + А + ЧКН
· Заработная плата работников (вкл. премии, соц. страхование и пр.)
· Рента
· Процент
· Доходы от некорпоративных предприятий
· Прибыль корпорации (налог на прибыль, дивиденды, нераспределенная прибыль)
· Амортизация
· Косвенные налоги на бизнес
Индексы цен.
Индекс Ласпейреса определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления базисного периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины базисного периода, произошедшее за текущий период. Индекс рассчитывается как отношение потребительских расходов, обусловленных приобретением того же набора потребительских благ по текущим ценам (ΣQ0 * Pt), к расходам на приобретение идентичного по структуре набора по ценам базисного периода (ΣQ0 * P0):
IL = ∑ Pt*Qo / ∑ Po*Qo
Отражая динамику цен по потребительской корзине базисного периода Q0, индекс Ласпейреса не учитывает изменений в структуре потребления, которые возникают из-за изменения цен благ. Отражая лишь эффект дохода и игнорируя эффект замещения, этот индекс даёт завышенную оценку инфляции при росте цен и заниженную в случае их снижения.
Индекс потребительских цен (индекс Ласпейреса) - один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике.
· Основывается на фиксированном уровне цен множества товаров и услуг потребительской корзины
· Учитывает все товары, включая произведенные в нашей стране
· Основной инструмент для расчета инфляции в США
· Считается лучшим показателем стоимости жизни
· Является индексом Ласпейреса, поскольку при расчете ИПЦ используется потребительская корзина базового года
PL = ∑ Pt,i*Qt,I / ∑ Pо,i*Qo,i
Индекс Пааше (Дефлятор ВВП) — один из индексов цен, исчисляемых для характеристики изменения цен товаров. Определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления текущего периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины текущего периода. Он рассчитывается как отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода:
Ip=∑ Pt,i*Qt,i / ∑ Po*Qt,i
Отражая динамику цен по потребительской корзине текущего периода (Qt), индекс Пааше не в полной мере отражает эффект дохода. В результате получается завышенная оценка изменения цен при их снижении и заниженная в случае роста.
Индекс Фишера. С целью устранения недостатков, присущих индексам Пааше и Ласпейреса, рассчитывается их средняя геометрическая величина — индекс Фишера (IF):
5. Модель макроэкономического равновесия AD – AS. Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение.
С помощью этой модели можно не только изучать проблемы общего объема производства, инфляции, экономического роста, но и выявить влияние экономической политики на ситуацию в национальной экономике.
Пересечение AD и AS показывает равновесный объем производства и равновесный уровень цен. Т.е. экономика находится в равновесии при таких значениях реального национального продукта и таком уровне цен, при которых объем совокупного спроса = объему совокупного предложения.
Кривая совокупного спроса – показывает кол-во товаров и услуг, которые готовы приобрести потребители при каждом данном уровне цен.
Ценовые факторы AD:
1) действие эффекта % ставки (эффект Кейнса) выпуска.
[Повышение уровня цен(Р) => увеличивает спрос на деньги (MD) => растет % ставка (r) => уменьшается совокупный спрос (АD)]
2) эффект богатства (эффект Пигу).
[Повышение уровня цен (Р) => ведетк уменьшению реал.стоимости финансовых активов (m/p) => уменьшению потребления (С) => уменьшению совокупного спроса (AD)]
3) эффект импортных закупок, или эффект обменного курса.
В результате снижения курса национальной валюты товары, произведенные в данной стране, становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт (разность между экспортом и импортом) => растет совокупный спрос.
Неценовые факторы AD:
1)Потребительские факторы: уровень благосостояния, адаптивные ожидания, налоги и трансфертные платежи.
2)Инвестиционные: % ставки, субсидии и льготные кредиты, налоги, новые технологии, инновации.
3)Гос.расходы:изменения гос.расходов
4)Чистый экспорт: колебания валютных курсов, важные события в мировой политике.
Совокупное предложение (AS) – все конечные товары и услуги, которые производятся в стране или реальный объем произ-ва при каждом данном уровне цен.
Кривая совокупного предложения отражает прямую или положит.зависимость т.е. такую зависимость, когда более высокому уровню цен соответствует и больший объем произ-ва.
Неценовые факторы: связаны с изменениями технологий, колебаниями цен на ресурсы, изменениями в налоговой политике, в структуре рынка производит-ти труда, правовых нормах и др.
6. Потребление как составная часть совокупного спроса. Факторы, влияющие на потребление. Функция потребления: содержание и графическая интерпретация.
Потребление –основа существования общества, заключительная фаза воспроизводства. Цель материального производства.
Факторы, влияющие на потребление:
Основной фактор – уровень располагаемого дохода
1. Богатство. Чем больше богатства накопили домохозяйства, тем больше объем их потребления Под богатством мы понимаем как реальные активы (дом, автомобиль, и другие товары длительного пользования), так и финансовые активы (наличные денежные средства, сберегательные счета, акции, облигации, страховые полисы, пенсии), которые принадлежат домохозяйствам.
Богатство↑ => График потребления ↑.
2. Ожидания. Ожидания домохозяйств, касающиеся будущих цен, денежных доходов и доступности товаров, могут оказать существенное влияние на текущие расходы. Если ожидается повышение цен и дефицит товаров,
Траты↑ =>График потребления↑.
3. Задолженность потребителей. Уровень потребительской задолженности также может оказать влияние на готовность домохозяйств тратить деньги.
4. Налогообложение. Изменения в уровне налогов ведут к смещению графиков потребления. Налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережений. Поэтому повышение налогов приведет к смещению вниз как графика потребления, так и графика сбережений.
ç Функция потребления:выражает зависимость величины потребления и дохода. А – точка равновесия дохода и расхода.
С=Са+MPC(Y-T)=автономное потребление + предельная склонность к потреблению (доход – налоги)
Предельная склонность к потреблению:
MPC=изменения в потребелнии/изменение в доходе.
Показывает, какая часть прироста дохода идёт на прирост потребления.
Сбережения как составная часть дохода. Факторы, определяющие степень бережливости.
Сбережения - непотребляемая часть дохода или часть, остающаяся после осуществления всех потребительских расходов.
Представители классической школы связывали стремление населения к сбережению с величиной процентной ставки, Кейнс же отмечал что склонность населения сберегать обусловлена прежде всего изменениями в доходе. Объем национальных сбережений - важнейший показатель развития экономики. Это один из 10 агрегатов СНС наряду с такими, как ВВП, ВНД и пр. Он требуется не только для анализа уровня жизни, но и как один из источников финансирования инвестиций. Не случайно в развитых странах весьма бережно относятся к сбережениям граждан.
Правительства практически всех развитых стран стараются стимулировать население к сбережению, освобождая процентный доход от налога. Тем самым государства пытаются способствовать росту инвестиций и в целом экономическому росту.
Факторы, влияющие на сбережение:
1. Суммы располагаемого дохода, имущественных различий. Для определения этого параметра используется соотношение между доходами наиболее бедных и наиболее богатых людей в стране. В России это соотношение равно 1:30.
Если доход очень мал или вообще отсутствует, сбережения отрицательны. Это продолжается до тех пор, пока доход человека не возрастет до уровня, достаточного для удовлетворения всех его потребностей. Когда основные потребности удовлетворены, у человека есть выбор: продолжать потреблять дальше или сохранить некоторую сумму денег для того, чтобы увеличить потребление в будущем. Чем больше доход, тем больше сбережений делают люди.
2. Вторым фактором, влияющим на склонность к сбережению, является среда, в которой существует домохозяйство. Например, если семья со средними доходами живет в районе, где доходы ниже средних, то расходы данной семьи снизятся, а сбережения увеличатся. Наоборот, если эта семья живет в районе с доходами выше средних, ее потребление увеличится.