Система мероприятий по формированию эмоционального содержания конкретной средовой ситуации

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Содержание и основные процедуры предпроектного анализа в рамках системного проектирования.

В проектировании, базирующемся на принципах средового подхода, изменяется отношение к объектам дизайна и архитектуры, их создание уже не является конечным результатом проектирования. Они рассматриваются не как самоценные формы, а как средства, обеспечивающие оптимальные условия жизнедеятельности. Таким образом, исходный пункт творчества дизайнера — потребности человека и общества. Их он должен изучать, знать, чувствовать и претворять в предметные формы и образы, возникающие как отклик на потребности. В целом процесс создания новой вещи можно представить в виде следующей схемы: спрос — планирование — программирование (прогнозирование) — проектирование — производство — тиражирование — распределение — потребление.

Собственно изучение потребностей и является основным содержанием предпроектного анализа при создании новой вещи: изучение потребителей и их потребностей; свойств и качеств изделий; требований, предъявляемых к данному типу изделий. Методика дизайна основана на последовательном применении методов анализа и синтеза.

Предпроектный анализ — проводимое на начальном этапе проектирования исследование и сопоставление данных о желаемых функциях вещи или комплекса вещей либо среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготовления, о наличии аналогов предполагаемого объекта (аналог — изделие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения).

Предпроектный анализ выявляет недостатки существующих изделий, пожелания потребителей.

Можно выделить 5 основных направлений предпроектного анализа:

1. Исследование потребительской ситуации. Определение состава аудитории, ее характеристики, цели и приоритеты, ценностные установки, традиции, образ жизни, вкусовые предпочтения.

2. Исследование средовой ситуации и существующего положения. Освоение специфических и характерных месту и сложившейся среде особенностей, свойств, обстоятельств, условий.

3. Анализ историко–культурной сущности средового объекта. Выявление закономерностей, взаимосвязи изменений характеристик исследуемого объекта с культурными, социальными, экономическими, политическими, национальными, географическими (территориальными), мировоззренческими, ценностными и прочими условиями его формирования.

4. Анализ аналогов и прототипов. Обнаружение и фиксация свойственных им качеств и характеристик, соответствующих сущности исследуемого средового объекта и значимых для потребителей, и позволяющих оптимизировать обустройство и организацию их жизни.

5. Выявление состава требований и ограничений, присущих предметно-пространственной ситуации, для достижения гармоничной целостности ситуации в будущем.

Кроме предпроектного анализа при проектировании нового изделия прибегают к

- социально-экономическому анализу,

- функциональному анализу (исследование способов использования изделия),

- функционально-стоимостному анализу (исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных, с точки зрения затрат, способов их удовлетворения),

- технологическому анализу (исследование материалов и возможных способов изготовления изделия),

- анализу формы (исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений).

Результаты проведенного анализа должны быть интегрированы в операции синтеза путем овеществления и гармонизации объекта. В процессе синтеза результаты проведенных исследований реализуются в конкретных методах формообразования.

Синтез в дизайне — мысленное упорядочение проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, и соединение их в единое целое — проектный образ. Методы синтеза могут быть либо системного характера (комбинаторные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивные (ассоциативные).

Завершается предпроектный анализ выработкой дизайн-концепции-модели проектного замысла, закрепленной в материально-технических формах. Дизайн-концепция не есть проект, но в его качественных и количественных формулировках, изобразительных конструкциях уже заложена окончательная дизайнерская идея. Концепцияв дизайне — основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования.

Содержание и основные процедуры проектного анализа.

Проектирование — создание описания, изображения или концепции несуществующего объекта с заданными свойствами. Основной этап дизайнерского проектирования протекает в сознании дизайнера.

Начальный этап проектирования нового изделия — этап творческого поиска. Проектная идея «овеществляется» в процессе проектирования в эскизе — в макете — в модели. Дизайнер создает сначала в своем воображении прообраз будущей вещи с учетом существующих проектных идей, технологии, экономики производства, достижений художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры), а затем ее предварительное графическое изображение (эскиз), которое потом дополняет объемными моделями, описаниями облика и способа практического использования. При этом проект приобретает конкретные очертания в процессе дизайнерского моделирования.

Задачи, которые решаются на данном этапе:

1. оценка композиционных качеств участка и знакомство с функциональным зонированием;

2. объемно-пространственная организация;

3. пластическая разработка составных элементов;

4. закрепление результатов в виде графической части и в виде макета.

На этой стадии происходит развитие идеи путем выполнения большого количества эскизов.

Первая фаза - клаузура - первичное представление об объекте.

Вторая фаза - разработка эскиза - идеи. Производится анализ накопленной информации, на основании которого формулируется идея определяющая направление дальнейшей работы. Учитываются факторы, влияющие на объемно-планировочное решение (место расположения, рельеф, природное окружение и т.д.). Эскиз-идея выполняется в набросках и рабочем макете из бумаги.

Третья фаза - эскизирование (процесс развития эскиза-идеи). На этом этапе происходит вариантное эскизирование - уточнение, направленное на осуществление связей объекта с окружающей средой его объемно-пространственного решения. Из нескольких вариантов отбирается основной, который и ложится в основу дальнейшей разработки.

В процессе проектного анализа следует выявить особенности, свойственные объектам, определиться с материалами, конструкциями, местоположением.

Этап творческой разработки. На этом этапе ведется дальнейшая разработка проекта на основе утвержденного эскиза. Происходит дальнейшее уточнение объемно-планировочного решения, проработка фасадов, элементов благоустройства, деталей и т.д. Происходит синтезирование формы, конструкции и материала.

Воплощение композиционных предложений в дизайн-проекте пред­ставляет собой самостоятельный и чрезвычайно ответственный творческий этап, не менее важный для результатов работы, чем безупречность и но­визна концептуальных идей.

Составление обобщенных композиционных схем помогает избавить­ся от накапливающихся по ходу работы ошибок и искажений и проясняет автору положительные и спорные стороны его идеи. В процессе «обрастания» дизайн-концепции реальными размерами, конст­рукциями и т.д. исходная идея часто искажается, заслоняется случайными впечатлениями и подробностями. Условные схемы, составленные по уже наработанным материалам проекта, разбивая его на содержательные уров­ни, выявляют эти искажения. И в средовых, и в предметно-графических комплексах составление и применение таких схем особенно полезно для изучения и достижения их совместной композиционной (колористической, ритмической и т.д.) согла­сованности, целостности впечатлений.

Система мероприятий по формированию эмоционального содержания конкретной средовой ситуации.

Рассмотрение процессов и этапов средового проектирования показывает, что все они в конечном счете интегрируются в одно­м из ведущих признаков — эмоциональной ориента­циисредового объекта. Это важная сторона произ­ведения средового дизайна, поддается сознательному проек­тированию. Противопоставляя друг другу чувства контрастные (печа­ли и радости, движения и покоя), складывая однонаправленные ощущения (возвышенного, парадного, праздничного), художник суммирует их, исполь­зуя средства выразительности, в единую идейно-эмоциональную конструкцию — образную суть среды.

Эмоциональная структура может строиться во времени(праздник, музей, выставка) и в пространстве(интерьер цеха, квартиры, городской площади).

В первом случае структурная последовательность средовых впечат­лений будет формироваться «по законам театра», где существуют два типа эмоционального взаимодействия — «узловой» и «линейный».

Первый — «мизансцена»— представляет собой относительно компак­тное пространственно-временное образование, концентрирующее возбуж­дения от восприятия средового действия в едином моменте и месте. Эмоциональная информация «мизансцены» воспринимается по принципу моментального кругового обзора впечатлений от предметно-про­странственной ситуации. При этом мгновенно вычисляются главные и вто­ростепенные компоненты, оценивается их выразительность и смысл в виде акцентно-доминантной системы данного «узла».

Другой тип — «фабула»,цепочка подобных эмоционально-содержа­тельных комбинаций, растянутая по пространственно-временной (если речь идет о движении вдоль улицы, о музейном маршруте и т.п.) или по времен­ной оси (если проектируется праздник или митинг в границах одного пространства). Тут «театральность» композиционных приемов еще заметнее: ху­дожник (и зритель) рассматривает «перечисление» разных по эмоциональ­но-художественному состоянию узловых комплексов, где каждый последующий призван либо подчеркнуть, либо развить и усилить свойства предыдущего. И таким образом «линейная» компози­ционная структура собирает в целостность узлы разного ранга и типа.

В «пространственных» вариантах эмоциональных структур роль «временных» сопоставлений чувственных состояний почти незаметна, осо­бенно в небольших по габаритам помещениях (комната, квартира, класс и т.д.). Но чем больше размер интерьерного комплекса, чем сложнее его визуальная организация, тем чаще и здесь приходится прибегать к при­емам раздельного восприятия различных ситуаций во времени. На большой городской площади зритель невольно сравнивает эмоциональное восприятие переднего плана и удаленных от него частей ансамбля, рассматривая эти фрагменты сре­ды по несколько раз попеременно. В сложных по конфигурации простран­ствах такие же порядки попеременной концентрации внимания использу­ются для оценки кардинально отличающихся мест среды. Так же и наше сознание оценивает эмоциональное воздействие различных слоев среды, например, архитектурной основы и предметного наполнения.

Но в любом случае конечная эмоциональная структура будет фор­мироваться в соответствии с задуманной автором схемой взаи­модействия впечатлений. Где эмоциональные параметры малых форм (наборов бытового оборудования, реакций на характеристики комфорта и т.п.) будут перекрывать­ся или активизироваться настроениями, возникающими от обобщенных впечатлений (от облика помещения в целом, от сравнения расположенных рядом уголков перетекающих пространств и т.п.).

Осознанием эмоциональной ориентации теоретически завершается эскизное проектирование средового объекта. Однако в реальной работе отмеченная последовательность постановки и решения внутрипроектных задач далеко не всегда проступает столь очевидно. Таковы особенности проектного творчества: на разных этапах работы, иногда даже неожиданно для автора могут появиться новые идеи и предложения, «ломающие» эти условные порядки.

Наши рекомендации