Глава 8. государственная отраслевая политика
1. Отраслевая политика: понятие и характеристика типов
Эффективная организация отраслевых рынков в реальном мире невозможна без осуществления оптимальной промышленной политики государства. Именно деятельность государства определяет ту экономическую среду, в которой принимает решения современная фирма. Государство определяет правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, оказывает воздействие на потоки товаров и ресурсов в экономике, поддерживает или препятствует той или иной деятельности индивидов и институтов экономической системы.
С точки зрения микроэкономической теории, базовой причиной необходимости государственной отраслевой и промышленной политики служат так называемые провалы рынка. К провалам рынка относятся монопольная власть, внешние эффекты (экстерналии), общественные блага и несовершенство системы информации. В целом провалы рынка снижают эффективность спонтанной рыночной конкуренции.
Применительно к конкретным рынкам они проявляются в высоком уровне необратимых издержек входа и трансакционных издержек.
Общей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния. Основными концепциями, составляющими базис отраслевой политики, служат:
1) экономическая эффективность. Предполагается, что достижение экономической эффективности общества возможно при наличии конкуренции. При этом достигается эффективная аллокация ресурсов и осуществление динамического межвременного выбора всех экономических агентов. Конкуренция является средством создания среды, способствующей снижению издержек, созданию новых продуктов, новых фирм, новых видов деятельности, новых методов производства и реализации, технического прогресса и инноваций.
2) оптимизация поведения экономических агентов. Создание конкурентной среды - это процесс, а не результат. Поэтому не следует опираться на застывшие рыночные структуры для увеличения общего благосостояния. Конкурентный процесс позволяет фирмам самостоятельно оптимизировать свое поведение. Так как рынки находятся в процессе постоянной эволюции, отраслевая политика должна только создавать условия благоприятные для конкуренции: свобода выхода и входа, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами.
3) лучшее функционирование общества в целом. Отраслевая политика государства преследует более общие общественные интересы:
· защита национальной промышленности;
· помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях;
· развитие регионов;
· защита занятости;
· стимулирование фирм-лидеров;
· защита от иностранного капитала;
· развитие мелкого и среднего бизнеса;
· защита прав потребителей;
· установление правил добросовестной конкуренции.
Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. С известной долей условности по мере возрастания государственной активности в экономике можно выделить следующие типы отраслевой политики:
По используемым методам | |||
Пассивная | Активная | ||
По выдвинутым целям | Защитная | Конкурентная политика путем контроля над доминирующими фирмами, антимонопольное регулирование | Антимонопольное регулирование в сочетании со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой |
Наступательная | Конкурентная политика, сочетающая антимонопольное регулирование с созданием благоприятного экономического климата путем использования методов фискальной, финансовой, монетарной и правовой политики | Структурная политика в целях ускорения экономического роста, разработка системы координации экономических решений (вплоть до создания системы индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике |
Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями.
Эта политика классифицируется как защитная, поскольку большинство ее мероприятий лишь противодействуют возникновению и использованию монопольной власти. Но пассивная защитная политика не создает специальных благоприятных условий для развития конкуренции. Она лишь ограничивает монополию. Энергичные и решительные действия применяются только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной. Этот тип отраслевой политики не вызывает производственной активности. В связи с этим, для большинства развитых стран пассивная защитная отраслевая политика, являющаяся по существу антимонопольной политикой, пройденный этап и является лишь частью отраслевой политики.
Несмотря на неоспоримое достоинство такой политики – минимальное вмешательство государства в экономику, у нее есть существенный минус. Проведение такой политики ставило бы конкретную страну в неблагоприятное положение в системе международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование другой страной при водит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран.
Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная, но пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности.
Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но безусловно содействуют развитию конкуренции. В качестве другого примера политики, содействующей развитию конкуренции, можно привести антиинфляционную политику.
Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения.
Такой тип отраслевой политики наиболее близок правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут потребовать от государства принятия более конкретных мероприятий.
Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но не в целях создания благоприятных условий для принятия решений, а в целях влияния на эти решения вплоть до предотвращения. Этот тип отраслевой политики представляет собой сочетание антимонопольной и протекционистской политики. Протекционистская политика направлена на ограничение монополизма зарубежных фирм на внутреннем рынке и реализуется путем установления импортных тарифов и импортных квот.
Активная наступательная отраслевая политика представляет собой направленное воздействие государства на решения экономических агентов. Она характеризуется сочетанием общих (например, создание благоприятного экономического климата для развития конкуренции в целом по стране) и конкретных целей (например, приоритетное развитие определенной отрасли). Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны. Рассмотрим лишь некоторые сферы отраслевой политики государства: регулирование естественных монополий, внешнеторговую политику в условиях несовершенной конкуренции, а также проблемы антимонопольного регулирования.