Зарождение экономической мысли в Древней Греции
Понятие экономики и экономической науки. Связь экономической теории с другими экономическими дисциплинами.
Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
-совокупность отраслей и предприятий, т.е. то, что мы называем национальным хозяйством.
-наука, которая позволяет объяснить, почему производство в той или иной стране развивается успешно
Экономическая наука представляет собой систему наук, включающую в себе в качестве базовой или фундаментальной науки экономическую теорию, а также такие фундаментальные экономические науки, как финансы и кредит, ценообразование, экономика труда и другие. Также отраслевые и конкретные экономические науки (экономическая промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт), информационно-аналитические (статистика, экономическое моделирование) и исторические (история, экономические учения, история экономики).
Экономика государства – это национальное хозяйство страны, включающее соответствующие отрасли.
Возникновение экономической мысли на ранних стадиях развития человеческого общества.
О возникновении мысли говорить можно, но о возникновении науки нельзя, так как в то время отсутствовала некая система определенных обобщенных и единых взглядов.
1)Ксенофонт (445-355 год до нашей эры)
2)Аристотель (354-322 год до нашей эры)
1) Составил руководство по управлению домашним хозяйством под названием «Экономос», считал, что экономия – наука, при помощи которой можно обогащать своей хозяйство.
2) Экономия, это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов.
Таким образом, экономическая мысль древности, по сути, рассматривала вопрос о том, что есть богатство, как его достичь и увеличить.
Лишь становление рыночного хозяйства создало условия для научного исследования и систематизированного описания хозяйственной деятельности людей. Экономическая наука, как система знаний о категориях и законах экономической жизни начала оформляться в конце 16 века – начале 17 века.
К этому времени воплощением богатства становятся деньги, которые чеканились из драгоценных металлов и сами драгоценные металлы.
Зарождение экономической мысли в Древней Греции.
Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
-Ксенофонт (430 - 354 гг. до н. э.) в трактате «О домашнем хозяйстве» дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд «О доходах» - попытка найти выход из экономических трудностей Афин. Важнейшие идеи трактата «О домашнем хозяйстве» сводятся к следующему:
естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей - на свободных и рабов;
любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).
-Платон (428 - 347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Государство». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Платон проповедовал уничтожение частной собственности.
-Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) основал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда «Политика»:
обязательным является наличие частной собственности;
все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику. Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой — изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику;
деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения;