Основные угрозы экономической
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Категория «экономическая безопасность» включает финансовую, инвестиционную, интеллектуальную, инновационную, энергетическую, научно-техническую, информационную, ценовую, валютную безопасность, а также безопасность кредитно-банковской системы, фондового рынка, внешнеэкономической деятельности, материальных сфер экономики и др. Упрощенная структура (декомпозиция) категории «экономическая безопасность» приведена на рис. 1.
Факторы, определяющие экономическую безопасность страны:
- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз экономической безопасности;
Рис. 1
- реализацию оперативных долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
- подъем экономики страны, осуществление независимого и социально ориентированного экономического курса;
- независимость научно-технической и технологической областей экономики России от внешних источников;
- обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России в первую очередь с ведущими странами мира;
- создание эффективного механизма контроля за исполнением законодательства страны;
- повышение уровня конкурентоспособности российской промышленной продукции;
- повышение уровня и качества жизни населения России;
- устранение деформаций в структуре отечественной экономики;
- обеспечение преимущественного роста производства наукоемкой продукции;
- поддержание отраслей, являющихся фундаментом расширенного воспроизводства, для обеспечения занятости населения;
- государственную поддержку инвестиционной и инновационной активности;
- создание устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики.
На современном этапе исторического развития России объективно существуют реальные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства, недопущение или преодоление которых должно стать важнейшим элементом Государственной стратегии экономической безопасности РФ.
Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению или минимизации негативных последствий имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности РФ.
Основные угрозы экономической безопасности - это такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность для национальных ценностей и образа жизни.
В самом общем виде экономические угрозы подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним угрозам экономической безопасности относятся следующие:
- нарастание структурной деформации экономики страны;
- снижение инвестиционной и инновационной активности;
- разрушение научно-технического потенциала страны;
- действие устойчивой тенденции к превращению страны в топливно-сырьевую периферию развитых стран;
- усиление имущественного расслоения общества;
- криминализация экономики и общества.
К внешним угрозам экономической безопасности относятся:
- «утечка умов» за границу;
- «бегство капитала» за рубеж;
- рост государственного долга;
- нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам;
- излишняя открытость экономики;
- утрата рынков сбыта военной продукции;
- скупка иностранным капиталом предприятий в целях вытеснения национальной продукции и с внешнего, и с внутреннего рынков;
- низкий уровень развития транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций.
Внешние угрозы воздействуют на усиление опасности некоторых внутренних угроз. Внешние угрозы экономической безопасности охватывают: экономическую; социальную; военную; экологическую; информационную и другие сферы общественной жизни.
Одним из важнейших направлений государственной деятельности является предотвращение внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ, осуществляемое на всех уровнях экономики и госуправления.
Система и механизмы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации включают следующие элементы.
1. Система защиты национальных интересов РФ в сфере экономики базируется на установлении и нормативно-правовом закреплении Правительством РФ обязательных процедур по формированию целевых установок, программных мер и действий, обеспечивающих выявление, локализацию и противодействие угрозам экономической безопасности государства, при разработке:
- стратегий и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
- краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;
- проектов бюджетов на федеральном и региональном уровнях;
- законодательных и иных нормативных правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам;
- федеральных и региональных целевых программ.
2. Важнейшие элементы механизма обеспечения экономической безопасности РФ:
- прогнозирование социально-экономического развития государства с учетом выявленных и возможных факторов и процессов, угрожающих его экономической безопасности в прогнозируемом периоде;
- мониторинг и анализ факторов и процессов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономической безопасности для государства;
- разработка и реализация органами исполнительной власти мер по предотвращению вероятных угроз экономической безопасности России по всем сферам и отраслям экономики;
- экспертиза проектов законодательных и иных нормативных и правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции обеспечения защищенности от внутренних и внешних угроз национальным интересам государства в области экономики.
3. В целях реализации комплекса мер и механизмов по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности государства Правительство РФ в пределах определенной законом компетенции:
- определяет функции федеральных органов исполнительной власти по обеспечению экономической безопасности РФ с обязательным отражением этих функций в положениях о соответствующих министерствах и ведомствах РФ;
- организует разработку на основе Государственной стратегии экономической безопасности соответствующих программ обеспе-чения экономической безопасности по отдельным отраслям и сегментам экономики и субъектам РФ;
- организует взаимодействие правоохранительных органов и органов государственного финансового контроля в рамках обеспечения эффективного противодействия правонарушениям в сфере экономики.
4. Совет Безопасности РФ совместно с Правительством РФ:
- осуществляют накопление, анализ и обработку информации о функционировании системы обеспечения экономической составляющей национальной безопасности РФ, выработку рекомендаций по ее совершенствованию;
- организуют мониторинг, ситуационный анализ и прогнозирование факторов, отвечающих за возможное возникновение внутренних и внешних угроз экономической безопасности государства;
- организуют подготовку заключения с позиции экономической безопасности РФ на проект федерального бюджета и основные направления социально-экономического развития России на среднесрочную и долгосрочную перспективы;
- информируют (не менее чем раз в год) Президента РФ о ходе реализации Государственной стратегии экономической безопасности, об изменении уровня угроз национальным интересам государства в области экономики, работе, проводимой федеральными и региональными органами исполнительной власти по обеспечению экономической безопасности РФ и, при необходимости, вносят предложения по принятию мер, адекватно противодействующих возникающим угрозам, или по корректировке целей Государственной стратегии экономической безопасности или проводимой экономической политики;
- отслеживают с позиции обеспечения экономической безопасности государства важнейшие процессы, происходящие в экономике и в социально-политической сферах, и при выявлении факторов, угрожающих экономической безопасности государства, информируют об этом Президента РФ.
Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности должна осуществляться в соответствии со следующими требованиями:
- четкое разграничение функций аппаратов Президента, Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; .
- четкое определение задач федерального и местного уровня и соответствующее разграничение по государственному управлению между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Федерации при обеспечении единства системы исполнительной власти;
- адекватное информационное обеспечение регулирующей функции государства.
Государство должно осуществить комплекс мер по обеспечению стабильного динамичного роста российской экономики и перевод ее на инновационный путь развития, что и должно стать гарантом его экономической безопасности. Эти меры должны проводиться во всех сферах экономики.
При определении конкретных инструментов и механизмов обеспечения экономической безопасности необходимо учитывать опасности, угрозы и вызовы экономической безопасности государства, длительность (краткосрочный или долгосрочный характер) их воздействия и возможности предотвращения опасностей, угроз и вызовов экономической безопасности государства в настоящем и прогнозном периодах.
С позиций обеспечения экономической безопасности государства первостепенное значение имеет укрепление государственной власти, повышения доверия к ее институтам при совершенствовании структуры и качества rocуправления, а также рационализации механизмов выработки решений и методов формирования экономической политики. Без выполнения этих требований задачи реконструкции и модернизации производственного потенциала России, эффективного использования ее ресурсного потенциала и преодоления структурных деформаций, требующие, в свою очередь, привлечения значительных финансовых и иных инвестиционных ресурсов, будут наталкиваться, в лучшем случае, на неэффективное использование государственным бюджетных средств на всех уровнях экономики, а в худшем - на их сознательное криминальное перераспределение.
Реализация мер, направленных на обеспечение экономической безопасности, должна проходить в русле осуществления активной структурной и социальной политики, усиления активности государства в инвестиционной, финансово-денежной, кредитно-банковской и внешнеэко-номической сферах экономики и продолжения институциональных преобразований.
Неотъемлемым элементом обеспечения экономической безопасности государства должно стать ресурсное (финансовое, материальное, информационное, интеллектуальное и кадровое) обеспечение его властной социально-регулирующей функции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в лекции рассмотрены понятия «экономическая безопасность» и «национальная экономическая безопасность», перечислены объекты экономической безопасности страны и условия ее обеспечения, сектора экономической безопасности России и факторы её определяющие. Кроме этого, рассмотрены основные угрозы экономической безопасности России, а также система и механизмы ее обеспечения в Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 768 с.
2. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 384 с.