Внедрение, аудит и совершенствование внедренной СМК

После разработки СМК необходимо произвести ее внедрение и обеспечить ее функционирование. Внедрение системы предшествует внутренней проверке СМК, позволяющие установить: необходимости достаточности предусмотренных СМК процессов для управления качеством продукции. Определены ли исполнители всех процессов, оформлены ли необходимые методики документально.

Внедрение СМК производится в соответствии с заранее согласованным и утвержденным календарным план-графиком и невозможно без активного включения в данный процесс, как службы качества, так и всех сотрудников организации.

Внедрение СМК, как правило, включает ряд последовательных действий[40]:

1. Утверждение структуры и формализацию службы управления качеством

2. Введение в действие разработанных документов

3. Распространение документов СМК среди пользователей, их коррекцию и пересмотр под нужды функционирования

4. Разработка плана корректирующих и предупреждающих действий

Особое внимание службой качества уделяется корректирующим и предупреждающим действиям организации в области качества. И если корректирующие действия направлены на предотвращение повторного возникновения несоответствий, то предупреждающие действия планируются для устранения причин потенциальных несоответствий.

Учитывая назначение выше обозначенных действий, разрабатываются документированные процедуры для определения соответствующих требований. Так, при разработке корректирующих воздействий должны быть определены требования к анализу несоответствий; установлению причин несоответствий; оценке необходимости определения и осуществления разработанных действий; записям результатов предпринятых действий и анализу их результативности.

Документированная процедура предупреждающих действий предполагает определение требований к установлению потенциальных несоответствий; оцениванию, определению и осуществлению необходимых действий; записям результатов и анализу результативности предпринятых действий.

По результатам внедрения проводится внутренняя оценка созданной системы менеджмента качества. Критериями эффективности СМК служат отзывы потребителей и заказчиков о качестве продукции, внедрении передовых, достижение науки и техники.

Оценка эффективности внедренной СМК производится в рамках внутреннего аудита.

Аудит – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения критериев аудита[41]. Аудиты бывают внутренними и внешними. При этом, внутренние аудиты, иногда фигурирующие как аудиты первой стороны, обычно проводятся организациями самостоятельно. Внешние же аудиты, называемые аудитами второй и третьей стороны, проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, эти организации осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям.

Проведение аудита организации как внешнего, так и внутреннего осуществляется в соответствие со стандартом ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента». В случае положительного заключения по результатам внутреннего аудита службы качества (данный вид аудита должен производиться не реже одного раз в год), возможна последующая сертификации системы качества организации.

Внутренний аудит, проводимый самой организацией, как правило, состоит из следующих этапов (Рис. ):

Внедрение, аудит и совершенствование внедренной СМК - student2.ru

Рис. Этапы внутреннего аудита[42]

Подготовка СМК к сертификации включает следующие этапы: самооценка СМК, разработка и реализация корректирующих мероприятий, выбор органа сертификации, подачи заявки на сертификацию, обеспечение условий для работы внешних аудиторов органа по сертификации. Сертификация СМК состоит из 6 этапов:

1. Организация работы

2. Анализ документов СМК

3. Подготовка к аудиту на месте

4. Проведение аудита и подготовка акта по результатам

5. Завершение сертификации, регистрация выдачи сертификата

6. Инспекционный контроль сертифицированной СМК

Соответствие качества продукции требованиям потребителей и обязательным требованиям оценивают на основе:

· данных о требованиях, вносящихся к продукции, которые согласно ГОСТ Р ИСО 9001 организация должна выполнять

· результатов анализа данных касающихся удовлетворительности потребителя

· данных о качестве продукции

· данных мониторинга и измерения продукции на стадиях ее жизненного цикла.

Орган по сертификации должен проверять на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001: политику и цели в области качества; руководство по качеству; обязательные документированные процедуры; входные данные для проектирования разработки, планирование проведения внутренних аудитов; результаты принятых корректирующих действий. Информацию, использованную при аудите организации необходимо проверить на объективность.

Источником информации для аудиторов выступает документация по качеству, находящаяся под управлением. Управление документацией – это комплекс процедур по созданию документов и их обороту.

При этом, документ понимается как «информация, представленная на соответствующем носителе», а документооборот как «движение документов в системе управления» [43].

Основным требование к документации СМК – обеспечить постоянную актуализацию, архивирование и доступ к данным с целью их анализа.

По функциональному значению документы делятся на предписывающие документы по качеству и документы по подтверждению качества и улучшения качества.

Документы, описывающие процессы СМК, распределяются по блокам: управленческая деятельность и ответственность руководителя; менеджмент ресурсов; процессы ЖЦ продукции; измерение, анализ и улучшение.

Требования к документации СМК: целенаправленность и соответствие целям и политике организации; комплексность; логическая последовательность и четкость; краткость, конкретность, простота; достоверность и убедительность аргументации; достаточность и своевременность; доступность и понятность;

К группе нормативных документов, устанавливающих общие требования к оформлению документации, относятся: ГОСТ Р 6.30 – 2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно – распорядительной документации. Требования к оформлению документов»[44]; ГОСТ Р 1.5 – 2004 «Стандартизация в РФ стандарты национальные РФ. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».

Оформление документации, относящейся к СМК, осуществляется в соответствии с нормами и требованиями ГОСТ Р 6.30 – 2003, в котором установлены требования к: составу реквизитов документов; оформлению реквизитов документов; бланкам документов.

Методы измерения процессов: измерительный метод, социологический метод, экспертный метод, расчетный метод.

К важнейшим процедурам внедрения СМК относятся: корректирующие действия (устраняют причины несоответствия для предупреждения их повторного их возникновения) и предупреждающие действия (устранение причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления).

После проведения аудита результаты предоставляются руководителям структурных подразделений, а так же проводят корректирующие мероприятия, для найденных несоответствий и передают результаты проекта его пользователям. При проведении аудитов используются следующие методы проверки выполнения требований ISO 9001:

1. Описательная статистика

2. Планирование экспериментов

3. Проверка гипотез

4. Измерительный анализ

5. Анализ надежности

6. Контроль

7. Моделирование

8. Карта статистического контроля процессов

9. Статистические назначения допуска

10. Анализ временных рядов

Вся деятельность на предприятии аудиторами рассматривается как хорошо функционирующая система менеджмента качества. Но даже если эта система работает как часы, предела совершенству нет. Согласно стандарту ISO 9001 эффективность организации и её конкурентоспособность тесно связаны с принципом постоянного совершенствования деятельности. Можно выделить десять направлений для этого совершенствования, сформулированные на основе исследования опыта лучших компаний Д. Харрингтоном и О. Шонесеном.

1. Заинтересованность высшего руководства в развитии организации. Руководство должно быть уверено в том, что организация способна на большее, по сравнению с прошлым. Этот процесс начинается с инициативы высшего руководства и заканчивается, как только руководство потеряет к нему интерес. Успешная реализация процесса улучшения деятельности зависит от поддержки всего руководства. Директору необходимо сосредоточить внимание на работе конкретных групп, а не на всей организации. Для того, чтобы определить стремление руководства к повышению эффективности деятельности необходимо проводить опрос. Руководитель может назначит сотрудника ответственного за процесс улучшения деятельности. Назначенный сотрудник должен быть лидером в организации, человеком, пользующимся уважение среди сотрудников. Успешная реализация процесса улучшения деятельности зависит от поддержки всего руководства. Директору необходимо сосредоточить внимание на работе конкретных групп, а не на всей организации.

2. Создание коллегиального руководства улучшением деятельности. Коллегиальное руководство (совет по улучшению работы) создается из высших руководителей или их представителей, а также представителей персонала организации. Им изучается, а также разрабатывается процесс совершенствования деятельности и возможность приспособления его к условиям организации. Необходимо, чтобы был представитель от каждого подразделения, для того, чтобы принимать совместные решения, решать проблемы, разрабатывать мероприятия по улучшению деятельности организации, вводить правила.

3. Вовлечение всего руководящего состава. Весь руководящий состав несет ответственность за реализацию процесса улучшения деятельности. Это требует активного участия каждого управляющего и руководителя в рамках организации и структурных подразделений. Каждому руководителю нужна особая подготовка для понимания новых требований и методов улучшения деятельности.

4. Обеспечение коллективного участия персонала. Привлечение персонала осуществляется начальником подразделения путем формирования «группы улучшения работы». Начальник обучает группу методам улучшения работы. Задачей группы является определение результатов деятельности своего подразделения и внедрение системы, непрерывно совершенствующей деятельность. При необходимости, возможна реорганизации и создание структуры, которая обеспечит условия для участия всего персонала..

5. Обеспечение индивидуального участия персонала.Необходимо разработать систему, способствующую личному участию, поощрению участия.

6. Создание групп по совершенствованию систем и процессов. Для сокращения повторяющихся процессов, необходимо составить схему последовательных операций, организовать измерения, проверки, обеспечить каналы обратной связи, назначить ответственного за успешное функционирование данного процесса.

7. Вовлечение поставщиков в процесс совершенствования. Для осуществления успешного процесса необходимо вовлекать поставщиков товаров и деловых услуг.

8. Обеспечение качества функционирования систем управления. Средства, выделяемые на решение проблем по обеспечению качества, должны быть перераспределены так, чтобы система управления регулировала текущие операции и не допускала проблемы. Опрос работников необходим для того, чтобы выяснить проблемы в организации и успеть принять меры их развития. Высшее руководство должно вносить изменения в области качества. Изменения должны быть четкими, ясными.

9. Формирование стратегии и тактики улучшения деятельности.Необходимо разработать стратегию – основное направление повышение качества. Для достижения поставленных задач необходимо иметь план. Необходимо капиталовложение, возможно, его необходимо будет увеличивать. Завершающим этапом при подготовке к реализации процесса является оценка потенциальной экономики. Необходим анализ издержек следствий низкого качества. При сокращении расходов процесс деятельности повышает производительность труда и моральный дух работников. Более высокое качество должно привести к расширению рынка сбыта, товаров и услуг. Стратегия в области улучшения качества, должна быть частью всей стратегии организации. Комплекс планирования должен отвечать следующим пунктам: главная цель – это миссия, принципы действия, задачи организации, заданные параметры, тактика. Для оценки полученного результата необходимо иметь количественные данные. Например, оценить результат можно по следующим моделям: маркетинг, обеспечение качества, наличие брака, бухучет.

10. Создание системы поощрения и признания заслуг.Работников необходимо поощрять за существенный вклад в процесс улучшения деятельности. Необходим комплексный подход к организации процессов улучшения деятельности.

Список источников:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1-4. Текст с изменениями и дополнениями на 20.01.15 г. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2015. – 928с.

2. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О техническом регулировании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.12.2014) . – [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164633/

3. Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». – [Электронный ресурс]. – М.: Стандартинформ, 2012 – 32с. – Код доступа: http://www.sut.ru/doci/kach/osnova.pdf

4. Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования». – [Электронный ресурс]. – М.: Стандартинформ, 2012 – 27с. – Код доступа: sro5.ru/iso-9001/9001-2011.pdf

5. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/ТО 10013 – 2007 «Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества». – [Электронный ресурс]. – М.: Стандартинформ, 2007 – 16 с. – Код доступа: http://volgau.com/Portals/0/common/12/120203/gost_r_iso_smk_10013-2007.pdf

6. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества». – [Электронный ресурс]. – М.: Госстандарт России, 2003. – 16с. – Код доступа: http://www.complexdoc.ru/pdf/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%20%D0%A0%2052113-2003/gost_r_52113-2003.pdf

7. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли». Общие требования». – [Электронный ресурс]. – М.: Стандартинформ, 2010. – 19с. – Код доступа: http://www.complexdoc.ru/pdf/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%20%D0%A0%2051304-2009/gost_r_51304-2009.pdf

8. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 6.30 – 2003: Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации: требования к оформлению документов. - [Электронный ресурс]. - М.: Госстандарт России, 2003 – 17с. – Код доступа: http://img.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/102/GOST_R_6.30-2003.pdf

9. ОК 002-93. Общероссийский классификатор услуг населению (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163) (ред. от 17.10.2013). - [Электронный ресурс]. – М.: Госстандарт, 2013. Код доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158755/

10. ПР 50.1.019-2000 Основные положения единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. – М.: Госстандарт, 2000. Код доступа: http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/45/45576/index.php

11. Басовский Л.Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 253с. – (Высшее образование: Бакалавриат)

12. Валиуллина Л.А От управления качеством к качественному управлению // Актуальные вопросы экономических наук, 2012. - № 24-2. - С. 7-10.

13. Васин С.Г. Управление качеством. Всеобщий подход: учебник для академического бакалавриата / С. Г. Васин.— М.: Юрайт, 2014. — 405 с.

14. Всеобщее управление качеством: учебное пособие в 2-х ч. Ч.1 Принципы и содержание концепции TQM / Л.А. Редько, В.В. Редько, И.В. Плотникова. Томск: Изд-во ТПУ, 2012. – 196с.

15. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов / И. Н. Герчикова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 511 с.

16. Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров/ Е.А. Горбашко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 463с.

17. Минько Э.В. Менеджмент качества: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013. – 272с.

18. Михеева Е.Н. Управление качеством: Учебник / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 532с.

19. Огвоздин В.Ю. О процессном подходе в управлении качеством // Стандарты и качество, 2010. - № 11. - С. 36-38.

20. Разработка методики создания интегрированной системы менеджмента качества пищевого предприятия на примере компании «RAIMBEK AGRO» / Ахметова С.О., Омарова А.А. // Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков, 2014. - № 5. - С. 286-296.

21. Рожков В. Н. Управление качеством: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.- 336с.

22. Рожков В. Н. Управление качеством: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.- 336 с.

23. Шевчук Д.А. Управление качеством: учебник. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 216с.

Приложение 1
 
Внедрение, аудит и совершенствование внедренной СМК - student2.ru

Внедрение, аудит и совершенствование внедренной СМК - student2.ru

Внедрение, аудит и совершенствование внедренной СМК - student2.ru

Внедрение, аудит и совершенствование внедренной СМК - student2.ru

Внедрение, аудит и совершенствование внедренной СМК - student2.ru Внедрение, аудит и совершенствование внедренной СМК - student2.ru Внедрение, аудит и совершенствование внедренной СМК - student2.ru Внедрение, аудит и совершенствование внедренной СМК - student2.ru Внедрение, аудит и совершенствование внедренной СМК - student2.ru Внедрение, аудит и совершенствование внедренной СМК - student2.ru Внедрение, аудит и совершенствование внедренной СМК - student2.ru Внедрение, аудит и совершенствование внедренной СМК - student2.ru Внедрение, аудит и совершенствование внедренной СМК - student2.ru Внедрение, аудит и совершенствование внедренной СМК - student2.ru

Чибир Елена Владимировна

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Учебное пособие

Ответственный за выпуск

Редактор

Корректор

Компьютерная верстка

[1]Михеева Е.Н. Управление качеством: Учебник / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – с.9

[2] Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров/ Е.А. Горбашко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – с. 16

[3] Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров/ Е.А. Горбашко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – с. 16

[4] Рожков В. Н. Управление качеством: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.- с. 10

[5] Минько Э.В. Менеджмент качества: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013. – с.21

[6] Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». – [Электронный ресурс]. – М.: Стандартинформ, 2012 – с. 13 – Код доступа: http://www.sut.ru/doci/kach/osnova.pdf

[7] Михеева Е.Н. Управление качеством: Учебник / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – с.18-19

[8] Михеева Е.Н. Управление качеством: Учебник / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – с.19

[9] Там же

[10] Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174с. - [Электронный ресурс]. – Код доступа: http://www.aup.ru/books/m93/2_2.htm

[11] Михеева Е.Н. Управление качеством: Учебник / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – с.19

[12] ОК 002-93. Общероссийский классификатор услуг населению (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163) (ред. от 17.10.2013). - [Электронный ресурс]. – М.: Госстандарт, 2013. Код доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158755/

[13] ПР 50.1.019-2000 Основные положения единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. – М.: Госстандарт, 2000. Код доступа: http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/45/45576/index.php

[14] Михеева Е.Н. Управление качеством: Учебник / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – с. 42-43

[15] Михеева Е.Н. Управление качеством: Учебник / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – с. 31

[16] Михеева Е.Н. Управление качеством: Учебник / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – с. 33

[17] Михеева Е.Н. Управление качеством: Учебник / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – с. 37

[18] Шевчук Д.А. Управление качеством: учебник. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – с. 50

[19] Михеева Е.Н. Управление качеством: Учебник / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – с. 42-43

[20] Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества». – [Электронный ресурс]. – М.: Госстандарт России, 2003. – 16с. – Код доступа: http://www.complexdoc.ru/pdf/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%20%D0%A0%2052113-2003/gost_r_52113-2003.pdf

[21] Михеева Е.Н. Управление качеством: Учебник / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – с. 56-58

[22] Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли». Общие требования». – [Электронный ресурс]. – М.: Стандартинформ, 2010. – 19с. Код доступа: http://www.complexdoc.ru/pdf/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%20%D0%A0%2051304-2009/gost_r_51304-2009.pdf

[23] Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О техническом регулировании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.12.2014) . – [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164633/

[24] Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества». – [Электронный ресурс]. – М.: Госстандарт России, 2003. – 16с. – Код доступа: http://www.complexdoc.ru/pdf/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%20%D0%A0%2052113-2003/gost_r_52113-2003.pdf

[25] Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров/ Е.А. Горбашко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – с. 132

[26] Конституция Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2013. — 80 с.

[27] Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2013. — 736 с.

[28] Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров/ Е.А. Горбашко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – с. 139

[29] Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров/ Е.А. Горбашко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – с. 139

[30] Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

[31] Дадонов В.А. Анализ динамики роста сертифицированных интегрированных систем менеджмента

в России и за рубежом, 2014 [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.rusnauka.com/5_SWMN_2014/Economics/6_159330.doc.htm

[32] Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров/ Е.А. Горбашко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – с. 150-151

[33] Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров/ Е.А. Горбашко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – с. 173

[34] Разработка методики создания интегрированной системы менеджмента качества пищевого предприятия на примере компании «RAIMBEK AGRO» / Ахметова С.О., Омарова А.А. // Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков, 2014. - № 5. С. 291.

[35] Всеобщее управление качеством: учебное пособие в 2-х ч. Ч.1 Принципы и содержание концепции TQM / Л.А. Редько, В.В. Редько, И.В. Плотникова. Томск: Изд-во ТПУ, 2012. – с.142-143

[36] Всеобщее управление качеством: учебное пособие в 2-х ч. Ч.1 Принципы и содержание концепции TQM / Л.А. Редько, В.В. Редько, И.В. Плотникова. Томск: Изд-во ТПУ, 2012. – 150с.

[37] Рожков В. Н. Управление качеством: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.- 106с.

[38] Всеобщее управление качеством: учебное пособие в 2-х ч. Ч.1 Принципы и содержание концепции TQM / Л.А. Редько, В.В. Редько, И.В. Плотникова. Томск: Изд-во ТПУ, 2012. – с.152-153

[39] Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/ТО 10013 – 2007 «Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества». – [Электронный ресурс]. – М.: Стандартинформ, 2007 – 16 с. – Код доступа: http://volgau.com/Portals/0/common/12/120203/gost_r_iso_smk_10013-2007.pdf

[40] Михеева Е.Н. Управление качеством: Учебник / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – с.411

[41] Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». – [Электронный ресурс]. – М.: Стандартинформ, 2012 – с. 13 – Код доступа: http://www.sut.ru/doci/kach/osnova.pdf

[42] Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 19011-2012: Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. - [Электронный ресурс]. - М.: Стандартинформ, 2013 – 36с. – Код доступа: https://www.novsu.ru/file/1027872

[43] Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». – [Электронный ресурс]. – М.: Стандартинформ, 2012 – с. 12 – Код доступа: http://www.sut.ru/doci/kach/osnova.pdf

[44] Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 6.30 – 2003: Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации: требования к оформлению документов. - [Электронный ресурс]. - М.: Госстандарт России, 2003 – 17с. – Код доступа: http://img.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/102/GOST_R_6.30-2003.pdf

Наши рекомендации