На микроуровне. Методология разработки
бизнес-планов
На микроуровне — уровне предприятия, организации (фирмы) — объектами прогнозирования и планирования являются:
спрос, производство продукции (выполнение услуг), объем продаж, потребность в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства и реализации продукции, цены, доходы предприятия, его техническое развитие.
Субъекты прогнозирования и планирования — планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические отделы.
Планы-прогнозы разрабатываются как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям: цехам, участкам, службам.
Формируются планы на перспективу, краткосрочные (год, квартал, месяц) и оперативные (сутки, декада) планы.
При переходе к рыночным отношениям особая значимость стала придаваться бизнес-планам. Мировая практика свидетельствует, что бизнес-план разрабатывается для выработки стратегии предприятия, оценки его финансового положения, определения потребности в инвестициях, привлечения финансовых средств и потенциальных партнеров. Он нужен всем: банкирам, инвесторам проекта, руководителю и сотрудникам предприятия для того, чтобы знать перспективы и проверить идеи на реальность. Зарубежные бизнесмены давно осознали, что без бизнес-плана нельзя начинать сколько-нибудь стоящее коммерческое мероприятие.
Банкирам, потенциальным инвесторам и партнерам бизнес-план нужен для оценки финансовой и экономической эффективности намечаемых предприятием мероприятий, реальности получения желаемой прибыли и возврата кредиторам вложенных в этот проект средств.
Руководству предприятия бизнес-план помогает разобраться в перспективах своего бизнеса, предвидеть возможные изменения и проблемы в будущем, контролировать текущие операции.
Бизнес-план — документ, в котором анализируются возможности для начала или расширения бизнеса в какой-либо конкретной ситуации и дается четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать эти возможности.
Толчком к созданию нового предприятия или расширению (реконструкции) существующего могут послужить: новый продукт, услуга, технология; внедрение мероприятий, позволяющих сделать услугу лучше, цену ниже, продукт надежнее или улучшить какие-либо другие потребительские свойства; незаполненная рыночная ниша, район, где отсутствует какой-либо вид обслуживания или не полностью удовлетворен спрос; освоение других видов деятельности.
В любом из перечисленных случаев необходимо составление бизнес-плана, который призван дать целостную системную оценку перспектив инвестиционного проекта.
Составлению бизнес-плана должен предшествовать анализ финансовой деятельности предприятия, рынка и технико-экономического исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепринятых международных стандартов.
На основе проведенного анализа и исследований формируется стратегия производства и сбыта продукции. Для принятия решения необходимо иметь достоверную и достаточную информацию. В связи с этим повышается роль прогнозов, требуются расширение системы и совершенствование методов прогнозирования, применяемых в практике, с целью повышения точности прогнозных расчетов и реальности проекта.
Прогнозирование будущего развития предприятия — самый значительный и сложный этап подготовки бизнес-плана, поскольку на основе результатов прогнозных расчетов будущего изменения рынка, издержек, цен, прибыли определяются рамки проекта и требуемые ресурсы.
При прогнозировании показателей бизнес-плана целесообразно использовать систему методов: экспертные оценки, факторные модели, методы оптимизации, нормативный метод.
Особая значимость должна придаваться прогнозированию спроса на продукцию (услуги), издержек производства, цен и прибыли. Необходимо проводить исследования внутреннего и мирового рынков, осуществлять анализ эластичности спроса.
Для разработки бизнес-планов рекомендуется применять пакеты программ. В мировой практике наибольшее распространение получила методология по технико-экономическим исследованиям и обоснованию инвестиционных проектов, разработанная специалистами Организации по промышленному развитию при ООН. Широко применяются программные продукты СОМFАR, РRОJЕКТ ЕХРЕRТ и др. Эти программы позволяют выполнить полный расчет эффективности проекта. Методология базируется на принципах расчета движения денежной наличности.
Бизнес-план состоит из ряда разделов.
Примерная структура бизнес-плана
Резюме
1 .Описание предприятия
1.1 Реквизиты предприятия, отраслевая принадлежность, форма собственности, юридический статус, фамилия имя, отчество руководителя предприятия
1.2.Основные направления и цели деятельности предприятия
1.3.История создания, развития и современное состояние предприятия
1.4.Достижения и неудачи предприятия
2.Продукция и услуги:
2.1.Описание продукции и области ее применения, отличительные качества или уникальность продукции
2.2.Лицензии, патентные права
3. План маркетинга
3.1.Оценка потенциальных покупателей и потребителей услуг
3.2.Оценка конкурентов и конкурентной борьбы
3.3.Комплексные исследования рынка (сегменты рынка, размер рынка и его рост, доля продукции предприятия на рынке, особые характеристики рынка)
3.4.Стратегия маркетинга.
4.Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы
5.Производственный план
5.1.Экономический потенциал
5.2.Технологический потенциал
5.З.Материально-техническое обеспечение
54.Трудовой потенциал
5.5.Правовая защита проекта
6.Организационньтй план управления предприятием
7.Реализация проекта
8.Финансовый план
8.1.Анализ и прогноз финансово-хозяйственной деятельности
8.2.Общая инвестиционная разбивка
8.З.Финансирование проекта
8.4.Производственные издержки
8.5.Коммерческая прибыль
8.6.Риск и меры, обеспечивающие его снижение
9.Юридические аспекты
Приложения. Технические данные по продукции (карты технического уровня выпускаемой (осваиваемой) продукции, патентная, сертификатная и другая документация, экспертные заключения по продукции или рынкам).
Краткая характеристика разделов бизнес-плана
В резюме четко и лаконично излагается суть проекта. Раскрывается профиль деятельности предприятия (выпуск продукции,
выполнение услуг). Показывается, чем будущая продукция будет отличаться от продукции конкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно ее. В конце резюме должны быть приведены основные финансовые результаты проекта: сведения о прогнозных объемах продаж, прибыль, уровень рентабельности, затраты и источники финансирования проекта, сроки окупаемости затрат и возвращения банковского кредита, предполагаемая форма гарантии по кредиту (залог, государственные гарантии с указанием имеющихся решений, гарантии местных органов, банков и др.). В резюме следует подчеркнуть инвестиционную привлекательность, надежность, своевременность и техническую новизну проекта. Резюме готовится после завершения работы над основными разделами бизнес-плана.
В разделе “Описание предприятия” указываются отраслевая принадлежность, цель бизнес-плана (дерево целей), вид и номенклатура продукции, мощность предприятия и место его размещения,. ориентация проекта, график его осуществления, основные мероприятия по разработке проекта.
Раздел “Продукция и услуги” содержит информацию о продукции (ее особенности, потребности, которые она будет удовлетворять), новизне решения технических; технологических, потребительских и других проблем. В нем- дается сравнительный анализ продукции конкурентов, показывается, какие преимущества получает производитель и потребитель предлагаемой продукции, отражаются основные показатели качества продукции и- организация ее сервисного обслуживания, защита ее особенностей или технологий ее изготовления патентами или авторскими свидетельствами, цена продукции и затраты на производство, примерная величина прибыли, которую будет приносить каждая единица товара.
В разделе “План маркетинга” должен быть представлен анализ рынка — ключевого звена для определения масштабов инвестиционной и производственной программы, производственных мощностей, требуемой технологии и выбора места осуществления проекта. Отражаются степень изучения рынка и принципиальные схемы сбыта продукции. Различают два- вида информации о рынке: общая рыночная информация и конкретная информация об определенном сегменте рынка (группа потребителей -продукта). Анализ рынка осуществляется по этапам. На первом определяется целевой рынок для проекта, дается описание и анализ структуры этого рынка; на втором этапе анализируются потребители и сегментация
рынка (кто, сколько и когда покупает, каковы мотивы покупки, количество к частота покупок, где их совершают и т.д.). Следует выделить вариант наиболее эффективного производства продукции и ее реализации, отразить принципиальные подходы к реализации стратегии сбыта.
Для обоснования выбранной стратегии необходимо дать оценку внешней среды предприятия: рынка труда, инфляции, технологии, продукции, конкуренции, общей оценки рынка, насыщенности рынка товарами-конкурентами, покупательной способности, ценовых ограничений, спроса и его формирования (масштаб и структура совокупного спроса и спроса по отдельным сегментам), возможностей изменения потребительских свойств товара, культурных национальных особенностей, налогового законодательства и др.
Необходимо собрать информацию о возможных конкурентах, их товаре, качестве и основных характеристиках продукции, уровне и политике цен, объеме и условиях продаж, доходах, внедрении новых моделей, технологическом сервисе, а также определить крупнейшего производителя аналогичной продукции.
Особая значимость должна придаваться стратегии маркетинга. Необходимо решить следующие проблемы: как будет реализовываться продукция — через собственные фирменные магазины или оптовые торговые организации; как будут определяться цены на продукцию и какой предполагается уровень рентабельности; как организовать рекламу и как получить средства на нее; как предусматривается добиваться постоянного роста объема продаж — за счет расширения района сбыта или поиска форм привлечения покупателей (стимулирование продажи); как будет организована служба сервиса и сколько на это потребуется средств.
На основе маркетинговых исследований осуществляются прогнозы спроса на продукцию, цен, издержек, прибыли, ресурсов. Проводятся многовариантные расчеты по производству продукции для принятия оптимального решения.
В разделе “Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы.” на основе анализа и учета всех внешних, и внутренних факторов описываются оптимальные рамки проекта, обосновывается его выбор, приводится перечень компонентов (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), определяются соответствующие технологии, технологические процессы, которые предлагается использовать, виды и качество требуемого оборудования и машин, источники и пути приобретения (лизинг, закупки, собственное производство).
Оборудование классифицируется на производственное вспомогательное, подсобное, запчасти и инструмент.
В разделе “Производственный план” следует показать, что экономический потенциал предприятия способен обеспечить производственную программу. Необходимо объективно оценить уровень экономического потенциала и возможности его качественного изменения в процессе выполнения проекта. В нем дается оценка уровня технологического потенциала предприятия, выделяемые группы технологического оборудования, которые будут задействованы в производственном цикле. Особое внимание следует обратить на вопросы материально-технического обеспечения проекта. Целесообразно представить альтернативные варианты поставки материальных ресурсов, оборудования. В этом разделе дается также характеристика трудового потенциала. Представляются данные по кадровому обеспечению предприятия, включая вопросы набора, обучения и переподготовки кадров. Обращается внимание на уровень компетенции управленческих кадров, консультантов. Важное значение имеют также вопросы правовой защиты производства, сертификации, патентоведения, лицензирования, защиты торговой марки и др.
В разделе “Организационный план управления предприятием” приводится организационная схема предприятия, квалификационные требования (какие специалисты, какого профиля, с каким образованием, опытом и заработной платой понадобятся для успешного ведения дел), обосновывается необходимость привлечения специалистов (на постоянную работу или в качёстве совместителя), т.е. кратко освещается проблема производственного менеджмента.
Раздел “Реализация проекта” отражает стадии осуществления проекта от принятия инвестиционного решения до начала производства, выполнения услуг, включая такие этапы, как заключение контрактов, разработка документации проекта, строительство объектов и пуск производства. Определяются финансовые последствия стадия реализации проекта с целью обеспечения его достаточными средствами как до, так и после начала производства. Осуществляется выбор вариантов финансирования (собственные средства, акционерный капитал, кредит). Обязательным условием является участие собственного капитала предприятия в осуществлении проекта. Для оценки операций по инвестированию необходимо подготовить оптимальную программу и график реализации проекта, показать, когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получения дохода на них.
“Финансовый план” является одним из важнейших разделов бизнес-плана. В нем отражаются как инвестиционные, так и производственные издержки (полные и на единицу продукции). Состоит он из ряда подразделов: “План по прибыли”; “Движение денежных потоков”; “Анализ безубыточности, рентабельности”, “Финансовый анализ отдельных видов продукции, чувствительности проекта к различным изменениям” (влияние изменения цен на реализуемую продукцию, переменных и постоянных издержек и инвестиционных затрат на финансовую жизнедеятельность проекта); “Риск и намечаемые меры по его снижению” (необходимо указать факторы риска и вёроятность их возникновения). При этом следует указать, в какой степени проект подвержен воздействию непредсказуемых факторов, насколько его можно рассматривать в качестве надежного капитала. На основе таблиц прогнозируемого движения наличности, сведений о предполагаемых прибылях и убытках и общих балансов на весь период эксплуатации проекта необходимо рассчитать: срок окупаемости; чистый дисконтированный доход; внутреннюю норму доходности.
Финансовая оценка проекта осуществляется на основе таких критериев, как чистый дисконтированный доход, внутренняя норма прибыли, период погашения задолженности.
В перечень документов, представляемых заемщиком для рассмотрения просьб о финансировании проекта за счет средств иностранных кредитов, входят: технико-экономическое и финансовое обоснование проекта; финансовый прогноз деятельности заемщика на весь период реализации кредита, в котором должны быть указаны оценочные данные по росту объема реализации продукции, услуг, цены, прибыль, другие финансовые показатели и их обоснование. Эти документы должны показывать, что заемщик действительно может реализовать проект и погасить свою задолженность в установленный срок. Такие же документы понадобятся для привлечения партнеров по совместным предприятиям, чтобы обеспечить поступление акционерного капитала.
В разделе “Финансовый план” отражаются также предполагаемый объем продаж, себестоимость продукции, возможные варианты приобретения сырья и реализации продукции. При разработке этого раздела учитываются инфляционные процессы. Инфляция оказывает влияние на инвестиции, оборотный капитал, производственные издержки, объем продаж. Ее воздействие на эти элементы различное, так как объем продаж, уровень заработной платы, цен на оборудование, услуги будут возрастать различными темпами. Особенно сильное воздействие
инфляции проявляется в тех случаях, когда проект осуществляется несколько лет. Поэтому как инвестиционные, так и производственные издержки следует корректировать на фактор инфляции.
В разделе “Юридические аспекты” указывается форма ведения дел, т.е. речь идёт о форме и правовом статусе организации: частное владение, кооператив, государственное предприятие, совместное предприятие, акционерное общество и др.
Экспертиза инвестиционных проектов. В процессе экспертизы выявляется соответствие проекта целям и приоритетам социально-экономического развития страны. Государство принимает на себя обязательство финансирования неотложных потребностей различных сфер экономики. С целью наиболее эффективного использования государственных средств отдается предпочтение проектам с ориентацией на экспорт, импортозамещение, использование местного сырья, а также проектам, реализуемым путем создания различного рода хозяйственных групп.
При экспертизе особое внимание обращается на глубину маркетинговых исследований по изучению рынка, достоверность прогнозов спроса на продукцию (услуги), издержек производства и прибыли, обоснованность объема продаж, осуществляется проверка реальности проекта.
Центральное место при проведении экспертизы инвестиционных проектов занимает финансовый анализ. Анализируются обобщающие показатели оценки финансового состояния: ликвидность, соотношение собственных и заемных средств, оборачиваемость капитала, прибыльность. Конкретный набор локальных показателей может варьировать в зависимости от специфики отрасли, целей проекта и прочих факторов.
Согласно рекомендациям ЮНИДО, для проведения финансового анализа в процессе подготовки инвестиционных проектов необходимы следующие базовые формы: проектно-балансовые ведомости; отчет о финансовых результатах; таблицы движения денежных средств. Могут быть использованы и другие формы: общие капиталовложения; потребности в оборотном капитале; общие производственные издержки; источники финансирования.
Сравнение различных инвестиционных проектов (или вариантов проекта) и выбор лучшего из них рекомендуется производить с использованием различных показателей, к которым относятся: чистый дисконтированный доход (ЧДД); индекс доходности (ИД); внутренняя норма доходности (ВНД); срок окупаемости (СО).