Глава 1 теоретические основы топ-менеджмента

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОП-МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Сущность топ-менеджмента: понятие, цели, задачи, виды

1.2 Развития топ- менеджмента в Республике Казахстан, современное видение лидерских качеств

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТОП- МЕНЕДЖМЕНТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Развития лидерских качеств топ- менеджмента в Республике Казахстан

2.2 Сравнительный анализ зарубежного топ- менеджмента и топ- менеджмента в Республике Казахстан

2.3 Методы подготовки и повышения квалификации топ- менеджмента в Республике Казахстан

ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ТОП- МЕНЕДЖМЕНТА

3.1 Разработка мероприятий по повышению квалификации топ- менеджмента

3.2 Эффективность нововведении в топ- менеджмент Республики Казахстан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………91

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...95

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В настоящее время многое говорит об экономическом подъеме в Республике Казахстан, а также о перспективах, которые откроются перед нашей страной к 2020 году. Однако эти перспективы не откроются сами. Для того, чтобы двигаться вперед нужно повысить эффективность работы в наших предприятиях. В нынешнее время эффективность работы наших организаций примерно в 5 раз ниже аналогичных развитых предприятий стран Востока и Запада. Сейчас на этапе человеческого развития наше общество поднялось в своем развитии на высокий уровень, наиболее результативный оказывается трудовая деятельность образованных и высокоразвитых личностей. Для того, чтобы управлять данными индивидами, требуется лидер, а не начальник. Лидерство в настоящее время востребовано не случайно, оно является современной потребностью экономики. Лидер – это символ объединения группы, эталон командной работы и поведения. Лидер выдвигается снизу, он преимущественно стихийный и принимается последовательно.

Актуальность исследуемой проблемы обуславливается особенностями, которые характерны для лидера – человека, стоящего во главе группы, определяющего основную деятельность и направление к развитию. Необходимость лидера обуславливается тем, что в любой группе должны существовать и кем то регулироваться две взаимодополняющие системы отношений: личные и деловые. Если же каждая из них отрегулирована, если эти отношения, складываются в одной системе, при этом противоречат отношениям, культивируемые в другой, то данная группа не может работать успешно, никогда высокоэффективной не станет. Потому утверждение, которое заключается в том, что менеджер, как управляющий поведением других людей должен обладать качествами лидера, ни у кого из исследователей и у успешных практиков по управлению на данный момент не вызывает сомнений.

Современный лидер – не то тот, кто по своему полномочию имеет право командовать, а тот, кто имеет личностные качества, который способствует созданию жизнеспособности организации, кто способен стимулировать и правильно мотивировать на постоянные перемены и инновации, а также вдохновлять своих людей на результативный труд. При всем при этом трудно сказать, что мы работаем плохо. Виноваты не работники, а в первую очередь низкое качество управления, которое вызывает низкую эффективность работы.

Представление о лидерстве на протяжении всего XX века эволюционировало, по мере накопления результатов изучения этого феномена. При этом специфика отечественных и зарубежных исследований на тему лидерства существенно различались. Исследователи определяют лидерство в соотношении с собственными представлениями и исходя из того, что их больше всего интересует в данном феномене. Стогдилл отмечал, что определений лидерства столько же сколько людей, которые пытались этим явлением заниматься.

Проблема лидерства, как на Западе, так и в Казахстане начало приобретать приоритетное значение в развитии и изучении менеджмента. Повышение роли человеческого фактора управления, усиление и усложнение его зависимости от факторов и ценностей людей определяется повышенным вниманием к данной проблеме. Лидерство важнейший компонент эффективного управления в сфере стремительного изменения бизнес среды. Лидерство определяется как ведущее положение в условиях неформальных отношений, которые проявляются в группе, где взаимодействуют люди. Группа взаимодействующих людей может иметь нефрмальную и формальную структуру. Поэтому в практике управления используются приемы неформального и формального менеджмента. Для того, чтобы стать лидером в группе необходимо, чтобы качества и ценности лидера соответствовали качествам и ценностям группы. Неверно отождествлять понятие лидерства и менеджмента, они совпадают далеко не во всех аспектах.

Опыт показывает, что не один из факторов не обеспечивает больше выгоды и пользы для организации, чем эффективный лидер. Эффективные пути для решения тех или иных проблем определяются задачами и целями, которые поставлены лидером для данной организации. Координация и обеспечение межличностных контактов с работниками и выбора эффективных и оптимальных решений деятельности компании. Следовательно организация, в которой присутствует мощный лидер может достичь всего гораздо быстрее, чем организация без него. Нынешняя управленческая модель устанавливалась десятилетиями в иных условиях – в условиях плановой экономики и преобладание административных – групповых методов управления. Данная управленческая модель характеризуется: стремление на исполнение, на прядок и дисциплину в ущерб творческого отношения к работе и анализу возникших на работе проблем; превосходство авторитарного метода управления, нежелание к развитию подчиненных, повышение квалификации и развитие их самостоятельности; становление на стабильность в ущерб становлению на развитие, на проявление инициативы, а также стремление к выявлению возможностей для лучшей работоспособности; низкое стремление эффективного использования потенциала ресурсов человека, с одной стороны, в силу недостатков соответствующих знаний, с другой стороны, с руководителя этого, как принято никто и не требует, главное – это выполнение порученного задания; негативный настрой на постоянное обучение, а также отсутствие настроя на повышение собственных управленческих качеств.

Путь изучения лидерства определяется двумя факторами, на которых остановили свое внимание некоторые исследователи. К ним относятся: качества лидера, ситуационное поведение лидера. Важную роль при этом играет характеристика и поведение последователей. Данный подход имеет свое видение решение любой проблемы эффективного лидерства. Экономическое состояние компании, а также эффективность работы сотрудников напрямую связано от решения принимаемый лидером. Перемены, которые происходят последнее время в экономике Казахстана побуждают пересматривать ценности и нормы лидерства заново.

Для укрепления и развитие потенциала лидера в настоящее время необходимы огромные усилия большого числа компаний. В нашей стране необходимо большое количество квалифицированных бизнес-лидеров, и ожидать и рассчитывать только на природный талант бесполезно. Эта потребность подводит к необходимости подготовки и развитию современных лидеров, а также толкает на целенаправленное совершенствование лидерского потенциала индивида. Таким образом, возникает потребность и необходимость в освоении менеджерами практики разных стилей руководства и применении новых теорий лидерства. Более того, нужно помнить, что спрос на талантливых и одаренных лидеров никогда не будет подвержен спаду, наоборот, он востребован всегда, как и в период экономического кризиса, так и во времена экономического подъема. Лидерство, точно также как и управление можно считать в некоторой степени искусством.

С давних времен и по сей день вопрос о лидерстве остается актуальным, так как нынешнее состояние ведение бизнеса трактует свои условия. Но те подходы, которые рассматриваются данной магистерской работы, помогают осознать необходимость в применении новых подходов к лидерству.

Для того чтобы точно и эффективно дать оценку обстановке компании, руководителю необходимо будет определить потенциал своих работников, а также свои возможности, природу потребности задач и качества информации. В любой ситуации лидер всегда должен быть готов к переоценке суждений и если есть необходимость, то быть готовым к возникшим проблемам и изменениям в организации. Относительно большинство руководителей стремятся к активному продвижению на должность с большей ответственностью. Руководитель, который предпочел тот или иной стиль лидерства и твердо его придерживается, может оказаться не в силах результативно руководить в иной ситуации или на более высокой должности. Тот руководитель, который прилагает усилия для эффективной работы не может допустить использования только одного стиля руководства в своей организации. Лидеру необходимо научиться использовать все стили, методы, и типы влияния, которые наиболее подойдут для конкретной ситуации, складывающихся в данной организации.

Тема лидерства для казахстанских компаний имеет большое значение. Функциональные изменения, например, корректировка стратегии или организационной структуры, в большинстве случаев довольно очевидно и легко определимо: динамичные, организационные изменения и инновации. Поэтому предполагаются изменения требований к руководителям на всех уровнях, особенно к среднему и высшему уровню управления.

Цель исследования – рассмотреть современные методы подготовки руководителей топ-менеджмента, а также проанализировать и выявить проблемы в деятельности топ-менеджеров в Республике Казахстан. Разработка мероприятий, направленных на совершенствование деятельности топ-менеджмента, составление предложений по применению на практике лидерских качеств в казахстанских организациях.

В соответствии с поставленными целями, задачами магистерской диссертацией являются:

- изучить особенность подготовки руководителей в казахстанских компаниях

- разработать план мероприятий для усовершенствования работы топ-менеджеров и внести новшества для совершенствования лидерских качеств

- определить особенность современных методов подготовки руководителей

- раскрыть природу понятия лидерства

- изучить и сравнить зарубежный опыт применения лидерских качеств в зарубежных компаниях

- дать оценку современному состоянию и перспектив развития лидерских качеств в казахстанских компаниях

- выявить личностные особенности лидера АОО «КСЖ Nomad Life»

Предметом исследования – является лидерские качества присущие топ-менеджерам современных организаций., личная харизма руководителей и рассмотрение нововведений в определении лидерских качеств.

Объект исследования – современные представления лидерских качеств топ-менеджеров в организациях.

Новизна исследования. В ходе исследования были выделены несколько элементов системы управления организацией, которые представляют наибольший интерес при исследованиях компаний лидерского типа. Также были разработаны предложения, которые можно считать новыми:

- изучены теоретические аспекты раскрывающие сущность и определение понятие лидерства;

- выявлены преимущества и недостатки современных лидерских качеств в организациях;

- обосновано необходимость применения современных подходов к выявлению лидера в организации;

Теоретическая и методологическая основа работы составлена из трудов отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, теории организации, экономической теории и теории лидерства. В работе были использованы различные методы. Для написания первой главы, включающей теоретические аспекты был использован метод анализа литературы, для второй главы экономический и финансовый анализ, для исследования новых подходов к лидерству в третьей главе было использовано тестирование, интервьюирование. Были построены ситуационные модели на основе теоретических аспектов теории Фидлера, Хауза, Стинсона, Херси и Бланшара, Врума, Митчелла, Йеттона-Яго и другие.

Практическая значимость магистерской диссертации. Значимость исследования с практической точки зрения состоит в том, что результаты магистерской работы могут содействовать решению важнейших задач направленных на определение приоритетных направлений формирование лидерских качеств руководителей казахстанских компаний, что будет способствовать повышению эффективности управления предприятиями.

Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Во введении раскрыто актуальность темы магистерской диссертации, сформулирована цель, задачи, объект и предмет исследования, теоретико-методологическая основа. В первой главе магистерской диссертации раскрыты сущность понятия топ- менеджмента в Республике Казахстан, современное видение лидерских качеств в казахстанских компаниях. Вторая глава посвящена развитию лидерских качеств топ-менеджмента в Республике Казахстан, был проведен сравнительный анализ зарубежных лидерских качеств топ-менеджмента с отечественными. В третьей главе были рассмотрены методы по повышению квалификации топ-менеджмента в Республике Казахстан, также были разработаны мероприятия по повышению квалификации лидерских качеств топ-менеджмента, а также были даны рекомендации по эффетивному внедрению нововведений в деятельность топ-менеджмента в казахстанских компаниях. В заключении обобщены основные результаты исследования, сформулированы выводы и предложения для совершенствования лидерских качеств топ-менеджмента в современных организациях.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОП-МЕНЕДЖМЕНТА

Наши рекомендации