Современная национальная правовая система: структура, источники
Понятие «национальная правовая система» – одно из самых обширных по содержанию и включает в себя всю без исключения совокупность правовых явлений и процессов, которые действуют в какой-либо отдельно взятой стране.
В каждой стране работает свое право – своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, которая имеет свою специфику и индивидуальные черты.
Национальная правовая система – это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения. Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты;
Каждая национальная правовая система в чем-то уникальна и неповторима. Вместе с тем каждой из таких семей свойственно то общее, типичное, что дает основание объединить их в единые, родственные, классификационные группы - правовые семьи. По сути, это группы национальных правовых систем, объединенных общностью исторического пути формирования права, своеобразием его источников, системы (строения права), особенностью правовой культуры и др. В этой связи, как отмечалось ранее, назначение понятия правовой семьи состоит в том, что оно отображает сходство или «родство» юридических признаков правовых систем одной классификационной группы.
В настоящее время национальные правовые семьи каждого государства, классифицируются известным французским учёным Рене Давида:
· романо-германская правовая семья,
· англосаксонская правовая семья,
· религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),
· социалистическая правовая семья,
· традиционная правовая семья,
· некоторые другие правовые семьи.
Романо-германская (континентальная) правовая семья. К романо-германской семье относятся правовые системы, возникающие первоначально в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также местных правовых обычаев. Они являются результатом эволюции древнеримского права и приспособления к новым условиям. Основной источник права — нормативный акт.
Романо-германская правовая семья, существовавшая первоначально в странах Европы, затем распространилась на Латинскую Америку, значительную часть Африки, Японию. Распространена в таких странах как Франция, Германия, Австрия, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Исландия, Италия, Португалия, Норвегия, Люксембург, Швеция, Швейцария, Финляндия, государства Латинской Америки, в некоторых странах Африки (бывших колониях Бельгии, Германии, Италии, Испании, Португалии, Франции и др.).
Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.
В числе признаков романо-германской правовой семьи выделяют следующие:
- единая иерархически построенная система источников права, включающих конституционные законы, кодексы, текущие законы и подзаконные акты;
- приоритетное место в системе нормативных правовых актов занимают законы, разрабатываемые и принимаемые высшими представительными органами;
- наличие писанных конституций, которым свойственна особая значимость, особый юридический авторитет;
-в конституциях определяются основы государственного и общественного строя, структура и компетенция государственных органов;
- разработана особая процедура принятия Конституции, существуют специальные органы, призванные ее охранять (например, Конституционный совет во Франции, Конституционный Суд в России и т.д.) и особая процедура ее изменения и отмены;
- наличие и действие (в большинстве стран) гражданских, уголовных, гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных и других кодексов;
- важное значение имеют подзаконные нормативные правовые акты (регламенты, инструкции и др.);
- своеобразное положение обычая, относимого судебной практикой к числу вспомогательных источников права;
- деление права на частные (отрасли и институты, регулирующие отношения частных лиц) и публичные (определяющие конституцию, порядок деятельности государства, отношение государства к индивиду);
- сходность структуры отрасли и правовых институтов, обусловленная существующими традициями, сходством правовых принципов, общим понятийным фондом (единый смысл основных понятий и категорий).
Англосаксонская правовая семья. Эта правая семья развивалась автономно. Связь с европейским континентом не оказала на нее значительного влияния. В основе этой правовой системы — принцип stare decisis (лат. стоять на решённом), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-саксонской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора.
С позиции более конкретного подхода можно назвать следующие признаки данной семьи:
- основным источником права выступает судебный прецедент, сформулированный судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющийся на аналогичные дела;
- большая гибкость норм общего права и меньшая их абстрактность в сравнении с нормами права романо-германских систем;
- степень значимости прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего дело;
- наделение судов общей юрисдикцией, в связи с чем, они рассматриваю разные категории дел: и гражданские, и торговые, и уголовные и др.;
- отсутствие классического деления права на публичное и частное;
- нет ярко выраженного деления права на отрасли;
- вспомогательная роль, в сравнении с судебными прецедентами, статутного права и юридических обычаев.
Мусульманская правовая семья. Мусульманская правовая семья охватывает значительное число государств, исповедующих ислам (Афганистан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия, Турция, Тунис, Алжир, Египет, Иордания и т.д.).
Система мусульманского права отличается ярко выраженной религиозной окраской. Она основана на Коране (священной книге мусульман), Сунне (сборнике преданий о деятельности и высказываниям пророка Мухаммеда), а также на обычаях – адатах. Известно, что нормативные предписания Корана и Сунны сравнительно немногочисленны . Наиболее обстоятельно они регулируют брачно-семейные и наследственные отношения. Существенно то, что большинство положений Корана и Сунны раскрывают принципы, на которых должна строиться повседневная жизнь мусульман.
Источником мусульманского права является также Иджма - сводный комментарий древних правоведов, знатоков ислама, имеющий практическую значимость.
Признаки мусульманской правовой семьи:
- источниками данного права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман;
- весьма тесные переплетения юридических положений с религиозными, философскими, моральными постулатами, а также с местными обычаями в целом образуют единые правила поведения;
- особое значение в системе источников права придается трудам ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники, лежащие в основе конкретных решений;
- отсутствует классическое деление права на частное и публичное (глава следует за главой без логического разграничения законов, которые бы следовало отнести к частному либо к уголовному праву);
- основные отрасли мусульманского права: уголовное право, судебное право и семейное право;
- нормативные правовые акты (законодательство), в сравнении с религиозными источниками имеют вторичное значение;
- судебная практика в собственном смысле (правовой прецедент) не признается источником права;
- юридическая теория и судебная практика основаны на доминировании идеи обязанности с позиции их неукоснительного исполнения, а не право человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонских правовых семьях);
- к судьям, как правило, предъявляются высокие квалификационные требования в плане их религиозно-правовой подготовки;
- судебной практике свойственна простота. Иерархия судов в большинстве мусульманских стран отсутствует. Судья единолично рассматривает дела всех категорий. Исключение составляет Египет, отказавшийся от мусульманских судов.
Правовая система современной России. Каждая страна строит правовую систему, беря во внимание индивидуальные особенности исторического развития. Поэтому правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Среди существующих в современном мире правовых систем, следует выделить правовую систему современной России.
Российское право сходно с романо-германским правом. Это проявляется в основном в кодифицированном характере российского законодательства, в приоритете (доминировании) закона, по сравнению с другими источниками (формами) права.
Европейские правовые идеи (и, соответственно, институты) продолжают «проникать» в правовую систему современной России. Это подтверждает положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы современной России. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст. 15). Известно, что Россия законодательно определила цели постепенного формирования демократического, социального и правового государства.
Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.
Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.
Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Любой акт, противоречащий Конституции, признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён.
В современном российском праве существует строгая иерархия правовых актов по их юридической силе . При этом существует как вертикальное направление, так и горизонтальное.
· Вертикальное — распространение правовых норм от Конституции РФ до актов отдельных ведомств. При этом в вертикальной иерархии законодательство делится на федеральное, то есть применяемое на всей территории России, и региональное, то есть действующее в пределах субъектов РФ.
· Горизонтальное — это акты равной юридической силы, но имеющие силу в определённых обстоятельствах. Например, законодательные акты субъектов РФ имеют равную юридическую силу, но действуют исключительно в пределах своего региона; другая ситуация — когда из двух нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой (например, федеральные законы) один признаётся преобладающим в отдельной сфере государственного регулирования или по отдельным вопросам, при рассмотрении судебных споров, основанных на противоречии правовых норм общего и отраслевого законодательства.
Конституция РФ принята 12 декабря 1993 года по итогам референдума, и закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, на личное достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести
54. Административные правоотношения: понятие, сущность, участники.
Административные правоотношения — это общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления и урегулированы нормами административного права.
Поскольку административные правоотношения являются разновидностью правоотношений, им присущи общие черты последних, в частности:
— они являются волевыми общественными отношениями, то есть право, регулирующее их, влияют на сознание и волю людей, направляет их поведение в соответствии с интересами общества;
— они являются общественными отношениями, урегулированными нормами права. Без права, его норм не было бы правоотношений;
— участники правоотношений наделены субъективными правами и несут юридические обязанности. И первые, и вторые возникают в соответствии с требованиями норм права, определяющими круг субъективных прав и обязанностей;
— правоотношения — это способ конкретизации норм права, поскольку именно в нем права и обязанности всегда привязаны к определенной ситуации, конкретны и принадлежат определенным субъектам;
— правоотношения — это такие общественные отношения, реализация которых обеспечивается возможностью применения административного принуждения.
Структура административных правоотношений включает в себя субъекты, объект и содержание.
Участники: Субъектом административных правоотношений могут быть как физические лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства), так и юридические лица (государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, общественные организации, политические партии, религиозные организации и др.).
Для того, чтобы быть субъектом административных правоотношений, необходимо обладать административной правосубъектностью, то есть административной правоспособностью, административной дееспособностью и административной деликтоспособ-ностью.
Административная правоспособность — это способность лица иметь права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц она наступает с момента регистрации рождения и заканчивается смертью лица. Ее нельзя отнять или передать. В административной науке существует точка зрения относительно того, что лицо может быть временно лишено административной правоспособности (например, в случае административного ареста лицо лишается права свободы передвижения).
Административная дееспособность — это способность лица самостоятельно реализовывать свои права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц выделяют полную, частичную и ограниченную дееспособность. Полная административная дееспособность наступает с 18 лет при условии, что лицо является вменяемым, то есть оно понимает значение своих действий и может ими руководить.
Частичная дееспособность наступает, как правило, с 16 лет, при условии вменяемости данного лица. Однако при этом следует отметить, что ни в одном нормативно-правовом акте не указывается этот возраст. В ряде случаев частичная дееспособность может наступить по достижении младшего возраста (например, школьники).
Административная деликтоспособность — это способность лица нести административную ответственность за свои поступки. Она, по общему правилу, наступает по достижении 16 лет. Одновременно необходимо отметить, что в ряде случаев административная деликтоспособность может наступать в более старшем возрасте (17 лет — для призывников).
Относительно административной правосубъектности юридических лиц следует отметить, что она наступает с момента создания государственного органа или регистрации субъекта предпринимательской деятельности. Ее объем определяется законом, положением, уставом. В отличие от физических лиц административная право- и дееспособность юридических лиц наступает одновременно. Иногда для ее наступления, кроме регистрации, необходимо еще получить разрешение (лицензию) на занятие соответствующей деятельностью.
Объектом административных правоотношений является то, ради чего возникают собственно правоотношения: поведение, воля, сознание, материальные ценности, нематериальные блага и др.
Содержание административных правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности. Субъективные юридические права — это мера дозволенного поведения, которая обеспечивается государством (свобода перемещения, право на государственную службу, право на обращения и др.). Юридические обязанности — мера необходимого поведения, обеспечивающаяся государством. При этом, в одних случаях лицо должно воздержаться от совершения некоторых действий (мелкого хулиганства, невыполнения своих обязанностей, нарушения дисциплины); в других, наоборот, совершить их (получить разрешение на занятие определенным видом деятельности, своевременно рассмотреть обращение и др.).
Основанием для возникновения административных правоотношений выступают юридические факты, то есть такие жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает их возникновение, изменение и прекращение. Такие факты являются юридическими, потому что, во-первых, на их наличие указывает норма права (гипотеза), во-вторых, с наступлением этих фактов закон связывает наступление определенных юридических последствий: возникновение, изменение, прекращение.
По последствиям все юридические факты делятся на правооб-разующие, правоизменяющие, правопрекращающие. По волевому признаку они делятся на события и действия. События — это такие юридические факты, которые не зависят от воли субъектов правоотношений (смерть человека, стихийное явление, истечение срока давности и др.). Действия, в отличие от событий, зависят от воли и сознания человека, поскольку они осуществляются им с определенной целью.