Понятие и виды рекламы, требования к рекламе

Понятие рекламы и ее разновидности. С углублением рыночных отношений и изменением в этой связи условий продвижения товаров, работ и услуг к потребителям значительно повысилась роль сведений об этих товарах, работах, услугах и их производителях. В дореформенный период проблемы убеждения потребителей в необходимости сделать тот или иной выбор конкретного товара не существовало, сегодня же популяризация производимой продукции посредством информирования ее потенциальных потребителей выступает одним из важнейших элементов, обеспечивающих связь между производством и потреблением. Содержательно сжатые и эмоционально окрашенные сведения, отражающие наиболее существенные характеристики товаров, работ и услуг, оказывают на потребителя эмоционально-психическое воздействие и побуждают его сделать свой выбор. Эти сведения, подаваемые с необходимой степенью убедительности и служащие для привлечения внимания потребителей к тому или иному объекту, предназначенному для потребления, и будут являться рекламой. Соответственно, действия по продуцированию таких сведений и их распространению надлежит рассматривать в качестве рекламной деятельности.

Базовым нормативно-правовым актом, регулирующим сферу общественных отношений, возникающих по поводу производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг является Федеральный закон «О рекламе», который в качестве основных целей провозглашает защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение.

Помимо названного Закона отношения по поводу рекламы могут регулироваться принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами.

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Согласно ст.2 названного Закона под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Из этого определения следует ряд признаков, присущих рекламе.

I. Реклама идентифицируется в качестве специфической информации, обладающей целевым характером доводимых с ее помощью знаний. Целевой характер рекламной информации не позволяет рассматривать любую информацию в качестве рекламы. В то же время любая реклама является информацией.

II. Рекламная информация должна содержать определенный набор сведений, т.е. ей присущ признак определенности. Законодатель закрепляет этот набор сведений как информацию о лицах, товарах, идеях и начинаниях. При этом к рекламной информации не относятся объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

III. Рекламная информация должна предназначаться неопределенному кругу лиц, и ее следует рассматривать как приглашение делать оферту. Предназначение рекламной информации для неопределенного круга лиц, а не для любого и каждого исключает возможность ее отнесения к публичной оферте (п.2 ст.437 ГК РФ), ибо в последнем случае первый, кто отзовется, акцептует публичную оферту и тем самым снимает ее.

IV. Рекламная информация должна формировать или поддерживать интерес к конкретным лицам, товарам, идеям и начинаниям, т.е. активно воздейств-ть на потребителей, ориентируя их на рынках товаров, работ и услуг.

Следует различать два основных вида рекламы: надлежащую рекламу и рекламу ненадлежащую.

Надлежащей рекламой является реклама, которая по содержанию, времени, месту и способу распространения соответствует требованиям, установленным законодательством РФ.

Ненадлежащей рекламой считается реклама, которая по содержанию, времени, месту и способу распространения не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ, и не допускается. Ненадлежащая реклама, в свою очередь, подразделяется на недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную и скрытую рекламу.

Недобросовестной является реклама, которая:

- дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;

- содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а так же содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов);

- вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у

них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении товаров, их характеристик, результатов интеллектуальной деятельности, результатов исследований и испытаний, статистических данных, ссылок, гарантийных обязательств.

Наши рекомендации