Неценовые детерминанты предложения
К наиболее значимымнеценовым детерминантам предложения относятся:
1. Издержки производства, в свою очередь, определяемые
· ценой на ресурсы (чем выше цена на ресурсы, тем выше издержки, и тем меньше предложение данного товара),
· величиной налогов (чем выше уровень налогообложения производителей, тем выше их издержки, и тем меньше предложение) и т.д.;
· технологией производства (любое технологическое усовершенствование ведет в конечном счете к сокращению издержек производства и к росту предложения);
2. Экономические ожидания производителей (как правило, благоприятные экономические ожидания могут стимулировать инвестиции в производство и, как следствие, привести к росту предложения. Вместе с тем, ожидания роста цен (так наз. инфляционные ожидания) неоднозначно воздействуют на предложение). Более подробно - в разделе "Макроэкономика".
3. Количество производителей.
При прочих равных условиях, чем большее число фирм производит некоторый продукт, тем больше его рыночное предложение. Более подробно - в теме "Совершенная и несовершенная конкуренция”.
4. Цены на сопряженных рынках:
• цены на товары-конкуренты в производстве (рост цен на экологически чистую продукцию может стимулировать фермера сократить предложение продуктов, выращенных при помощи "химии");
• цены на товары, производимые "совместно" с рассматриваемым товаром (так, рост цены на нефть может вызвать рост предложения нефтепродуктов).
Контрольные вопросы
1. Кривая рыночного спроса показывает :
а) как снижается потребление блага при сокращении дохода покупателя;
б) как повышается потребление блага при росте его цены;
в) определенное количество данного блага, которое потребитель хотел бы иметь;
г) как снижается потребление блага при росте его цены;
д) как сокращается потребление блага при снижении его цены.
2. Кривая предложения отражает зависимость между:
а) величиной издержек производства и ценой товара;
б) ростом населения и объемом предложения;
в) объемом производства данного товара и его ценой;
г) величиной издержек производства и объемом предложения;
д) объемом производства данного товара и количеством используемых ресурсов.
3. На каком рисунке может быть изображен закон спроса, если по горизонтальной оси откладывать количество товаров и услуг, а по вертикальной оси - рыночные цены?
Рис.11.
а) на рисунке 11а
б) на рисунке 11б
в) на рисунке 11в
г) подходит любой график, т.к. кривая спроса может иметь разнообразный вид ;
д) ни один график не подходит, т.к. не учтены товары Гиффена.
4. Товары А и В являются дополняющими. Увеличение рыночной цены на товар А при прочих равных условиях вызовет :
а) снижение цены товара В, но увеличение объема его продаж;
б) увеличение рыночного спроса на товар В;
в) смещение кривой спроса на товар В влево;
г) смещение кривой спроса на товар В вправо;
д) увеличение цены на товар В и снижение объема его продаж.
5. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар Х?
а) увеличением рыночного предложения товара Х ;
б) сокращением цены товара Х и, как следствие, увеличением объема его продаж;
в) инфляционными ожиданиями потребителей вызвали повышенный интерес к данному товару;
г) повышением издержек производства товара Х;
д) сокращением налога с прибыли .
6. Сокращение предложения товара при прочих равных условиях ведет к увеличению :
а) спроса на взаимодополняющие товары ;
б) дохода фирмы, если спрос на товар является эластичным по цене;
в) спроса на данный товар;
г) спроса на взаимозаменяющие товары ;
д) дохода фирмы, если товар характеризуется единичной эластичностью спроса.
7. Перемещение точки рыночной конъюнктуры из положения А в положение В (рис. 12) не может быть объяснено:
Рис.12 Кривая спроса
а) благоприятными экономическими ожиданиями производителей;
б) понижением цен на товар-заменитель ;
в) понижением цен на ресурсы, требующиеся для производства данного товара ;
г) улучшением технологии производства данного товара ;
д) снижением налогообложения производителей.
8. Перемещение точки рыночной конъюнктуры из положения А в положение С (рис. 12) может быть объяснено:
а) улучшением качества товара;
б) сокращением рыночной цены на товар ;
в) увеличением рыночной цены на товар ;
г) сокращением налогов на прибыль фирмы ;
д) ростом доходов населения в случае относительно худшего товара .
9. Сахар дополняет кофе, но заменяет фруктозу. Удорожание сахара может привести при прочих равных условиях к:
а) сокращению, спроса на кофе и фруктозу;
б) понижение цен на кофе и фруктозу;
в) некоторому понижению спроса на кофе и повышению спроса на фруктозу;
г) повышению цен на кофе и повышению спроса на фруктозу ;
д) нет правильного ответа .
10. Среди следующих утверждений одно является правильным. Укажите его:
а) закон спроса носит универсальный характер и не имеет исключений;
б) инфляционные ожидания могут вызвать рост спроса вслед за ростом цен, что является одним из исключений из закона спроса;
в) случай товаров Гиффена является единственным исключением из закона предложения ;
г) случай товаров Гиффена является единственным исключением из закона спроса ;
д) возрастающая кривая предложения отражает универсальный закон предложения .