Неценовые детерминанты предложения

К наиболее значимымнеценовым детерминантам предложения относятся:

1. Издержки производства, в свою очередь, определяемые

· ценой на ресурсы (чем выше цена на ресурсы, тем выше издержки, и тем меньше предложение данного товара),

· величиной налогов (чем выше уровень налогообложения производителей, тем выше их издержки, и тем меньше предложение) и т.д.;

· технологией производства (любое технологическое усовершенствование ведет в конечном счете к сокращению издержек производства и к росту предложения);

2. Экономические ожидания производителей (как правило, благоприятные экономические ожидания могут стимулировать инвестиции в производство и, как следствие, привести к росту предложения. Вместе с тем, ожидания роста цен (так наз. инфляционные ожидания) неоднозначно воздействуют на предложение). Более подробно - в разделе "Макроэкономика".

3. Количество производителей.

При прочих равных условиях, чем большее число фирм производит некоторый продукт, тем больше его рыночное предложение. Более подробно - в теме "Совершенная и несовершенная конкуренция”.

4. Цены на сопряженных рынках:

• цены на товары-конкуренты в производстве (рост цен на экологически чистую продукцию может стимулировать фермера сократить предложение продуктов, выращенных при помощи "химии");

• цены на товары, производимые "совместно" с рассматриваемым товаром (так, рост цены на нефть может вызвать рост предложения нефтепродуктов).

Контрольные вопросы

1. Кривая рыночного спроса показывает :

а) как снижается потребление блага при сокращении дохода покупателя;

б) как повышается потребление блага при росте его цены;

в) определенное количество данного блага, которое потребитель хотел бы иметь;

г) как снижается потребление блага при росте его цены;

д) как сокращается потребление блага при снижении его цены.

2. Кривая предложения отражает зависимость между:

а) величиной издержек производства и ценой товара;

б) ростом населения и объемом предложения;

в) объемом производства данного товара и его ценой;

г) величиной издержек производства и объемом предложения;

д) объемом производства данного товара и количеством используемых ресурсов.

3. На каком рисунке может быть изображен закон спроса, если по горизонтальной оси откладывать количество товаров и услуг, а по вертикальной оси - рыночные цены?

неценовые детерминанты предложения - student2.ru
Рис.11.

а) на рисунке 11а

б) на рисунке 11б

в) на рисунке 11в

г) подходит любой график, т.к. кривая спроса может иметь разнообразный вид ;

д) ни один график не подходит, т.к. не учтены товары Гиффена.

4. Товары А и В являются дополняющими. Увеличение рыночной цены на товар А при прочих равных условиях вызовет :

а) снижение цены товара В, но увеличение объема его продаж;

б) увеличение рыночного спроса на товар В;

в) смещение кривой спроса на товар В влево;

г) смещение кривой спроса на товар В вправо;

д) увеличение цены на товар В и снижение объема его продаж.

5. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар Х?

а) увеличением рыночного предложения товара Х ;

б) сокращением цены товара Х и, как следствие, увеличением объема его продаж;

в) инфляционными ожиданиями потребителей вызвали повышенный интерес к данному товару;

г) повышением издержек производства товара Х;

д) сокращением налога с прибыли .

6. Сокращение предложения товара при прочих равных условиях ведет к увеличению :

а) спроса на взаимодополняющие товары ;

б) дохода фирмы, если спрос на товар является эластичным по цене;

в) спроса на данный товар;

г) спроса на взаимозаменяющие товары ;

д) дохода фирмы, если товар характеризуется единичной эластичностью спроса.

7. Перемещение точки рыночной конъюнктуры из положения А в положение В (рис. 12) не может быть объяснено:

неценовые детерминанты предложения - student2.ru

Рис.12 Кривая спроса

а) благоприятными экономическими ожиданиями производителей;

б) понижением цен на товар-заменитель ;

в) понижением цен на ресурсы, требующиеся для производства данного товара ;

г) улучшением технологии производства данного товара ;

д) снижением налогообложения производителей.

8. Перемещение точки рыночной конъюнктуры из положения А в положение С (рис. 12) может быть объяснено:

а) улучшением качества товара;

б) сокращением рыночной цены на товар ;

в) увеличением рыночной цены на товар ;

г) сокращением налогов на прибыль фирмы ;

д) ростом доходов населения в случае относительно худшего товара .

9. Сахар дополняет кофе, но заменяет фруктозу. Удорожание сахара может привести при прочих равных условиях к:

а) сокращению, спроса на кофе и фруктозу;

б) понижение цен на кофе и фруктозу;

в) некоторому понижению спроса на кофе и повышению спроса на фруктозу;

г) повышению цен на кофе и повышению спроса на фруктозу ;

д) нет правильного ответа .

10. Среди следующих утверждений одно является правильным. Укажите его:

а) закон спроса носит универсальный характер и не имеет исключений;

б) инфляционные ожидания могут вызвать рост спроса вслед за ростом цен, что является одним из исключений из закона спроса;

в) случай товаров Гиффена является единственным исключением из закона предложения ;

г) случай товаров Гиффена является единственным исключением из закона спроса ;

д) возрастающая кривая предложения отражает универсальный закон предложения .

Наши рекомендации