Статистика занятости и безработицы
4.1. Задачи статистики занятости.
4.2. Уровни занятости и безработицы.
4.3. Трудоустройство населения.
4.4. Состав безработных и занятых.
4.1. Задачи статистики занятости.
Занятость — одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение не беспредельно для обеспечения экономической и социальной стабильности общества. Поэтому в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически. Статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении социальной защиты населения, организации своевременной профессиональной подготовки и переподготовке кадров.
Перед статистикой занятости и безработицы стоят следующие задачи:
- сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы;
- измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;
- изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;
- изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;
- измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.
Выполнение этих задач создает условия для измерения предложения рабочей силы и ее фактического использования. Источниками информации для этого служат данные текущей отчетности по труду и балансы трудовых ресурсов, данные служб занятости, материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости.
4.2. Уровни занятости и безработицы.
Под экономически активным населением (рабочей силой) подразумевается часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных, например: к концу 2004 г. она составила в России 73,4 млн. человек.
Коэффициент экономической активности населения определяется как соотношение между численностью экономически активного населения и численностью всего населения страны:
,
где Sакt — численность экономически активного населения на определенную дату t;
St — численность всего населения на дату t.
Для каждой возрастной группы характерен свой уровень экономической активности.
К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
- выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доходработу (самостоятельно или у отдельных граждан);
- временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, по случаю отпуска и другим причинам;
- выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
- не имели работы (доходного занятия);
- занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела;
- были готовы приступить к работе.
Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода или в среднемза год:
, ,
где Sбезt — численность безработных на дату t,
Sзанt — численность занятых на дату t,
Saкt— численность экономически активного населения на дату t.
Экономически не активное население в трудоспособном возрасте не входит в состав рабочей силы. К нему относятся:
- учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;
- лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т. п.;
- лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но они могут и готовы работать,
- лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода.
Данные об экономически неактивном населении разрабатываются по полу, возрасту, уровню образования. Информация об этой категории важна, так как происходит постоянный переход из одного состояния в другое.
Принято отличать фактическую безработицу, рассчитанную по методологии МОТ на основе выборочных обследований, от официально зарегистрированнойв органах Государственной службы занятости РФ. Так, к концу 2004 г., были признаны безработными по методологии МОТ 6,1 млн. человек, а официально зарегистрировано лиц, получавших статус безработного в соответствии с Законом РФ «О занятости населения», лишь 1,9 млн. человек, или 2,6 % численности экономически активного населения.
В службах занятости среди граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве, выделяются три группы:
1) работающие, но желающие переменить место работы или трудиться по совместительству в свободное от основной работы время;
2) студенты, учащиеся общеобразовательных школ и других учебных заведений, желающие работать в свободное от учебы время;
3) не занятые на момент обращения с просьбой о трудоустройстве.
Для регулирования в регионе уровня безработицы наибольший интерес представляет третья группа граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве. Большая часть из них учитывается как официально признанные законодательным путем безработные.
Для расчета численности безработных в периоды между двумя обследованиями применяется интерполяция соотношения численности безработных, полученной по данным обследования, и численности незанятого населения, учтенной в службе занятости на соответствующую дату. Методика подобных расчетов может быть разной в зависимости от принятой концепции интерполяции.
4.3. Трудоустройство населения.
Для оценки ситуациина рынке труда прежде всего определяется численность зарегистрированных Государственной службой занятости РФ граждан, не занятых трудовой деятельностью. Хотя при прогнозировании состояния рынка труда важна информация и о численности граждан, занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы, опасающихся возможного сокращения на своих предприятиях, а потому и обратившихся за помощью в трудоустройстве.
Статистика изучает не только численность, но и структуру обратившихся в Государственную службу занятости РФ за помощью в трудоустройстве по следующим категориям:
• занятые трудовой деятельностью;
• учащиеся;
• не занятые трудовой деятельностью,
• пенсионеры.
С ростом экономической нестабильности в обществе может возрастать доля лиц, занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы. Соответственно может возрастать и доля пенсионеров, желающихна ниве труда улучшить свое материальное положение.
Статистика изучает состав населения, ищущего работу и обратившегося в службу занятости по полу, возрасту и образованию.
Как результат деятельности службы занятости определяется численность трудоустроенных ее органами граждан в общей численности обратившихся. Информация о нуждающихся в работе предусматривается в разрезе отраслей и секторов экономики. Это позволяет изучать предложения рабочей силы: межотраслевое и межсекторное.
Среди секторов экономики выделяются: государственные и муниципальные предприятия и организации, общественные организации и фонды, совместные предприятия, частные предприятия, предприятия смешанной формы собственности.
Распределения трудоустроенных и обратившихся за помощью по трудоустройству по отраслям экономики позволяют видеть, в какой мере пополнение кадров идет за счет преимущественно внутриотраслевого притока рабочей силы и за счет межотраслевого движения кадров. Связанные с развитием рыночных отношений структурные преобразования в экономике ведут к изменению спроса и предложения на рабочую силу не только в отраслевом разрезе, но и по секторам экономики.
Статистика изучает продолжительность поиска работы. На основании общей продолжительности трудоустройства граждан (человеко-дней) определяется средняя продолжительность трудоустройства граждан за год:
Средняя продолжительность трудоустройства граждан (дней) | = | Общая продолжительность трудоустройства граждан за год (человеко-дней) |
Общее число трудоустроенных граждан в отчетном году |
Интенсивность спроса на рабочую силу может быть оценена через число обращений по вопросам трудоустройства на 1000 человек трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, т.е.:
Уровень обращаемости населения в органы службы занятости | = | Численность обратившихся за трудоустройством граждан за год | ∙1000 |
Средняя численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте |
В настоящее время по регионам России определяется нагрузка незанятого населения на одну вакансию:
Нагрузка незанятого населения на одну вакансию | = | Численность незанятых, обратившихся в службы занятости на конец периода |
Число вакансий на конец периода |
4.4. Состав безработных и занятых.
Социальный состав безработных средствами статистики получают при анализе данных выборочного обследования по проблемам занятости и от органов службы занятости. На основании распределения безработных можно приближенно определить среднюю продолжительность безработицы как среднюю арифметическую взвешенную:
где — время отсутствия работы в i-й группе;
— численность безработных i-й группы.
Отраслевой состав занятых рассматривается как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. С этой целью общая численность занятых в экономике принимается за 100% и определяется удельный вес численности занятых в соответствующих отраслях.
Статус в занятости определяется как для занятых, так и для безработных (по их предыдущей занятости) на основе Международной классификации статуса занятых (МКСЗ), принятой в 1993 году, чтобы знать социальное положение индивидуума в обществе.
Классификация по статусу в занятости включает группы:
1.Наемные работники — лица, выполняющие работу по найму, которые заключали письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителем предприятия, за которую они получают оговоренную при найме плату. Наемные работники распределяются по длительности найма на работу на постоянных работников, временных работников, сезонных работников, работников, нанятых на случайные работы. Наемных работников по социальному составу подразделяют на:
• рабочих, занятых непосредственно в процессе создания материальных ценностей, а также производящих ремонтные работы, перемещение грузов, пассажиров, оказание материальных услуг;
• служащих,к которым относят на основе Общероссийского классификатора профессий, должностей, тарифных разрядов (ОКПДТР):
- руководителей — занимающих должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (главы администраций, министры, директора, начальники, управляющие, менеджеры);
- специалистов — занятых инженерно-техническими, экономическими, агрономическими работами (бухгалтеры, диспетчеры, инженеры, механики, врачи, учителя, экономисты);
- других служащих — лиц, подготавливающих и оформляющих документы, осуществляющих учет, контроль, хозяйственное обслуживание (агенты, коменданты, архивариусы, дежурные, делопроизводители, стенографистки, кассиры, секретари-машинистки, смотрители, статистики, табельщики, учетчики, чертежники).
2.Работодатели — лица, постоянно работающие на собственном частном (семейном) предприятии, и лица, занимающиеся профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников. На семейном предприятии управленческие функции работодатель может осуществлять самостоятельно или делегировать их наемному управляющему.
3.Лица, работающие на индивидуальной основе — лица, самостоятельно либо с одним или несколькими партнерами осуществляющие деятельность, приносящую доход, и не использующие труд наемных работников на постоянной основе.
4.Неоплачиваемые работники семейных предприятий — лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник.
5.Члены коллективных предприятий — лица, работающие на коллективных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников этого предприятия, имеющие равные с другими членами права при решении вопросов производства, сбыта и при распределении дохода предприятия между его членами.
6.Лица, не поддающиеся классификации по статусу в занятости — лица, имеющаяся информация о которых недостаточна для того, чтобы отнести их к одной из перечисленных категорий.
Основным критерием при определении статуса в занятости служит степень экономического риска, элементом которой является вид взаимоотношения лица, наделенного полномочиями, с другими работниками или предприятиями.
Выделяют следующие виды работ:
• По найму, когда заключается трудовой договор, гарантирующий лицу, выполняющему работу по найму, вознаграждение, прямо не зависящее от дохода предприятия. При этом основные фонды и активы являются собственностью других лиц.
• На собственном предприятии, когда вознаграждение прямо зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг. Занятые принимают управленческие решения или делегируют их принятие другим лицам, сохраняя за собой ответственность за деятельность предприятия.
К самозанятому населению относятся: работодатели, лица, работающие на индивидуальной основе, члены коллективных предприятий и неоплачиваемые работники семейных предприятий.
Все работающие в зависимости от вида исполняемой работы и уровня квалификации распределяются при изучении состава занятых по видам занятий в соответствии с Общероссийским классификатором занятости (ОКЗ).
В связи с наличием потенциальной безработицы статистика учитывает первичную и вторичную занятость.