Виды заголовков и правила их оформления
Заголовок – это краткая формулировка, отражающая суть разделов и структурных частей. К заголовкам относятся все структурные единицы курсовой работы от Введения до раздела Приложений.
• при написании использовать только заглавные буквы: ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• размещение строго по центру
• точка в конце не ставится (исключение: заголовок более одного предложения)
• заголовок структурных единиц начинают с новой страницы
• заголовки не переносят
Достаточно удобно для оформления заголовков использовать стили в MS Word. Не стоит использовать более трех стилей, иначе работа будет пестреть шрифтами разных размеров и форм.
Рекомендуется оформлять заголовки таким образом:
1. Основная часть, во всем тексте используем Основной стиль
2. Главы и разделы – Заголовок 1
3. Более мелкие структурные единицы (параграфы, подразделы, пункты) – Заголовок 2
При оформлении заголовков таких структурных единиц как параграф, пункт, подпункт стоит отметить, что необходимо соблюдать абзацный отступ, название пишут с прописной буквы, точки и подчеркивания неуместны.
Введение
Во введениинеобходимо обосновать выбор темы, охарактеризовать современное состояние изучаемой проблемы, ее актуальность, практическую и теоретическую значимость, степень разработанности данной проблемы в России и за рубежом. Важно в этой части работы сформулировать цели и задачи исследования, определить объект и предмет исследования, основные проблемы рассматриваемой темы, обосновать структуру и логику изложения материала, охарактеризовать информационную базу, отметить ограничения темы и другие особенности работы, теоретическую и практическую значимость.
Введение не должно превышать 3-4 страниц общего объема работы.
В зависимости от темы курсовой работы и ее жанра во введении отмечаются следующие аспекты:
- актуальность
- предмет исследования
- объект исследования
- цель исследования
- задачи исследования
- методы исследования
- теоретическая и практическая основа
- теоретическую и практическую значимость
Название темы исследования должно нести в себе элемент новизны. Название не должно быть ни публицистичным, ни информативным. В нем должны быть отражены: проблема, объект и предмет исследования. В названии темы лучше не употреблять слова «проблема», «роль», «посредством». Желательно избегать союза «и» или запятых.
Актуальность темы предполагает вычленение научной и практической значимости избранной темы.
Анализ литературы по проблеме требует установления круга основных и смежных публикаций по теме исследования и их краткое описание.
Любое научное исследование начинается с определения (постановки) проблемы: теоретического или практического вопроса, ответ на который вам не известен и на который нужно ответить.
Определение объекта и предметаисследования – довольно сложная задача даже для опытного исследователя. Следует помнить, что объект и предмет исследования – это не равнозначные понятия. Объект – это та объективная сфера социальной реальности, которая существует независимо от нас и на которую направлено внимание исследователя. Объект – это «актуальное поле исследования» в котором и должен разобраться исследователь. Предмет – это тот специфический угол зрения, под которым мы рассматриваем изучаемый объект. Предмет – это совокупность эмпирических описаний, дающих нам возможное видение объекта. Предмет – это то, относительно чего мы хотим получить новое знание. Предмет должен быть отражён уже в самой теме исследования. Предмет – это некая идеальная модель объекта. Итак, если объект исследования отвечает на вопрос: «что рассматриваем?», то предмет исследования отвечает на вопрос: «как рассматривается объект?», «какие новые отношения свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование?».
Цель исследования. Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? Цель исследования может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования.
Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Обычно формулируются три-четыре задачи, выдвижение и решение которых позволяет добиться поставленной цели.
Введениедолжно быть логически последовательным. Так, например, необходимо показать, что объект и предмет и цель вашего исследовательского интереса вытекает из актуальности темы, задачи соответствуют поставленной цели, а методы – решению задач. Цель исследования – это конечный результат вашей работы. В заключении курсовой работы обязательно указывается, что цель исследования достигнута.
Рекомендуется, чтобы цель в работе была только одна, но четко сформулированная. Цель работы – это решенная проблема, которая заявлена в теме вашей курсовой работы. Например:
Тема работы: «Проблема сотрудничества в сфере окружающей среды между некоммерческими организациями и бизнес-структурами». В таком случае, актуальность работы может быть сформулирована следующим образом:
«Средства массовой информации, нередко принадлежащие бизнес-структурам, последнее время проявляют высокий интерес к вопросам окружающей среды, и бесконтрольно тиражируют их в прессе как сенсационный материал без привлечения квалифицированных специалистов в сфере окружающей среды. Получатель информации, читатель, остается в заблуждении, потому что в СМИ нет действительно объективной, научно обоснованной, правдивой информации об этих явлениях. Зачастую научные объективные данные искажаются в угоду фирмам, производящим экологически опасную продукцию, более того, создаются наукообразные мистификации, которые нередко проводятся в интересах крупных политических субъектов и задевают национальные интересы. В настоящее время вопрос гармонизации отношений между человеком и окружающей средой занимает очень важное место в информационном поле. Необходимо посредством связей с общественностью наладить конструктивный диалог между НКО и бизнес-структурами, показать взаимную выгоду от такого сотрудничества. Этими обстоятельствами подтверждается актуальность нашего исследования (проекта)».
Исходя из актуальности темы, объектом исследования является столкновение интересов некоммерческих организаций и бизнес-структур на предмет анализа их причин.
Теперь сформулируем цель. Если проблема состоит в том, что сотрудничества между указанными субъектами нет, то цель работы – выработать пути для его достижения. В таком случае, цель может быть сформулирована так:
«Создать коммуникационную стратегию между некоммерческими организациями (НКО) и бизнес-структурами на предмет долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества в сфере экологии и окружающей среды».
Исходя из заявленной цели, необходимо сформулировать задачи исследования. Причем формулировка задач должна примерно соответствовать названиям глав, параграфов или пунктам параграфов вашей курсовой работы. Большого количества задач в курсовой работе ставить не следует. Они примерно должны соответствовать количеству глав и параграфов. Например:
Для достижения цели работы необходимо последовательно решить следующие задачи:
- описать цели НКО и бизнес-организаций и выявить их различие
- проанализировать причины различия в целях
-предложить коммуникационную программу для налаживания гармоничных отношений между НКО и бизнес-структурами.
Исследование, не подкрепленное научными методами – это неподтвержденные гипотезы, догадки, которые не являются научно обоснованными, достоверными, поэтому подобная работа не может быть высоко оценена. Важнейшей частью структуры введения является указание на избранный вами метод научного исследования. Методика исследования должна соответствовать формулировке задач исследования и их масштабам. Так, например, если мы исследуем информационное поле СМИ по проблемам расхождения интересов НКО и бизнес-структур, то, конечно, в качестве научных методов следует указать:
- сплошная выборка материалов по теме окружающей среды из СМИ;
- контент-анализ собранных материалов;
- сравнительный анализ;
- исторический анализ и т.д.
Сплошная выборка материалов из текстов СМИ тоже требует научного подхода. Такой подход называется наблюдением. Наблюдение, описание, интерпретация явлений и фактов – это общенаучные методы исследования, которые тоже необходимо указать в вашей работе.
Та часть введения, в котором необходимо указать материал для анализа, сводится к описанию конкретных СМИ (пресса, радио, ТВ, Интернет) и указанию на временной период, который берется для исследования.
Не следует путать проблему исследования с темой исследования. Эти понятия не тождественны. Тема исследования определяет его предмет, но не описывает той специфической проблемы, которую собирается раскрыть в ней автор. Например, курсовая работа, названная «Современная реформа местного самоуправления в Российской Федерации» (тема), может быть построен вокруг любого числа, причем самых разных проблем, составляющих обширную и комплексную проблематику реформирования местной власти. Такими проблемами могут быть: разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами МСУ, анализ нормативно-правовых актов по реформированию МСУ, суть и последствия реформирования системы местной власти, влияние этого реформирования на эффективность формирования и функционирования органов МСУ и т.п.
В разделе, касающемся проблемы исследования, желательно, чтобы были раскрыты следующие взаимосвязанные положения:
- характер и суть исследуемой проблемы,
- хронологические рамки и границы исследования,
- общий контекст, в рамках которого лежит исследуемая проблема.
Ясная постановка проблемы исследования в самом начале курсовой работы подготавливает читающего к лучшему пониманию и восприятию всей последующей информации.
Фиксация границ исследования проблемы и указание на его хронологические рамки позволяет сосредоточиться на главном и оградить исследователя от упреков относительно игнорирования вопросов, которые остались за очерченными границами его работы.
Сжатая обрисовка социально-экономического, политического или исторического контекста, фона (в зависимости от специфики избранной проблемы), на котором протекают избранные для исследования процессы, дает возможность подчеркнуть важность предложенной урсовой темы.
Желательно отметить (или быть готовым к соответствующему вопросу), какова предполагаемая научная значимость курсовой работы. Если она строится на проблеме уже в достаточно степени разработанной в научной литературе, то необходимо, обоснование, почему она все же нуждается в дальнейшем изучении. Если же тема новаторская, должно содержаться разъяснение, насколько она поддается изучению, анализу, вызрела ли она для научного осмысления и почему заслуживает особого внимания.
Во введении может быть представлено (если это не предусмотрено в теоретической главе) краткое описание степени разработанности, изученности избранной темы исследования, т.е. дается выборочный обзор научной литературы, непосредственно относящейся к заявленной теме курсовой работы. Здесь автор излагает собственную оценку суммы знаний по данной проблематике, которой на сегодня располагает наука.
Основная часть
Это собственно исследовательские и «практические» (прикладные) главы, которые должны иметь название; в них излагаются ход и результаты исследования, делаются выводы по результатам научных проблем. Как правило, курсовая работа включает 2-3 главы.
Основная часть. В этой части работы подробно раскрывается содержание вопросов темы. Она делится на теоретическую и практическую (экспериментальную). Каждая из них должна состоять из глав, которые подразделяются на параграфы.
В теоретической части на основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к решению, излагается собственная позиция автора. Практическая часть носит аналитический характер. В ней дается анализ изучаемой проблемы на примере конкретных регионов, предприятий (организаций) и т.д.
При оформлении научно-справочного аппарата требуется выдерживать единообразие сносок (ссылок). Название книг дается по титульному листу. В ссылках на материалы периодических изданий снимаются кавычки в их названиях. Ссылки обозначаются номерами, которые указываются под чертой в нижней части страницы (в подстрочнике). Примеры ссылок представлены в Приложении 2.
Во всех случаях строго обязательно: при прямом цитировании, изложении авторских взглядов и мнений, использовании статистических данных, результатов социологических исследований и т. д. в подстрочнике, равно как и в списке литературы, необходимо указывать автора, цитируемую работу, год и место её издания, издательство, общее количество страниц (в списке литературы) или конкретные номера цитируемых страниц (в подстрочной библиографии).
При цитировании должна быть обеспечена гарантия неизменности передачи смысла источника. Цитата должна слово в слово, буква в букву, в знак препинания следовать источнику. Однако из этого есть несколько исключений: можно опустить одно или несколько слов или предложений, если мысль автора цитаты не искажается. Такое цитирование имеет отточия на местах пропущенных слов; выделяются в кавычках главные слова, но в конце ставится многоточие; изменяется падеж слов в цитате, когда цитируются слова или словосочетания, цитаты, начинающиеся со строчной буквы, если первые слова стоят в начале предложения и некоторые другие.
Если сокращения применены в основном потоке подаваемой информации, то важно знать, что сокращения типа и др. и т.п., и пр., в середине фразы использовать не рекомендуется.
В содержательной части работы раскрываются выдвинутые теоретические и практические положения, рассматриваются имеющиеся точки зрения различных авторов по данной проблеме, излагается и обосновывается позиция автора по данному вопросу; анализируются особенности решения данной проблемы на практике, обосновываются тенденции развития; даются прогнозные оценки.
При написании курсовой необходимо соблюдать четкость построения и логическую последовательность изложения материала. Формулировки должны быть краткими, четкими и конкретными, аргументация – убедительной. Ведя полемику, следует приводить различные точки зрения в виде цитат, подтверждающих ту или иную позицию. Полемика должна быть уважительной и корректной.
Каждая глава должна соответствовать общей цели работы и соответствующей задаче, которые определены автором во введении. Между главами должна быть логическая связь. Главы могут подразделяться на параграфы и пункты. В конце каждой главы даются краткие выводы по ней.
Для того, чтобы показать состояние, динамику и тенденции развития, необходимо подобрать соответствующий статистический материал.
Используя цифровые данные, целесообразно обработать и свести их в таблицы, диаграммы или другие виды представления информации. Таблицы, графики, диаграммы являются важной частью работы, поэтому желательно помещать их в текст, делая соответствующие комментарии и выводы. Наиболее громоздкие из них, но важные для раскрытия содержания работы, следует размещать в Приложении.
Основными источниками статистических материалов являются статистические сборники, обзоры, периодические издания, материалы официальной отчетности организаций, соответствующие официальные сайты в сети Интернет, фактические данные организаций (предприятий). Обязательно указывается источник первичной статистической информации, дается его полная аннотация с указанием года издания, страницы и т.п..
В работе могут быть приведены примеры, отражающие особенности применения различных методов расчета и методик определения показателей. При написании курсовых работ по тематике, связанной с анализом и аудитом, исследуются вопросы их организации и методики проведения.
Первая глава курсовой работы посвящается теоретическим вопросам избранной темы. Каждая глава должна иметь соответствующее проблеме название. Недопустимо называть главу «Теоретическая часть исследования» - и все. В теоретической главе важно описать имеющиеся различные точки зрения на проблему, заявленную в исследовании. Собственный научный подход, который разделяет автор курсовой работы, подразумевает анализ иных подходов. Однако недостаточно лишь конспективно изложить точки зрения специалистов по рассматриваемому вопросу. Необходимо провести их сравнение, показать, описать, в чем эти точки зрения сходятся, а в чем нет. Также в теоретической главе необходимо «остановится» на той точке зрения, которая, по вашему мнению, наиболее соответствует теме вашей работы и той сфере общественной жизни, которую вы затрагиваете. Теоретическая глава демонстрирует вашу осведомленность по истории вопроса и демонстрирует вашу профессиональную компетентность.
Типичной ошибкой теоретической части работы является желание студента включить в нее все, что он нашел в литературе. Это совершенно не нужно. Нередко студенты приходят с теоретическими главами по 100-150 страниц, полагая, что научный руководитель оценит их усердие. Но такое поведение свидетельствует об обратном: студент даже не потрудился прочитать весь собранный материал и оценить, насколько он соответствует заявленной теме работы, переложив этот труд на плечи научного руководителя.
Работа оценивается не по количеству страниц, а по принципу логической структурированности мысли и необходимой достаточности материала, умению отсекать все лишнее. Разбухшие теоретические главы никогда не поднимают оценки за курсовую работу, зато нередко служат поводом для веских замечаний рецензентов, что снижает общую оценку за курсовую работу.
Особой формой фактического материала являются заимствованные утверждения – цитаты, содержащиеся в различных источниках, которые используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики и презентации изучаемого вопроса. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы. Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы. Цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.
Теоретическая глава (главы) должна содержать выводы, которые являются логическим переходом к следующим частям вашей курсовой работы. Так, например, выводы по теоретической главе дают представление о том, какую точку зрения вы избираете в качестве основной для применения ее к исследовательским главам.
Вторая глава – исследовательско-прикладная («практическая») часть (части) работы – содержит, главным образом, собранный студентом материал. Данная глава показывает, как автор умеет самостоятельно собирать, описывать, классифицировать эмпирический материал и делать выводы; насколько он умеет проектировать, планировать, творчески решать практические задачи в сфере связей с общественностью. Эта часть работы непременно должна содержать качественные и количественные показатели, что наглядно представляется в виде созданных диаграмм и графиков по исследуемой проблеме. Исследовательская часть позволяет оценить креативность при решении проблемы и технологию подачи материала: таблицы, схемы, рисунки, приложения.
Автор во второй главе или в отдельной (третьей) главе формулирует рекомендации на основе практической главы, предлагает пути совершенствования, развития оценивает эффективность предлагаемых мероприятий.
Завершают данную главу краткие выводы.
Заключение
В заключении обобщаются теоретические и практические выводы и предложения исследования. Они должны отличаться краткостью и четкостью. Его объем – 1,5 - 2 стр
В заключении формулируются выводы и предложения, вытекающие из содержания работы, предложения о направлении дальнейшего исследования данной темы, возможности использования практических разработок. Заключение не является продолжением текста работы, в нем не должны содержаться новые моменты, не рассмотренные в основной части. В заключительной части автор формулирует основные выводы по работе в целом, дает свои оценки перспектив развития исследуемой проблематики, формулирует практические рекомендации, вытекающие из работы над темой.
То есть, поэтапно, в краткой форме констатируется решение задач и достижение цели исследования, заявленных во введении. Заключение должно быть не формальным, а развернутым, содержать основные аспекты исследования и результаты курсовой работы. Жанр заключения предполагает написание собственных выводов, обобщений и других результатов, достигнутых автором исследования.
Список использованных источников и литературы (Библиография)- органическая составная часть любой научной работы. В нем указываются источники, на которые сделаны ссылки в тексте работы с указанием их объема в страницах.Этот список помещается в конце работы, после Заключения, до Приложений.
Обязательной частью итоговой квалификационной работы является список литературы (библиография). В него включаются все использованные в работе источники. При описании источников необходимо указать фамилию и инициалы автора, название работы, место издания, издательство, год издания и количество страниц. Для статей из журналов и газет – фамилия и инициалы автора, название работы, название журнала, год выпуска, номер издания, страницы, на которых размещена статья. Следует использовать литературные источники за последние годы издания: действующие законодательные и нормативные акты, учебно-методическая литература за последние 5 лет, периодические издания – за последние 2 года, интернет-источники.
Состав научно-справочного материала, библиография работы определяются студентом совместно с научным руководителем.
Обязательным для всех работ является наличие постраничных ссылок в квадратных скобках текста работы на соответствующий источник из списка литературы, либо подстрочных ссылок, а также грамотное оформление списка использованных источников (литературы).
Оформление библиографии, научно-справочного материала курсовой работы:
а) ссылки в квадратных скобках текста работы или подстрочные ссылки наличествуют во всех случаях, когда приводятся высказывания глав правительств и государств, используются официальные документы государств, международных организаций;
б) обязательно оформление такого рода ссылок на цитаты, статистические данные, другие конкретные фактические данные, приводимые в тексте и заимствованные из соответствующих источников;
в) в ссылках на монографии, другие печатные издания указываются (с соблюдением принятой пунктуации) фамилия и инициалы авторов (автора), название работы, издательство, место и год издания, страница (страницы) ссылки.
г) в ссылках на статьи, опубликованные в периодических изданиях и сборниках, после фамилии и инициалов автора, названия работы, приводятся название и выходные данные издания;
д) в ссылках на газеты указываются название газеты, дата, месяц, год;
е) в ссылках на архивные документы указываются название архива, номер фонда, описи дела, листа.
Библиографические описания, используемые в работе, должны соответствовать требованиям ГОСТ. В обязательном порядке в ссылках указываются названия изданий, место издания или издательство и год издания.
Список использованных источников составляется в строгой последовательности по следующим разделам:
1) Официальные документы РФ в хронологическом порядке.
2) Официальные документы международных организаций и союзов (СНГ, ООН, ЕС, ОБСЕ, НАТО и др.).
3) Другие официальные источники:
а) законодательные и нормативно-правовые акты, отчёты и статистические сборники, справочные и методические материалы, правила и инструкции;
б) монографии и учебная литература
в)публикации документов (сборники и публикации в журналах и газетах);
г) статистические сборники и другие, используемые в работе, отчётные и учётные материалы, обзоры, каталоги, описи.
4) Интернет-источники.
Список литературы приводится по алфавиту: а) на русском языке; б) на иностранных языках (для европейских языков по латинскому алфавиту).
Список литературы на восточных языках приводится в оригинале.
В списке литературы последовательно в соответствии с алфавитом указываются: фамилия и инициалы автора (авторов), название, место издания, издательство, год издания, общее количество страниц.
Пример оформления списка использованной литературы:
Монографии
Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г.В. Атаманчук. – М.: РАГС, 2003. – 268 с.
Holland, John H.; Holyoak, Keith J.; Nisbett, Richard E. and Thagard, Paul R. Induction: process of inference, learning and discovery. Cambridge, MA: MIT Press, 1986. – 302 р.
Учебники и учебные пособия
Экономика предприятия: учеб. пособие / Е. А. Соломенникова, В. В. Гурин, Е. А. Прищенко, И. Б. Дзюбенко, Н. Н. Кулабухова – Новосибирск: НГУ, 2002. – 243 с.
Агафонова Н. Н. Гражданское право: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова; под общ. ред. А. Г. Калпина; изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юрист, 2002. – 542 с.
Macroeconomics. A European Text. Michael Burda, Charles Wyplosz. Oxford University Press. 1993. – 486 p.
Периодические издания
Кузнецов Е. Механизм запуска инновационного роста в России // Вопросы экономики. – 2003. – № 3. – С. 19-32.
Hahn, Frank. The Next Hundred Years. Economic Journal, January, 1991, 101 (404) – pp. 47-50.
Электронные ресурсы
Statsoft, Inc.(1999). Электронный учебник по статистике. Москва, Statsoft. Web: http://www.statsoft.ru/home/texlbook.
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М.: Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996.
Приложение
Приложение – это часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.
Приложения представляются строго в той последовательности, в какой они рассматриваются в тексте. Каждое приложение должно иметь заголовок, раскрывающий его содержание.
В приложения нельзя включать список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться её основным текстом. Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на последних её страницах. Листы с приложениями не нумеруются.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать арабскими цифрами без знака № (например: Приложение Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 2). Каждое приложение обычно имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста. Отражение приложения в оглавлении работы обычно бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.