Общенаучные методы научного исследования
Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:
1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);
2) учение о научном методе познания.
Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.
Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.
Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое.
Индукция – это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению.
Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения, движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях.
Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический методы, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический метод, метод системного анализа.
Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.
Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.
Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками.
Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей. Виды абстрагирования: отождествление, т.е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс; изолирование, т.е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования.
Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления.
Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.
Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменятся в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.
Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей ее компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов.
К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.
Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает:
1. Непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта;
2. Опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами.
Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства.
Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.
Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего. Существуют следующие разновидности сравнительного метода: метод сходства, метод различия, метод контрольной группы.
Метод контрольной группы основан на сравнении результатов изучения основной (экспериментальной) и контрольной групп, которые уравнены по всем признакам, кроме изучаемого.
Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверятся выдвигаемая гипотеза.
Моделирование – это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.
Написание курсовой работы
Выбор темы
Курсовая работа – это предусмотренная учебным планом письменная работа студента на определенную тему, содержащая элементы научного исследования. Выполнение курсовых работ предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности (направлению подготовки).
Курсовая работа пишется студентом самостоятельно и в установленные сроки она выносится на защиту. Ее написание помогает студентам углубить и закрепить полученные знания по дисциплине, приобрести навыки самостоятельного проведения научных исследований, литературного оформления творческого труда. Создавая курсовую, следует помнить, что это тяжелая и трудоемкая работа, поэтому нельзя откладывать написание курсовой работы на самый конец семестра. Это планомерная работа, которая ведется по основным этапам: определение темы, сбор материала, его классификация и обобщение, оформление работы. Особый этап – подготовка доклада к защите и ведение защиты работы.
Настоящие рекомендации призваны помочь студентам успешно справиться с этим видом учебных испытаний.
Перечень тем курсовых работ по каждой дисциплине определяется кафедрами. Студенту предоставляется право выбора темы. По согласованию с научным руководителем студенту разрешается выполнение работы по теме, которая хотя и не значится в перечне, но имеет прямое отношение к изучаемой дисциплине. Не допускается написание курсовых работ на одну тему, за исключением тех случаев, когда по разрешению научного руководителя каждым из студентов разрабатываются различные аспекты этой темы.
Определяя область исследования, студент под руководством научного руководителя выбирает только такие формулировки темы, которые отвечают избранной специальности.
Определив область исследования и точно сформулировав тему, студент начинает работу по ней в следующем порядке:
1. Определение ключевых понятий темы и их теоретическое обоснование.
2. Вычленение проблемы в составе темы и формулирование примерной последовательности ее рассмотрения либо решения.
3. Создание плана работы.
В целях упорядочения основных этапов работы полезно составить рабочий план с указанием сроков их выполнения. Например, в него можно включить следующие этапы: 1) выбор темы; 2) изучение специальной литературы; 3) составление плана курсовой работы; 4) консультация у научного руководителя; 5) изучение практики; 6) написание первого (чернового) варианта работы; 7) представление работы научному руководителю и консультация у него; 8) устранение недостатков, редактирование и представление на кафедру окончательного варианта работы; 9) подготовка доклада и защита работы.
С научным руководителем необходимо согласовать план работы, библиографический список, методы сбора и обработки практических материалов и сроки ее представления на проверку.
Структура курсовой работы
Главный признак хорошей структуры – это очень подробное оглавление работы. Эксперты, оценивающие работу студента, начинают знакомство с работой именно с этого развернутого плана исследования, названия разделов, глав, чтобы составить представление о том, насколько основателен подход к теме. По оглавлению виден ход мысли, основные принципы, выводы, к которым пришел автор.
Структура курсовой работы: а) титульный лист (приложение 1); б) оглавление (план) (приложение 2); в) введение; г) главы основной части (не менее двух); д) заключение; е) библиографический список, в том числе материалов практики; ж) приложения (факультативно).
Оглавление раскрывает содержание работы путем обозначения глав и других рубрик работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Названия глав должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.
Введение в сжатом виде представляет собой описание всей работы. В начале объясняется название работы, тема, ее практическая значимость, актуальность, степень разработанности проблемы другими авторами (характеристика предшествующих исследований), цель исследования, задачи, которые нужно выполнить для достижения этой цели, теоретические (методологические) принципы, использованные автором для выполнения задач; описывается структура работы и раскрывается содержание каждой из глав. Возможно уже во введении кратко изложить конкретные результаты исследования, их возможное практическое применение.
Формулировка проблемы – это определение задачи, которая требует решения. Выделить проблему помогает проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – противоречие между знанием о потребностях людей в каких-то практических и теоретических действиях и незнанием способов, путей реализации этих необходимых действий.
Определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования – это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию.
Предмет исследования – это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.
Объект и предмет курсовой работы определяют ее цель и задачи.
Определение цели и задач исследования.
Цель – общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат.
Задачи исследования – это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ.
Обычно объем введения не превышает 5-7% объема основного текста.
Основная часть работы может содержать две или три главы, в которых излагаются теоретические аспекты темы на основе анализа проработанной литературы, рассматриваются дискуссионные вопросы, формулируются позиция, точка зрения автора (теоретическая часть); описываются проведенные студентом наблюдения и эксперименты, методика исследования, анализ собранного фактического материала, полученные результаты (практическая часть). Содержание теоретической и практической частей определяется в зависимости от темы работы. Главы должны иметь названия, отражающие их содержание.
Первая глава обычно является методологической, теоретической частью. Авторы чаще всего посвящают первую главу некоторым рассуждениям о поставленной проблеме.
Вторая глава должна быть практической, экспериментальной. В ней часто авторы применяют в качестве инструмента для объяснения или оценки каких-то реальных явлений те принципы, которые были обоснованы в предыдущей главе, в теоретической.
Соотношение между первой и второй главами можно условно представить как отношение между тезисом и аргументом.
Обычно число глав и разделов определяется замыслом автора, его приверженностью тому или иному стандарту.
Заключение – обязательная часть любой работы. В нем автор должен повторить основные выводы, результаты работы, дать самокритичную оценку тому, насколько ему удалось достигнуть провозглашенной во введении цели и выполнить задачи: насколько верными оказались методологические принципы, которых он придерживался. Главное в заключении – определить перспективы дальнейших исследований и рассказать о своих намерениях по разработке темы. Объем заключения не должен превышать 5-7% объема основного текста.
Защита курсовой работы
Выполненная курсовая работа к установленному сроку, за 1 месяц до начала сессии, сдается деканат и передается на рецензирование научному руководителю. Рецензия руководителя пишется в произвольной форме на бланке, но в нем обязательно следует отметить достоинства работы, ошибки и другие недостатки, соответствие работы установленным требованиям оформления и указать, допускается ли она к защите или не допускается.
Не допускаются к защите работы:
- выполненные на основе учебника, без использования и анализа законодательства, специальной литературы, материалов практики или содержащие только примеры, взятые из учебников, учебных пособий, монографий и журнальных статей;
- выполненные не самостоятельно, а путем списывания, без ссылок на автора и источник, или являющиеся конспектом учебника, учебного пособия или монографии;
- не раскрывающие содержания темы и имеющие грубые ошибки в содержании;
- имеющие большое количество грамматических и стилистических ошибок, а также небрежно и неправильно оформленные.
Такие работы возвращаются студенту для устранения недостатков. Исправленные работы вновь сдаются в деканат для повторного рецензирования, к повторно выполненной работе студент обязан приложить рецензию руководителя о первоначально выполненной работе, чтобы он мог проверить, устранены ли отмеченные в ней недостатки.
Студент защищает курсовую работу перед комиссией в составе 2-3 преподавателей. На комиссионной защите студент кратко излагает основные положения, выводы и результаты исследования, а также поясняет, какие из указанных в рецензии руководителя недостатков устранены и какие замечания считает спорными. Затем он отвечает на вопросы членов комиссии.
Курсовая работа оценивается по пятибалльной шкале, оценка за курсовую работу выставляется в зачетную книжку, работа с рецензией сдается на хранение в архив. Критериями оценки являются: научность, самостоятельный и творческий подход к исследованию; объем и качество выполненной работы, в том числе количество изученной литературы, материалов практики; стиль и грамотность написания текста; умение защитить результаты исследования.
Курсовые работы, отличающиеся актуальностью и новизной темы, теоретической и практической значимостью разработанных вопросов, самостоятельностью и глубиной исследования, могут быть представлены на конкурсы студенческих научных работ либо использованы в учебном процессе.
Оформление курсовых работ
Объем курсовой работы должен составлять 20-25 страниц, не считая приложений.
Любые печатные работы должны быть выполнены на компьютере 14 шрифтом типа Times New Roman при полуторном межстрочном интервале. Выравнивание текста по ширине.
Каждая страница текста имеет поля: размер левого поля – 30 мм, правого – 20 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен 1,25 (по линейке).
Титульный лист является первой страницей работы (номер на титульном листе не ставится) и заполняется по строго определенным правилам. На титульном листе последовательно, сверху вниз помещаются следующие реквизиты (жирным не выделяется):
- полное наименование учебного заведения;
- факультет;
- кафедра;
- тема работы (слово «тема» не пишется, само название набирается заглавными буквами 14 шрифтом типа Times New Roman);
- сведения об исполнителе;
- сведения о научном руководителе;
- местонахождение вуза (г. Челябинск);
- год написания работы (слово «год» не пишется)
Титульный лист не нумеруется. (Приложение 1)
Нумерация страниц начинается с оглавления, которое обозначается цифрой 2. Далее весь последующий объем работы, включая библиографический список и приложения, нумеруется по порядку до последней страницы. Порядковый номер печатается вверху по середине. Размер шрифта для номера страницы – 12 пт.
Оглавление отражает содержание и структуру работы и помещается после титульного листа. В оглавлении приводятся все разделы (главы) и подразделы (параграфы) работы, пронумерованные арабскими цифрами, и указываются страницы, с которых они начинаются. Указатель страницы, обозначенный буквой «С», ставится один раз в верхней части указателя страниц (Приложение 8). Первый параграф каждой главы содержит номер главы, в которую он входит, и собственный порядковый номер, который всегда начинается с цифры 1. Знак параграфа не ставится. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки глав не должны повторять название дипломной работы, а заголовки параграфов – название глав.
Оглавление, введение, каждую главу, заключение, библиографический список, каждое приложение следует начинать с новой страницы. Параграфы продолжаются на текущей странице. Заголовки параграфов отделяются от основного текста пропуском строки. После заголовка на странице не должно быть менее трех строк текста, в противном случае надо начать текст вместе с заголовком на следующей странице.
Заголовки
Все заголовки начинаются с заглавной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Перенос слов в заголовках недопустим. Заголовки отделяются от основного текста пропуском строки. Заголовки не подчеркивать. Заголовок не должен быть последней строкой на странице.
Заголовок главы:
Шрифт – 16, типа Arial, жирный (стиль – заголовок 1)
Межстрочный интервал – полуторный
Отступ красной строки – 0
Выравнивание по центру.
Таким же образом оформляются заголовки Оглавление, Введение, Заключение, Библиографический список, Приложения.
Название параграфов
Шрифт – 14, типа Arial, полужирный, курсив (стиль – заголовок 2)
Межстрочный интервал – полуторный
Отступ красной строки – 0
Выравнивание по левой стороне.
Например: