Наука и её характерные признаки

Литература

· Нормативные документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148547/

2. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

· Основная литература

1. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. - 5-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 244 с.

2. Шевелева Г.И. Патентоведение и основы научных исследований/ Г. И. Шевелёва; Учебный комплекс. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2003. - 80 с. - Режим доступа: http://e-lib.kemtipp.ru/uploads/19/toop097.doc

3. Подлегаева Т.В. Методы исследования свойств сырья и продуктов питания: Учебное пособие / Т.В. Подлегаева, А.Ю. Просеков. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности.- Кемерово, 2004.- 101 с. - Режим доступа: http://e-lib.kemtipp.ru/uploads/19/toop082.doc

4. Титова В.А. Проведение маркетинговых исследований за семь дней: учеб. пособие / В.А. Титова, М.Е. Цой. - Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2011. - 80 с. - Режим доступа: http://elibrary.nstu.ru/source?bib_id=vtls000154445

5. Обработка экспериментальных данных в MS Excel : методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов дневной формы обучения / сост. Е. Г. Агапова, Е. А. Битехтина. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2012. – 32 с. - Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/filer_public/2013/02/26/agapova_obrabotka.pdf

Дополнительная литература

1. Порсев Е.Г. Организация и планирование экспериментов: учеб. пособие / Е.Г. Порсев. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – 155 с. - Режим доступа: http://elibrary.nstu.ru/source?bib_id=vtls000146033

2. Вершинин В.И. Аналитическая химия: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Химия" / В. И. Вершинин, И. В. Власова, И. А. Никифорова. - М.: Академия, 2011. - 448 с.

3. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта (с основами статистической обработки результатов исследований). - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Агропромиздат, 1985. - 351 с.

4. Автоматизированное проектирование сложных многокомпонентных продуктов питания : учебное пособие / Е.И. Муратова, С.Г. Толстых, С.И. Дворецкий, О.В. Зюзина, Д.В. Леонов. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2011. - 80 с. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/511/76511

· Интернет-ресурсы

1. Российский фонд фундаментальных исследований [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/

2. Наука и инновации Кемеровского технологического института пищевой промышленности [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nu.kemtipp.ru

Наука и её характерные признаки

Мы живем в эпоху научно-технической революции (НТР). Этим понятием подчеркивается огромное значение науки и техники в нашей жизни. Так было не всегда. Только в Новое время в западной культуре «отношение человека к природе превращалось из созерцательного в практическое. Теперь уже интересовались не природой как она есть, а прежде всего задавались вопросом, что с ней можно сделать. Естествознание поэтому превратилось в технику (табл. 1). Точнее, оно соединялось с техникой в единое целое.» (В. Гейзенберг).

Таблица 1

Связь технических достижений с естественными науками.

Технические достижения Науки
Атомная бомба Ядерная физика
Выход в космос Космонавтика
Создание компьютеров Кибернетика
Видеотехника Радиоэлектроника
Создание синтетических материалов Химия
«Зеленая революция» Генетика

Техника – это совокупность усилий, направленных на то, чтобы справиться с природной, а также антропогенно преобразованнать её. Техника – не просто машины, а систематический, упорядоченный подход к объектам с применением математического аппарата и различных экспериментальных процедур. Сегодня мы осознали, что человек не мог бы стать мыслителем, если бы он не был в то же самое время делателем. Человек создал орудия, но орудия создали человека.

Каждый специалист должен иметь представление о методике и организации научно-исследовательской деятельности, о науке и основных её понятиях.

Наука имеет три основные функции:

- как отрасль культуры;

- как способ познания мира;

- специальный институт (общества, академии, журналы и т.д.)

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности.

Наука – это систематизированное знание объектов любой природы, выраженное в формах, обеспечивающих общее, одинаковое его освоение и понимание.

Наука – это и форма общественного сознания, отражающая в своём содержании, целях, ценностных установках, философско-мировоззренческих предпосылках общественное бытиё.

Современная наука имеет две основные функции: познавательную и практическую. Люди развивают науки как для раскрытия тайн и загадок природы, так и для решения практических задач.

То есть понятие "наука" включает в себя как деятельность, направленную на получение нового знания, так и результат этой деятельности - сумму добытых научных знаний, которая служит основой научного понимания мира. Науку еще понимают как одну из форм человеческого сознания. Термин "наука" применяется для названия отдельных областей научного знания (биология, география, экономика, филология и т.п.).

Характерные черты науки

Как специфическая сфера человеческой деятельности она является результатом общественного разделения труда, обособления умственного труда от физического, преобразования познавательной деятельности в особую область занятий определенной группы людей. Необходимость научного подхода ко всем видам человеческой деятельности заставляет науку развиваться более скорыми темпами, чем любую другую область деятельности.

Наука, как специфическая деятельность направлена на получение новых теоретических и прикладных знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, характеризуется такими основными признаками:

- наличием систематизированного знания (научных идей, теорий, концепций, законов, закономерностей, принципов, гипотез, основных понятий, фактов);

- наличием научной проблемы, объекта и предмета исследования;

- практической значимостью как изучаемого явления (процесса), так и знаний о нем.

Наука в качестве знания использует специально выработанные интеллектуальные средства: особую терминологию, знаковые системы, наглядные образы (графики, схемы); разнообразные орудия исследовательской работы – экспериментальные установки, приборы, приспособления для наблюдений и регистрации эффектов; общие специфические методы исследований; научные организации и системы таких организаций.

Как другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ – сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

ФРАГМЕНТАРНОСТЬ – изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, сама же делится на отдельные дисциплины. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

ОБЩЕЗНАЧИМОСТЬ – получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки – однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

ОБЕЗЛИЧЕННОСТЬ – ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ – наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ – хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

КРИТИЧНОСТЬ – готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.

ДОСТОВЕРНОСТЬ – научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.

ВНЕМОРАЛЬНОСТЬ – научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

ЧУВСТВЕННОСТЬ – научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Эти черты науки образуют шесть диалектически взаимосвязанных пар: универсальность – фрагментарность, общезначимость – обезличенность, систематичность – незавершенность, преемственность – критичность, достоверность – внеморальность, рациональность – чувственность.

Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

Наши рекомендации