Динамика потребления. Индексы физического объема потребления товаров и услуг.
Динамика потребления и потребительских цен изучается с помощью индексного метода. Ранее было рассмотрено использование индекса для расчета общего объема потребления определенного вида товаров и и услуг.
а) Динамика потребления индекса общего физического объема потребления и товаров и услуг по населению и на душу рассчитываются по формуле Лайспейреса:
; в целом по населению
На душу:
По услугам: ;
Вместе по товарам и услугам:
В целом по населению:
Разница между числителем и знаменателем показывает абсолютное изменение физического объема потребляемых населением товаров и услуг в стоимостном выражении. Следует, однако, учитывать сопоставимость цен в базисном и отчетном периодах (т.к. в индексе используется в качестве весов – цены в базисном периоде).
Эта проблема решается методом дефлятирования. Суть его заключается в пересчете стоимости продаж населению товаров и услуг отчетного периода в цены базисного с помощью сводного текущего – временного индекса потребительских цен, который является составным индексом – дефлятором ВВП (внутреннего валового продукта).
; где по Пааше
Зная Sq1p0, значение S можно подставить в формулу для Iq,s .
Рассмотренные агрегатные индексы дают общую оценку динамики физического объема потребления, но не показывают роль индивидуальных индексов потребления is и iq в общем индексе.
Поэтому могут использоваться арифметические взвешенные индексы.
Из теории индексов известно, что агрегатные и физические индексы можно построить как средний, из индивидуальных.
где (этот индекс чаще всего используется в ХХХ статистике)
d – определяется по материалам текущей статистики бюджетов домашних хозяйств и различного товарооборота.
б)Динамика потребительских цен.
Цена – важнейший компонент рыночной экономики. Ее изменение служит показателем изменения коньюктуры рынка. В статистике потребления население объектом исследования выступают потребительские цены – розничные цены на приобретенные товары и тарифы на услуги.
Основной задачей статистики цен и тарифов является их наблюдение и регистрация изменений во времени.
Регистрации подлежит фактическая цена конкретных товаров (услуг), имеющихся в свободной реализации, оплаченных наличными деньгами, которые включены в набор потребительских товаров и услуг.
Сейчас в перечне 288 потребительских товаров и услуг, из них 73 продовольственных товара (30 товарных групп), здесь же особо наблюдаются 19 важных продуктов питания; по которым определяется минимальные расходы на питание; 144 непродовольственных товаров и 71 услуга.
19 продуктов (месячные нормы на 1 человека):
Хлеб ржаной – 7,7 кг Хлеб пшеничный – 7,2 кг Пшено – 1,5 кг Вермишель – 0,6 кг Сахар – 2,1 кг Картофель – 12,2 кг Капуста свежая – 2,5 кг Лук репчатый – 0,9 кг Яблоки – 0,3 кг Сигарет – 8 пачек | Масло растительное – 0,8 л Масло животное – 0,3 кг Колбаса вареная – 0,2 кг Сыр – 0,2 кг Яйца – 15 шт Колбаса полукопченая – 0,09 кг Молоко – 15,4 кг Сметана – 0,4 кг |
Рациональная потребительская корзина
По данным еженедельной регистрации цен рассчитываются средние цены на выбранные для наблюдения товары ( ); тогда индивидуальный индекс средней цены услуг составит . Индивидуальный индекс цен используется при построении общих индексов цен. Основные положения построения индекса цен изложены в издании «Международного валютного фонда», «Международная финансовая статистика. Приложение по статистике цен».
Основное правило при исчислении индекса цен, в том числе индекса потребительских цен, индекс должен представлять движение стоимости набора определенных покупаемых или продаваемых предметов в определенном количестве в зависимости исключительно от изменения цен.
Довольно длительное время в нашей отечественной практике индекс цен вычислялся по агрегатной формуле с весами текущего периода (Паше).
Этот индекс фиксирует не только динамику цен, но и абсолютное изменение стоимости товара от изменения этих цен или, другими словами, показывает изменение суммы расходов населения. Чтобы избежать определения Sp0q1, используют среднюю гармоничную взвешенную функцию индекса цены:
В основе расчета этого индекса бралась регистрация цен фактически по всей системе товаров и услуг (а не по отдельному набору). В то время это было возможным, поскольку все розничные цены были государственными.
Индекс отражал государственную политику в ценообразовании.
В 1992 г произошла либеризация цен, тогда статистика перешла на исчисление сводного индекса по формуле Лайспейреса в форме средней арифметической:
, где
где dp0q0 – вес отдельного товара, т.е. доля потребительских расходов на данный товар в общих расходах семей; . В этом индексе структуры потребительских расходов остается прежней, что позволяет отследить именно динамику потребительских цен в чистом виде.
В целом этот индекс показывает, как изменились потребительские расходы населения на покупку товаров и услуг в зависимости от изменения цен на них при прежнем уровне их потребления.
Если говорить о формуле индекса-средней – то его особенность заключается в том, что он позволяет выявить индивидуальную динамику цен и определить количественное влияние индексов на ХХХ.
Приведенный выше метод расчета индекса корректен только за непродолжительный период времени, т.е. когда не происходит существенных количественных изменений в структуре расходов.
Индекс цен за длительный период определяется ценным методом, т.е. смыканием последовательных ценных индексов цен. Если же структура потребительских расходов сильно меняется за два сравниваемых периода, то может использоваться индекс цен Фишера – или идеальный индекс цен – среднегеометрический индекс из Лайспейреса и Пааше:
Этот индекс не имеет реального экономического содержания и сейчас используется при оценке динамики цен внешней торговли.
Относительно индексов Лайпереса и Паше справедливы следующие замечания:
- индекс Лайпереса имеет тенденцию завышать динамику цен, поскольку в течении периода, когда цены растут, потребители заменяют дороже товар дешевыми.
- индекс Паше, наоборот, занижает реальные расходы потребления в текущем периоде, поэтому он имеет тенденцию занижать динамику цен.
Подробнее о методологии расчета ИПУ в России было рассказано в теме «Индексы».
Варианты расчета ИПУ различны. В США – Consumer Price Index (CPI).
Для расчета этого индекса ежемесячно собираются данные по 95 тыс. наименований товаров и услуг в 25 тыс. магазинах. Весами ИПУ выступает средняя структура расходов домашних хозяйств по каждой товарной группе. Всего выделено 216 территорий, по ним строится выборка домохозяйств.
В Великобритании – Индекс розничных цен – RPI (retail price index) рассчитывают по цепной формуле Лайпереса с меняющейся в начале каждого года весами (структура расходов домохозяйств).
ИПЦ часто рассчитывают в сочетании с индексом – дефлятором. Дефлятор – тот же индекс цен, но он шире, чем ИВЦ, поскольку включает не только цены потребительские товаров и услуг, но и оптовые цены, и, случайно, характеризует общую динамику цен и тарифов для всей экономики страны.
Сводным дефлятором в статистике выступает дефлятор валового внутреннего продукта – ВВП – важнейший макроэкономический показатель. Дефлятор ВВП рассчитывается путем отношения ВВП за отчетный период по текущим ценам к ВВП в ценах базисного периода. Дефлятор ВВП равен ХХХХХ росту цен массы (индексы денежной массы в среднем за год), умноженному на увеличение оборота денег (индекс оборачиваемости цены) и деленному на индекс физического объема ВВП .
Уровень инфляции = (ДВВП – 1)∙100, следовательно, дефлятор ВПП выступает как показатель инфляции. Инфляция может характеризоваться и на основе ИПУ. Однако, считается, что ИПЦ не учитывает качественные сдвиги в приобретенных населением товаров и услуг(т.е. цена увеличивается за счет увеличения качества товара). ИПЦ чаще всего имеет тенденцию к завышению темпов инфляции.
Вообще различают инфляцию «ползучую» умеренную – 10 – 20% в год; галопирующую – 200 – 300% в год; и гиперинфляцию(>1000% в год).
Инфляция является могущественным фактором развития экономики: т.к. она обесценивает деньги, делает бессмысленным их накопление, тем самым стимулируется потребление – что ведет к развитию ХХХХ. Отсутствие инфляции приводит к накоплениям денег, к их иммобилизации, следовательно к экономическому кризису.
Одним из результатов инфляции является падение покупательской способности денег. Поэтому следующей основной характеристикой уровня жизни является индекс покупательской способности.
Он представляет собой изменение объема товаров и услуг из фиксированного их набора, которых можно приобрести на одинаковую сумму денег в отчетном и базисном периодах. Т.е. получаем величину, обратную индексу цен.
или , в качестве общего индекса цен берется дефлятор.