Свободные экономические зоны Китая
В настоящее время на территории Китая действуют следующие основные административно-экономические образования со льготными режимами:
- 5 специальных экономических зон: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай);
- 90 зон технико-экономического развития государственного уровня: в гг. Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Далянь, Харбин, Урумчи, Ухань, Чунцин, Ханчжоу, Шэньян, Чанчунь, Инкоу и других крупных городах;
- 114 зон новых и высоких технологий, в том числе наиболее известные:
· технопарк «Чжунгуньцунь» в Пекине;
· парк высоких технологий «Чжанцзян» в районе Пудун г. Шанхай;
· парк высоких технологий в г. Тяньцзинь;
· открытая зона высоких технологий в г. Нанкин;
· открытая зона высоких технологий в г. Чэнду;
· открытая зона высоких технологий в г. Гуанчжоу.
- 13 свободных таможенных зон: в гг. Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу, Нинбо, Чжанцзяган, Хайкоу, Сямэнь, Фучжоу, Циндао, Шаньтоу, Чжухай, Шэньчжэнь.
- 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня: в гг. Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжоули, Эрлянь (Автономный район Внутренняя Монголия), Хуэйчунь (провинция Цзилинь), Даньдун (провинция Ляонин), Инин, Болэ, Тачэн (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Пинсян, Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район), Жуйли, Ваньтин, Хэкоу (провинция Юньнань).
- Шанхайская зона свободной торговли.
На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.
СЭЗ в Китае отличаются от других свободных экономических зон в азиатских странах более широкой диверсификацией деятельности и охватом гораздо более значительных территорий. У СЭЗ было выгодное расположение - на территории прибрежных зон, имеющих исторический опыт внешней торговли, вблизи Гонконга, Макао и Тайваня.
В настоящее время СЭЗ продолжают играть значительную роль в развитии местной экономики. В2013 г. суммарный объем внешней торговли этих зон увеличился на 14,7% по сравнению с2012 г. и составил 699,83 млрд. долл., в том числе экспорт – 394,98 млрд. долл. (+13,6%), импорт – 304,85 млрд. долл. (+16,2%).
Управление СЭЗ
Процесс создания и развития СЭЗ находится под неусыпным контролем государства. Центральные органы власти определяют стратегию развития формируемой СЭЗ, планируют этапы реализации проекта, определяют налоговую политику, занимаются проблемами землепользования. В частности, вопросами формирования СЭЗ в Шэньчжэне, Чжухае, Шаньтоу и Сямэне занималось Всекитайское собрание народных представителей, создание СЭЗ Хайнань контролировалось Государственным Советом КНР, вопросы территориального расширения СЭЗ Чжухай и Шантоу решались Центральным комитетом коммунистической партии КНР. Во всех СЭЗ с самого начала создания работают филиалы Центрального Банка КНР.
Основные проблемы функционирования СЭЗ в КНР:
1 .Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения, прежде всего из Гонконга.
2. Невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая квалификация китайской рабочей силы и недостаток специалистов.
3. Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на темпы привлечения иностранного капитала
4. Бюрократические препоны при создании и функционировании СП.
5. Дефицит сырья и энергии.
6. Отсутствие единого закона по СЭЗ.
7. Злоупотребления со стороны инвесторов
Вывод:
Пекин возродил древний конфуцианский идеал применительно к большому и сложному обществу. Отвергая политику конфронтации в западном стиле, власти упорно работают над тем, чтобы подчеркнуть общность различных групп интересов, смягчить социальные противоречия, связанные с быстрыми переменами, и создать систему социальных гарантий для всех.
Перед Китаем по-прежнему стоят серьезные вызовы, и планы у него грандиозные. Но он скорее продолжит развиваться на основе этих идей, чем примет западную либеральную демократию, поскольку люди видят, что идеи работают и соответствуют здравому смыслу и уникальной политической культуре Поднебесной.
Список использованной литературы:
1. Авдокушкин Е. Ф. Теоретические основы экономической реформы в КНР: государство и рынок. М., 1996.
2. Ганшин Г. А. Экономика КНР: реформы и развитие. М., 1997.
3. Наумов И. Н. Экономическая реформа в Китае: нарастание социальных проблем // Проблемы Дальнего Востока. Москва. 1999. № 1.
4. http://www.ved.gov.ru/
5. https://ru.wikipedia.org/
6. http://newsruss.ru/
7. ru.gbtimes.com