Донецкий экономический район
Донецкий экономический район занимает первое место в Украине по производству промышленной продукции. Расположен он на Юго-Востоке Украины и граничит с Харьковской, Днепропетровской и Ростовской областями, имеет выход к Азовскому морю. В состав района входят две административные области: Донецкая и Луганская. Для него характерна максимальная стоимость природных ресурсов по сравнению с другими районами Украины. Основная стоимость природных ресурсов обусловлена крупными запасами каменного угля, поваренной соли, ртути, природных строительных материалов.Площадь района составляет 53,2 тыс.км2 . Население насчитывает 7887,0 тыс. человек.
В границах района находится Украинский Донбасс – один из наиболее развитых в стране территориально-промышленных комплексов с преобладающей специализацией на добывающей и связанных с ней отраслях обрабатывающей промышленности. В Донецком экономическом районе преимущественно развита промышленность, среди ее отраслей преобладают отрасли тяжелой индустрии, а также многоотраслевое сельское хозяйство. Интенсивно развиты все виды транспорта кроме речного. 89% ВВП района приходится на промышленное производство и 11% на сельское хозяйство. Отраслями специализации района являются: топливно-энергетическая, металлургическая, химическая, машиностроение и промышленность по производству строительных материалов.
^ Угольная промышленность развита в границах Донецкой углепромышленной зоны, где работают 27 крупных производственных объединений по добыче и обогащению угля. Электроэнергетика района предоставлена мощными ТЭС. Наиболее крупные из которых: Углегорская, Старобешевская, Славянская, Кураховская, Мироновская, Зуевская, Луганская, Миусинская, Лисичанская, а также более мелкими, принадлежащими самому крупному в стране ПЭО “Донбасс-Энерго”.
^ Черная металлургия преимущественно развита в Мариуполе (заводы “Азовсталь”, и “им. Ильича”), Макеевке, Донецке, Енакиево, Краматорске, Алчевске и представлена предприятиями полного металлургического цикла. Заводы неполного металлургического цикла размещены в Константиновке, Алмазном (ферросплавные), Луганске (трубный), Харунзске (трубный), Лутугино (завод прокатных валков). Наиболее крупными коксохимическими заводами являются предприятия Авдеевки, Алчевска, Стаханова, Успенки, Енакиева.
Предприятия цветной металлургии на территории района размещены в Константиновке, Никитовке, Артемовске, Свердловске, Торезе, Донецке.
Предприятия химической промышленности района представлены концерном “ Стирол” (Горловка), ПО “Химпром” (Славянск), заводом химреактивов (Донецк), химическим заводом (Константиновка), ПО “Краситель” (Рубежное), ПО “Азот” и “Стеклопластик” (Северодонецк), нефтеперерабатывающим комбинатом (Лисичанск).
^ Машиностроительные предприятия района специализируются на выпуске оборудования для металлургической, горной, химической промышленности, железнодорожного транспорта, строительства. Это предприятия Краматорска (Новокраматорский машиностроительный завод), Луганска (тепловозостроение, автосборка), Северодонецка (НПО “Импульс”),Стаханова (вагоностроение), Краснореченска (станкостроение), Первомайска (электромеханическое оборудование). Другие крупные предприятия отрасли размещены в городах: Донецк, Славянск, Ясиноватая, Дружковка, Дебальцево, Артемовск, Торез, Снежное, Красный Луч.
Производство строительных материаловпредставлено выпуском стекла, железобетонных конструкций, цемента, строительной керамики в городах: Амвросиевка, Краматорск, Енакиево, Константиновка, Дружковка, Луганск, Лисичанск, Попасная, Рубежное, Свердловск, Алчевск, Антрацит.
^ Легкая промышленность района специализируется в основном на выпуске хлопчатобумажных тканей, трикотажа, обуви в городах: Донецк,Макеевка, Луганск, Горловка, Шахтерск.
^ Пищевая промышленность района представлена повсеместно развитыми предприятиями мясной, молочной, масложировой, кондитерской, мукомольно-крупяной, соляной.
^ Сельское хозяйство района подразделено на северную и южную сельскохозяйственные зоны. Для северной с\х зоны характерно развитие зернового хозяйства, выращивание подсолнечника, мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство. Южная с\х зона охватывает территорию горнопромышленных регионов и Приазовье, и имеет пригородную специализацию (выращивание овощей, производство птицы, молока, яиц).
^ Транспортная сеть района складывается из сети железных дорог, плотностью 53,2 км \ 1000 км2 и автодорог- 255,6 км \ 1000 км2. Широкое развитие имеют нефтепроводы Самара-Славянск, Грозный-Лисичанск, газопроводы Ставрополь-Москва, "Союз". В районе действует морской порт Мариуполь и четыре авиапорта: Донецк, Луганск, Мариуполь, Северодонецк.
В районе наблюдается довольно рациональное размещение производительных сил. Направления дальнейшего совершенствования и развития должны вестись в таких направлениях:
1. Обновление промышленного производства во всех отраслях.
2. Рациональное использование природных ресурсов.
3. Решение проблемы водных ресурсов.
38. Приднепровский экономический район
Приднепровский экономический район охватывает территории Днепропетровской и Запорожской областей. Он занимает второе место в Украине по производству промышленной продукции, имеет высокоразвитое сельскохозяйственное производство. Площадь района составляет 59,1 тыс. км2. Население районанасчитывает 5929,8 тыс. человек.
Структуру природно-ресурсного потенциала района формируют крупные месторождения железных и марганцевых руд, каменного и бурого угля, нефти, газа, редких металлов и строительных материалов, а также почвенные и природно-рекреационные ресурсы. Хозяйство района специализируется на железорудной и марганцево-рудной промышленности, черной металлургии, машиностроении, химической промышленности.
Горнодобывающаяпромышленность развита в Криворожском железорудном бассейне, Никопольской и Марганцевской марганцево-рудных, углепромышленном Западном Донбассе (Павлоград, Терновка). Энергетика района использует местные гидроэнергетические ресурсы, донецкий уголь, шебелинский газ, местный бурый уголь и объединена в Южную Энергосистему. Наиболее крупные ГЭС района: Днепрогэс, Кременчугская ГЭС: Приднепровская, Днепродзержинская, Криворожская, АЭС – Запорожская. Черная металлургияв районе является ведущей отраслью. Здесь развиты предприятия полного металлургического цикла: заводы им. Коминтерна, им. Петровского (Днепропетровск), “Криворожсталь” (Кривой Рог), им. Дзержинского (Днепродзержинск), “Запорожсталь” (Запорожье), также металлургические комбинаты: ферросплавные (Никополь, Запорожье), трубопрокатные (Днепропетровск, Новомосковск, Никополь) и другие. Цветная металлургия в районе представлена Запорожским алюминиевым заводом.Машиностроениев районе специализируется на производстве металлургического и горно-шахтного оборудования (Днепропетровск, Кривой Рог, Марганец, Запорожье), станкостроении (Днепропетровск), производстве сельскохозяйственной техники (Днепропетровск, Павлоград, Никополь, Запорожье, Бердянск), транспортном машиностроении (Днепропетровск, Днепродзержинск, Запорожье). Химическая промышленность района представлена предприятиями по производству кокса (Днепропетровск, Днепродзержинск, Кривой Рог, Запорожье), а также выпуску лаков, красок, шин, пластмасс (Днепропетровск, Кривой Рог). Производство строительных материалов на территории района представлено производством гранита, песка, глины, каолина, шлакоблоков, цемента в Днепропетровске, Днепродзержинске, Запорожье, Кривом Роге, Никополе, Павлограде. Пищевая промышленность района представлена мукомольно-крупяной и масложировой отраслями, производящей до 18% стоимости ВВП района. Легкая промышленность района представлена преимущественно предприятиями швейной промышленности (Днепропетровск, Мелитополь, Запорожье) а также обувной. Сельское хозяйство района развито преимущественно в направлении растениеводства (озимая пшеница, кукуруза), садоводства, овощеводства, виноградарства. Из отраслей животноводства преобладают свиноводство и выращивание крупного рогатого скота. Транспорт района представлен всеми своими видами. Ведущим является железнодорожный транспорт. Хорошо развит речной транспорт, морской (Бердянск), авиатранспорт.
Развитие производственных сил района целесообразно в направлениях:
1. Развития топливно-энергитического комплекса;
2. Переоснащения и перепрофилирования предприятий черной металлур-гии;
3. Охраны окружающей среды в бассейне реки Днепр;
4. Развития легкой и пищевой промышленности;
5. Развития рекреационных зон Азовского моря и бассейна р. Днепр.
39. Северо-восточный экономический район
Северо-восточный экономический район включает территории Полтавской, Сумской и Харьковской областей. Он является индустриально-аграрным районом и занимает 3-е место в Украине по выпуску промышленной продукции. Площадь района составляет 83,9 тыс.км2. Население района насчитывает 6225,4 тыс.чел.
В структуре природно-ресурсного потенциала района ведущее место принадлежит земельным ресурсам, представленным черноземными почвами, а также подзолистыми и болотными. Значительны в районе запасы минеральных ресурсов: месторождения газа в Харьковской области (Шебелинское, Христиновское, Муратовское, Ефремовское), месторождения нефти в Полтавской области (Глинско-Розбышевское, Радченковское, Сагайдакское, Зачепиловское, Новогригорьевское) и Сумской (Качановское, Рыбальское), а также каменного и бурого угля, соли и железных руд. Хозяйство района специализируется на машиностроении и металлообработке, пищевой, химической и легкой промышленности.
Машиностроение района образует самый мощный промышленный комплекс: энергетическое и электротехническое (Харьков,Полтава), транспортное машиностроение (Кременчуг, Харьков), станкостроение (Харьков, Лубны), приборостроение (Харьков, Полтава, Сумы), производство оборудования (Харьков, Полтава, Сумы).
Второе место по уровню развития в районе занимает пищевая промышленность,преимущественно сахарная, маслодельная, молочно-консервная.
Третье место принадлежит легкой промышленности (Харьков, Полтава, Сумы). Предприятия химической промышленности выпускают пластмассы, кинопленки, лаки, краски, минеральные удобрения (Харьков, Кременчуг, Шостка, Сумы, Шебелинка). Сельскохозяйственное производство размещено на 70% земельных угодий района. Здесь преимущественно развиты выращивание зерновых, сахарной свеклы, мясо - молочное скотоводство.
Транспорт в районе имеет достаточно хорошее развитие, в наибольшей степени – железнодорожный и автомобильный. Через территорию района проходят нефтепроводы Мичуринск – Кременчуг, Гнединцы – Кременчуг; газопроводы – “Союз”, Уренгой – Помары – Ужгород, Шебелинка – Полтава – Киев.
Район имеет значительные перспективы для развития производительных сил. К ним относятся:
1) Перепрофилирование хозяйственного комплекса района как традиционно военно-промышленного;
2) Доразведка существующих и открытие новых нефтегазовых месторож-дений;
3) Восстановление нарушенного плодородия земельных угодий;
4) Развитие фермерских хозяйств;
5) Индустриализация АПК;
6) Оздоровление экологической обстановки и развитие рекреационных зон Полтавской и Сумской областей;
40. Центральный экономический район
Центральной экономической район охватывает территорию Черкасской и Кировоградской областей.Площадь района составляет 45,5 тыс. км2. Население района насчитывает 2729,4 тыс. чел.
Природные богатства района представлены земельными и минеральными ресурсами: месторождениями урана (Новоконстантиновское), бурого угля (Александрия, Ватутино), месторождениями радоновых минеральных вод, облицовочных камней, рудами хрома, золота, никеля.
Промышленностью района производится до 53% стоимости товарной продукцию.
Хозяйство района специализируется на: сельскохозяйственном машиностроение, горнодобывающей промышленности, топливной промышленности, производстве стройматериалов, цветной металлургии, деревообрабатывающей промышленности, лёгкой промышленности, пищевой промышленности.
Развитие производительных сил района связано с:
1. Развитием промышленности (электроэнергетики, пищевой).
2. Решением экологических проблем, связанных с разработкой месторождений урановых руд.
41.В Полесский экономического района входят Винницкая, Житомирская, Ровенская, Черновицкая области. Природно - климатические условия благоприятны для ведения как сельского хозяйства, так и лесоводства. Проживает 93 - 94% этнических украинских.
В районе развиты пищевая и легкая промышленности, машиностроение, металлообрабатывающая промышленность.
В Луцке размещен завод электроаппаратуры, приборостроения, автомобильный завод; в Ровно - завод приборостроения, высоковольтной аппаратуры, торгового оборудования, завод по изготовлению запасных частей для тракторов, производственное объединение "Азот". В Черниговском промышленном узле сосредоточены предприятия химической, пищевой, легкой промышленности. В Бердичеве находится единственный в Украине солодовый завод, Чернигове - обувная, кожевенно - обувная фабрики.
В регионе развита легкая и пищевая (мясная, молочная, крахмало - паточной и др.). Отрасли промышленности.
Самыми главными транспортными узлами являются Ковель, Здолбунов, Ровно, Житомир, Чернигов. На экспорт в основном идут строительные материалы, сахар, консервы, а импортируются топливо, черные металлы, прокат.
42. Подольский экономический район
Подольский экономический район включает территорию Тернопольской, Хмельницкой и Винницкой областей и является весьма благоприятным для развития АПК. Площадь района составляет 60,2 тыс. км2Население насчитывает 4560,2 тыс. чел. 52% стоимости продукции выпускается промышленностью района. Район специализирован на производстве сельскохозяйственной продукции и ее переработке (пищевая промышленность), машиностроении (производство сельскохозяйственных машин, оборудования дляпищевой промышленности, электротехники и инструмента), а также легкой (текстильной, швейной, обувной). Развито также производство строительных материалов и деревообработка.
Перспективами развития производительных сил района являются:
1. Увеличение выпуска товарной продукции.
2. Специализация южной части района на выращивание овощей, сахарной свеклы, зерна и табака.
3. Создание предприятий по переработке сырья по новым технологиям.
4. Механизация сельскохозяйственного производства.
5. Конверсия оборонных предприятий в направлении выпуска электронной продукции, точного приборостроения, бытовой электротехники.
6. Создание банка рабочей силы и экспорт трудовых ресурсов.
7. Развитие лесного хозяйства.
^ 43. Карпатский экономический район
Карпатский экономический район охватывает территории Львовской, Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областей. Район имеет выгодное транспортно-географическое положение на пересечении международных железнодорожных, автомобильных, трубопроводных и электрических коммуникаций.Площадь района составляет 56,6 тыс. км2 Население насчитывает 6460,3 тыс. человек. Природные ресурсы района, несмотря на прекрасные природные условия, практически исчерпаны. Промышленность района специализируется в области машиностроения, пищевой, лесной промышленности, промышленности по производству строительных материалов.
Машиностроение района специализировано на приборостроении (Львов), транспортном машиностроении (Львов), производстве сельскохозяйственных машин (Львов, Коломыя).
^ Химическая промышленность представлена предприятиями горно-химического производства серы (Новый Роздол, Новояворивск), соли (Калуш, Стебник), химии органического синтеза (Сокаль, Ивано-Франковск).
^ Лесопромышленный комплекс составляют предприятия лесопильного производства, производство фанеры, мебели, лесохимия в районе Карпат.
АПК района включает свеклосахарное производство, виноградарско-винодельческое, плодово-овощное и т. д.
Легкая промышленность представлена текстильным производством (Львов, Черновцы), меховой промышленностью (Тисменница), кожаной промышленностью (Львов, Стрый, Борислав, Ивано-Франковск).
Развитие производительных сил района связано с:
1. Охраной уникальных лесных ресурсов Украинских Карпат.
2. Регулирование стока Карпатских рек.
3. Предотвращением промышленных выбросов горно-химического и цементного производств.
4. Государственным регулированием маятниковых миграций населения.
44. Причерноморский экономический район
Причерноморский экономический район охватывает территории Николаевской, Одесской, Херсонской областей и Республики Крым. ^ Площадь района составляет 133,4 тыс. км 2. Население насчитывает 7808тыс. чел. Основными природными ресурсами района являются земельные и рекреационные. Хозяйство района специализировано на производстве пищевой промышленности (50%), машиностроение и лёгкой промышленности.
^ Пищевая промышленность представлена консервной, молочной, жиромаслечной, рыбной, мясной, табачной, винодельческой.
Машиностроение района развито в виде судостроения (Николаев, Херсон, Керчь, Севастополь, Одесса, Ильичёвск, Измаил), сельскохозяйственного машиностроения (Херсон, Одесса, Симферополь), производство энергетических машин (Херсон, Одесса, Симферополь, Каховка, Первомайск).
Развитие производительных сил района связано с:
1. Решением проблем водных ресурсов и энергоснабжения.
2. Сохранением и восстановлением земельных ресурсов.
3. Развитием инфрастуктуры рекреационного хозяйств.
4. Развитием морского транспорта.
5. Строительством новых механизированных портов на реке Дунай.
45. Модели размещения населенных пунктов - модели пространственных группировок населенных пунктов. Выделяют следующие виды размещения: линейная, агломерационная, равномерная. Линейная: размещение населенных пунктов предопределяется транспортными магистралями, вдоль которых они и располагаются. Агломерационная: скопление населенных пунктов вокруг крупного города. Равномерная: населенные пункты выполняют функции центров обеспечения товарами и услугами равномерно размещенного сельского населения.
Модель центральных мест В. Кристаллера - теория оптимального размещения городов. (Центральное место - синоним города, центр для всех других населенных пунктов данного района, обеспечивающий их центральными товарами и центральными услугами. Дополняющие районы - территории, обслуживаемые центральными местами. Закономерности выявленные В. Кристаллером: группа тождественных центральных мест имеет шестиугольные дополняющие районы, а сами центральные места образуют правильную шестиугольную решетку).
Идеальное размещение городов может существовать только на так называемой изотропной поверхности - бесконечно однородной равнине с одинаково равномерной плотностью и покупательной способности населения, равномерным распределением ресурсов, одинаковым транспортным сообщением и т.д.
46. Модель Дж. Кольба - модель правильного размещения гнезд. Наиболее оптимальным является размещение населенных пунктов в виде сгустков, т.е. крупный город занимает центральное положение в системе расселения. Вблизи границы его влияния (его конус спроса) располагаются малые города. Деревни группируются вокруг малых городов на периферии их зон сбыта.
47. Модель А. Леша (экономический ландшафт А. Леша) -усовершенствованная модель оптимального размещения городов В. Кристаллера. А. Леш ввел дополнительные факторы, приближающие модель к реальному миру (главный из них - общее для всех населенных пунктов данной территории центральное место: один самый важный экономический центр страны).
48. Модель Лоури (городской мультипликатор) - модель, выявляющая зависимость экономической и территориальной структуры города от особенностей развития и спецификации базового и обслуживающего секторов экономики. Отражает их взаимосвязи и влияние на рост людности и площади города.
Модели размещения населенных пунктов - модели пространственных группировок населенных пунктов. Выделяют следующие виды размещения: линейная, агломерационная, равномерная. Линейная: размещение населенных пунктов предопределяется транспортными магистралями, вдоль которых они и располагаются. Агломерационная: скопление населенных пунктов вокруг крупного города. Равномерная: населенные пункты выполняют функции центров обеспечения товарами и услугами равномерно размещенного сельского населения.