Лекция 2. потребности и ресурсы. проблема выбора в экономике
2.1ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ. ПРОИЗВОДСТВО ИЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.
2.2ПРОИЗВОДСТВО. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА
2.3 ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.4 ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЫНКА. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА.
2.1ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ. ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Жизнь человека, где бы он ни обитал и чем бы ни занимался, прежде всего определяется необходимостью удовлетворять свои потребности.
Потребность – это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Можно дать и такое определение потребности: потребность – это состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить
Потребности личности и общества многообразны, безграничны, полностью неутолимы. Это свойство потребностей находит свое отражение в законе возвышения потребностей. Суть его в том, что с возникновением новых потребностей появляются и новые объекты их удовлетворения, возбуждающие у личности интерес и любопытство. Современные условия действия данного закона позволяют судить о возникновении необходимости удовлетворения последних не столько с точки зрения количественного роста, сколько в качественном аспекте.
Поскольку потребности разнообразны, их можно классифицировать. Так, с точки зрения уровня развития выделяют элементарные (физические) и высшие (социальные) потребности. В зависимости от социальной структуры общества различают потребности общества в целом, потребности отдельных социальных групп, потребности отдельных людей.
В современной экономической литературе чаще всего встречается классификация потребностей на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные). Первичные – это потребности в еде, питье, одежде и т. п. Это самые насущные потребности человека. Вторичные потребности связаны, главным образом, с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Это потребности в образовании, искусстве, развлечениях и т. п. Они удовлетворяются после первичных.
Кроме того, различают потребности рациональные (потребности в образовании, укреплении здоровья) и нерациональные (потребности в курении, употреблении наркотиков или алкоголя). Определенный интерес представляет структура потребностей человека, предложенная известным американским социологом и психологом А. Маслоу.
Маслоу полагал, что человеческие потребности можно подразделить на пять категорий и расположил их в своей «пирамиде» в соответствии с их развитием от низшего к высшему следующим образом.
Физиологические потребности необходимы для выживания. Это потребности в еде, воде, убежище, отдыхе, сексуальные потребности.
Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психических опасностей со стороны окружающего мира (необходимость страхования от несчастного случая, потребность в поиске надежной работы).
Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, включают необходимость чувствовать свою принадлежность к чему или кому-либо, чувствовать, что тебя понимают и принимают другие, ощущать социальное взаимодействие, привязанность и поддержку.
Потребности в уважении включают потребности в уважении со стороны окружающих, признании.
Потребности в самовыражении – это потребности в реализации своих потенциальных возможностей, в личных достижениях, в компетентности и росте как личности.
Формой проявления потребностей в реальной жизни выступают интересы. Интерес представляет собой то, что побуждает человека действовать, мотив его деятельности. Следовательно, интересы – это осознанные потребности, которые человек стремится реализовать в своих действиях.
Наиболее распространенной классификацией является деление интересов на личные, коллективные и общественные. Личные интересы связаны с удовлетворением материальных, духовных и социальных потребностей отдельного человека; коллективные – с необходимостью удовлетворения потребностей различных социальных групп; общественные – с необходимостью удовлетворения потребностей общества.
То, что удовлетворяет конкретную потребность, называется благом. Блага подразделяются на неэкономические и экономические. Признаком неэкономических благ является их неограниченность, непосредственная общедоступность для каждого человека (солнечный свет, воздух). Признаком экономических благ является их редкость, опосредованная доступность для ограниченного числа людей. Люди преодолевают, т.е. уменьшают редкость экономических благ с помощью производства. Произведенные экономические блага обобщаются в понятие продукция.
Формой проявления потребностей в реальной жизни выступают интересы. В том случае, когда человек осознал потребность, у него появляется интерес. Следовательно, интересы – это осознанные потребности. Поэтому интересы и стоящие за ними потребности являются движущей силой деятельности человека. Интересы бывают индивидуальные, коллективные, общественные.
2.2 ПРОИЗВОДСТВО. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА
Для удовлетворения своих потребностей люди осуществляют процесс производства материальных и нематериальных благ.
Производство – это целенаправленная деятельность людей, в процессе которой они изготавливают все то, что служит удовлетворению их потребностей. Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех основных элементов: предмета труда, средств труда и человека.
Рисунок 2.1 – Элементы процесса производства
Предмет труда – это то, на что воздействует человек в процессе труда (например, зерно, которое в результате человеческого труда превращается в муку).
Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда (например, молоток или станок). Совокупность предметов и средств труда называется средствами производства.
Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение веществ и сил природы и приспособление их для удовлетворения его потребностей. Труд – это свойство человека, живой личности, рабочей силы. Рабочая сила– это совокупность физических и умственных способностей человека, которые пускаются им в ход каждый раз, когда начинается процесс труда.
Производство невозможно прекратить, поскольку нельзя прекратить удовлетворения потребностей, которое оно обеспечивает. Следовательно, производство необходимо снова и снова возобновлять. Непрерывно возобновляемый процесс производства называется воспроизводством.
Воспроизводство может осуществляться в различном масштабе, поэтому различают три его вида:
· простое воспроизводство, когда производство возобновляется в прежнем объеме;
· расширенное воспроизводство, когда производство, возобновляясь, растет, не только количественно, но и качественно;
· убывающее воспроизводство, когда в последующем периоде объемы производства оказываются меньше предыдущих.
Процесс воспроизводства включает четыре основные фазы:
· производство – начальная фаза воспроизводства, представляющая процесс создания того, что необходимо для удовлетворения потребностей;
· распределение – фаза воспроизводства, на которой совершается разделение изготовленного продукта между участниками производственного процесса в определенных пропорциях (по мере их участия в этом процессе);
· обмен – это взаимообратный процесс, состоящий в передаче одним субъектом другому всего необходимого для удовлетворения потребностей;
· потребление (производительное и личное)– заключительная фаза воспроизводства, процесс удовлетворения потребностей.
Для осуществления процесса производства необходимы ресурсы (от фр.ressource – вспомогательное средство) – это все то, что может быть использовано для производства. Все ресурсы подразделяются на следующие большие группы:
1. Природные ресурсы – естественные, имеющиеся в природе компоненты (земля, вода, воздух, леса, ископаемые и т. д.). Могут быть воспроизводимые и невоспроизводимые.
2. Материальные ресурсы – все то, что создано человеком. Средства производства, которые сами являются результатом производства и имеют материально-вещественную форму.
3. Трудовые ресурсы –население в трудоспособном возрасте.
4. Финансовые ресурсы – все денежные средства, которые выделяются обществом на организацию и ведение производства.
5. Информационные ресурсы – данные, которые используются для функционирования производства и управления им на основе компьютерных технологий.
В современных условиях в качестве факторов производства также выделяют предпринимательство и информацию. Предпринимательство представляет собой инициативную новаторскую деятельность, заключающуюся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства. Что же касается информации, то она представляет собой комплекс сведений, необходимых для осуществления процесса производства и управления им.
По мере развития производства люди выяснили, что ресурсы обладают особенностью быть ограниченными. Различают абсолютную ограниченность ресурсов, когда существует абсолютный недостаток или дефицит определенных ресурсов для удовлетворения всех имеющихся потребностей, и относительную ограниченность ресурсов, при которой определенное сужение потребностей делает ресурсы достаточными.
Ресурсы, объединяясь в процессе производства, превращаются в факторы. Факторы производства – это уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Причем ресурсы могут быть разрозненными, а факторы производства всегда существуют во взаимодействии.
Экономической теорией выделяются три основных фактора производства: труд, земля, и капитал.
Труд как фактор производства представляет собой процесс расходования рабочей силы человека. Земля рассматривается как используемые в производстве естественные, природные ресурсы. Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности средств, используемых для производства. Это необходимые в производстве финансовые и материальные ресурсы (деньги, оборудование, производственные помещения, транспорт, средства связи т. д.).
Результатом производства является благо. Благо – это продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям и устремлениям людей. На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. А.Маршалл называл благом любую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).Блага делят на две большие группы: экономические и неэкономические (рис.2.2).
Экономические блага подразделяются на потребительские (продукты питания, одежда, обувь и т. д.) и производственные (станки, инструмент и т. д.). В свою очередь, потребительские блага делятся на материальные, имеющие конкретную вещественную форму, и нематериальные (услуги), ощущаемые через оказываемое ими полезное действие.
Рисунок 2.2– Экономические и неэкономические блага
Неэкономические блага включают безграничные, существующие в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, солнечная энергия, земля), и ограниченные (полезные ископаемые, нефть, газ) блага.
2.3 ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Оборотная сторона проблемы выбора – это проблема эффективности, так как она связана с рациональностью действий экономических субъектов, выбирающих из ограниченных ресурсов варианты, которые позволяют получить наилучшие результаты с минимально возможными затратами. На всех этапах социально-экономического развития общество интересовал вопрос: «Ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат?» Иначе говоря, должно иметь место обязательное соизмерение, соотнесение производственных результатов и понесенных в процессе производства затрат. Таким образом, понятие эффективности является одним из основополагающих понятий экономической теории.
Эффективность рассчитывается по формуле: «результат / затраты». При этом экономически целесообразным, эффективным считается производство, в котором максимум результата обеспечивается минимумом затрат производственных ресурсов. Следовательно, чем меньше в отношении знаменатель, тем больше результативность производства, тем оно эффективнее.
Различают эффективность потребления, эффективность производства и эффективность распределения.
Рисунок 2.3 – Виды эффективности
Эффективность потребления имеет место, если потребители распределили свои ограниченные доходы так, что могут максимально удовлетворить имеющиеся потребности.
Эффективность производства (производственная эффективность) отражает ситуацию, когда производство каждого товара осуществляется с минимальными издержками (ресурсы скомбинированы таким образом, что любое другое их сочетание увеличит затраты фирмы или государства).
Эффективность в распределении присутствует, когда разделение труда и специализация способствуют улучшению результатов при неизменных издержках. Этот вид эффективности называют аллокационной эффективностью.
Остановимся более подробно на эффективности производства.
Производственная эффективность характеризует деятельность одной хозяйствующей единицы. На этом уровне она охватывает проблему «затраты — выпуск», то есть выражает зависимость между объемом ресурсов, применяемых для производства какого-то продукта, и произведенным его количеством в натуральном или денежном выражении. Чем больше создано продукции при фиксированных затратах, тем выше эффективность работы данной хозяйствующей единицы.
В хозяйственной практике эффективность деятельности предприятия (фирмы) оценивается системой показателей, которые называются показателями эффективности.
Производительность труда и трудоемкость характеризуют эффективность использования трудовых ресурсов. Показатель производительности труда отражает количество продукции (в натуральном или стоимостном измерении), созданной работником в единицу времени, а трудоемкость — количество времени, необходимое для создания единицы продукции (рис. 2.4).
ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА | прямые | обратные | |
ТРУД | Производительность труда = стоимость произведенной продукции/затраты труда | Трудоемкость = затраты труда/стоимость произведенной продукции | |
СРЕДСТВА ТРУДА | Фондоотдача = стоимость произведенной продукции/стоимость основных средств | Фондоемкость = стоимость основных средств/стоимость произведенной продукции | |
ПРЕДМЕТЫ ТРУДА | Материалоотдача = стоимость произведенной продукции/ стоимость сырья, материалов | Материалоемкость = стоимость сырья, материалов /стоимость произведенной продукции | |
ОБОБЩАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
Рисунок 2.4 – Показатели производственной эффективности
Об эффективности функционирования имеющегося на предприятии основного капитала свидетельствуют показатели фондоотдачи и фондоемкости. Фондоотдача рассчитывается в стоимостном выражении и показывает, сколько продукции, произведенной на предприятии за определенный период, приходится на единицу (рубль, например) функционирующего основного капитала. Фондоемкость — сколько основных фондов необходимо привлечь для создания единицы продукции.
Эффективность использования предметов труда определяется показателями материалоотдачи и материалоемкости. Материалоотдача — выпуск продукции в расчете на единицу израсходованных предметов труда. Количество сырья, материалов в денежном выражении, соотнесенное с объемом выпущенной продукции, называется материалоемкостью. Она показывает, сколько предметов труда в стоимостном выражении необходимо расходовать для производства единицы продукции
Уровень рентабельности показывает, сколько прибыли получает предприятие на единицу затраченных средств в стоимостном выражении.
Таким образом, все конкретные показатели производственной эффективности представляют собой относительные величины, иллюстрирующие соизмерение «выгод» в виде произведенного объема продукции и «затрат» израсходованных при этом ресурсов. Вместе с тем по отдельности ни один аспект хозяйственной деятельности предприятия не может позиционироваться в роли обобщающего. Для полной оценки степени производственной эффективности требуется их комплексное рассмотренное.
Эффективность потребления, производства и распределения является обязательным, но не достаточным условием достижения экономической эффективности. И эффективность должна показывать нам степень удовлетворения всех потребностей членов общества. Но мы знаем, что наряду с физическими потребностями есть потребности социальные. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей людей.
Социальная эффективность — показывает степень соответствия результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества.Недопустимо увеличение масштабов производства за счет ухудшения условий труда, нанесения ущерба окружающей среде, снижения других показателей жизнедеятельности человека. Социальная эффективность показывает уровень жизни населения, содержание и условия труда, состоянием среды обитания человека, масштабы свободного времени.
Показатели социальной эффективности:
· повышение уровня жизни — рост оплаты труда, реальных доходов, обеспечение жильем, уровень медицинского обслуживания и пр., общеобразовательный и профессиональный уровень работников;
· масштабы свободного времени и рациональности его использования;
· условия труда — сокращение травматизма, текучесть кадров, занятость населения;
· состояние экологии и влияние производства на экологическую обстановку в стране (регионе).
Социальная эффективность предполагает усиление социальной ориентации экономического роста. При характеристике социально-экономической эффективности на уровне общества следует обратить внимание на широко используемое в западной экономической литературе понятие «Парето-эффективность». Итальянский экономист и социолог В. Парето определил эффективность как состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. На практике достичь такого состояния достаточно сложно, современная экономика далеко не всегда соответствует критерию Парето-эффективности. Оптимум Парето-эффективности достигается тогда, когда изменения в производстве не вызывают ухудшения положения хотя бы одного человека, но улучшают положение всех членов общества.
Экономическая и социальная эффективность неразрывно связаны. Рост экономической эффективности служит основой достижения высоких социальных результатов. В свою очередь без социальных достижений невозможно решение экономических задач.
Факторы и пути, влияющие на эффективность производства, довольно разнообразны. Установившейся точки зрения в отношении того, какие именно факторы и в какой степени воздействуют на эффективность, нет, тем не менее в экономической теории их принято группировать в следующие группы:
· научно-технические – ускорение научно-технического прогресса, автоматизация, применение ресурсосберегающих и высоких технологий безотходных технологий; использование новых материалов и вторичных ресурсов;
· организационно-экономические – снижение трудоемкости, устранение простоев, совершенствование управления и организации производства и труда; сокращение сроков ввода оборудования; сокращение транспортных расходов; соблюдение ГОСТов и системы качества продукции и т.п.;
· социально-психологические – материальная и моральная заинтересованность образовательный и профессиональный уровень подготовки кадров, формирование определенного стиля экономического мышления, создание благоприятного морально-психологического климата на предприятиях;
· внешнеэкономические – развитие внешней торговли, взаимосвязь и сотрудничество стран; свободные экономические зоны; организация совместных предприятий.
2.4 ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЫНКА. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА
Поскольку ресурсы редки и ограничены, то даже при полной их занятости и полном объеме производства невозможно обеспечить неограниченный выпуск всей необходимой продукции, что, в свою очередь, свидетельствует об ограниченности производственных возможностей общества. Таким образом, в каждый данный момент можно производить лишь определенное количество той или иной продукции и не более. Отсюда возникает необходимость решения следующей проблемы: какую продукцию следует производить, а от какой отказаться.
В экономической науке такая проблема носит название проблемы выбора, решая которую общество стремится дать ответы на три фундаментальных вопроса:
- ЧТО производить и СКОЛЬКО?;
- КАК производить?;
- ДЛЯ КОГО производить?
Вопрос «Что производить?» предполагает возможность многофункционального использования ресурсов. Ответ на этот вопрос заключается в выборе состава производимой продукции и в выборе оптимальной структуры производства.
Проблему экономического выбора удобно рассматривать с помощью упрощенной модели, известной как кривая производственных возможностей (КПВ).
Рисунок 2.5– Кривая производственных возможностей
Из рисунка видно, что каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. При этом предполагается, что все ресурсы экономики использовались полностью, а она функционировала на грани своих производственных возможностей и была эффективна.
В случае, когда ресурсы используются неудачно, экономика будет находиться не на КПВ, а под кривой – в точке Е. Это свидетельствует о неэффективности ее функционирования. Производство в точке К вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границей производственных возможностей, у общества нет необходимых для этого ресурсов. Таким образом, экономика работает эффективно, когда она находится на границе производственных возможностей, а не под ней или за ее пределами.
Производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой сокращение производства другого продукта. Из-за ограниченности ресурсов экономика должна жертвовать выпуском одних продуктов, чтобы добиться увеличения производства других.
Те издержки, или расходы ресурсов, на производство одного продукта, от которых следует отказаться ради производства другого, называют вмененными (альтернативными ) издержками. Переключение ресурсов из одной сферы в другую обусловливает действие закона возрастающих вмененных (альтернативных) издержек, графическим изображением которого и является кривая производственных возможностей. Суть этого закона в следующем: производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством другого продукта.
Вопрос «Как производить?», с помощью каких технологий. Почти для любого товара и услуги существует несколько способов производства. Производственные способы, которые обеспечивают больший объем выпуска при эксплуатации наличных ресурсов, позволяют более полно удовлетворить человеческие потребности. При выборе таких способов необходимо руководствоваться понятием эффективности.
Вопрос «Для кого производить?» или кто потребит произведенные блага или услуги решается в условиях рыночной системы голосованием доллара покупателя (по образному выражению П.Самуэльсона). Здесь заложен основной недостаток рыночного механизма, о котором позже мы будем говорить более детально.
В современное время к этим вопросам прибавился четвертый: когда будут потреблены произведенные блага и услуги? Сейчас или в будущем?
Следует отметить, что проблема выбора неоднозначно решается в различных экономических системах.