Типы государств
Современная наука предлагает большое разнообразие классификационных подходов к типам государств.
В зависимости от уровня экономического развития
- развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют
аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых т.е. развита сырьевая промышленность и т. д.);
- индустриальные (основу экономики этих государств составляет
промышленность);
- постиндустриальные (это современные развитые государства, в
которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).
В зависимости от формы правления
- монархии;
- республики.
В зависимости от господствующей идеологии государства
- идеологизированные – государства, в которых существует
официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Идеология – определенная система взглядов, выражающая какие-то интересы (марксистская идеология, фашистская идеология. Идеологизированные государства подразделяются на две группы: религиозные – в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией – здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).
- деидеологизированные (светские) государства – здесь
официальная идеология отсутствует. Провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.
В институциональной экономике исходя из целей функционирования и степени следования собственным интересам выделяют два типа государств – контрактное и эксплуататорское.
Контрактное государство – это продукт добровольного соглашения между свободными индивидами, которые нашли потенциальные выгоды в ограничении проявления индивидуальной свободной воли других индивидов и своей собственной (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Контрактное государство
Цель контрактного государства – такое распределение прав собственности, которое максимизирует совокупный доход общества. Максимизация совокупного дохода достигается за счёт передачи прав собственности в руки тех экономических субъектов, которые распорядятся ими самым оптимальным образом. При этом государство использует монополию на насилие в интересах граждан и только в рамках делегированных гражданами полномочий. В свою очередь граждане обязуются выплачивать налоги.
Для существования контрактного государства требуются определенные условия:
- четкое распределение прав государства и граждан;
- возможность альтернативного, помимо государства, способа защиты
прав собственности — третейский суд, оппозиция, мировое сообщество и другое;
- наличие гражданского общества, то есть влияние граждан на решение
экономических и социальных вопросов через институты самоуправления, общественные организации, независимых экспертов.
Наличие в контрактном государстве двух сторон контракта – принципала и агента, а также сложный характер складывающихся между ними отношений приводит к возникновению проблемы взаимодействия, получившей названия «парадокса подчинённого»:
- с одной стороны, гражданин, являясь принципалом, поручая
государству – агенту выполнение определённых функций.
- с другой стороны, гражданин, подчиняясь решениям государства,
становится агентом.
В данном случае сложно определить, кто в этих отношениях принципал, а кто – агент. Здесь и гражданин, и государство играют двойственную роль. Дж. Бьюкенен назвал такую двойственность «парадоксом подчиненного» (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Механизм взаимодействия индивида с государством
В этих условиях государство может игнорировать интересы собственных граждан. И контрактное государство уступает место эксплуататорскому.
Эксплуататорское государство – это совокупность агентов, образующих социальную группу или класс, в чьи цели входит извлечение ренты из граждан в свою пользу (рис. 7.3).
Рис. 7.3. Эксплуататорское государство
Цель эксплуататорского государства – максимизация собственного дохода.
При таком типе государства нет существенных ограничений функций госаппарата, наоборот, происходит расширение и захват все больших полномочий в обществе.
Приведём обобщающую сравнительную характеристику контрактного и эксплуататорского государства (табл. 7.1):
Таблица 7.1.
Сравнительная характеристика
контрактного и эксплуататорского государства
Характеристики | Контрактное государство | Эксплуататорское государство |
Цель | Максимизация ВВП | Максимизация ренты |
Функции | Гарант в спецификации прав собственности | Активное вмешательство в социально-экономические отношения, не ограниченное ролью гаранта |
Средства достижения цели | Социальный договор | Политическая воля руководителя |
Основные статьи доходов | Налоговые поступления | Неналоговые поступления |
Основные статьи расходов | Правоохранительная деятельность | Оборона, государственное управление |
Американский экономист Мансур Олсон сравнил эксплуататорское государство с «оседлым бандитом», который отбирал часть дохода у населения. В то же время эксплуататорское государство во главе с «оседлым бандитом» более эффективно по сравнению с ситуацией передела власти «бандитами-гастролерами», поскольку отбиралась только часть дохода, а не весь, оставляя стимулы к хозяйствованию. В частности, автократ, решая задачу максимизации собственного будущего дохода, должен оптимизировать как уровень налогообложения, так и количество производимых общественных благ. Помимо этого, государство как «оседлый бандит» защищало своих подчиненных от сторонних бандитов. Яркий пример «бандитов-гастролёров» содержит период гражданской войны в России: «красные придут – грабят, белые придут – грабят».
Сравнение государства во главе с «оседлым бандитом» и государства во главе с «бандитами-гастролерами» можно представить в виде таблицы 7.2.
Таблица 7.2.
Сравнительная характеристика
государства во главе с «оседлым (стационарным) бандитом» и
государства во главе с «бандитами-гастролерами»
Характеристики | Тип бандита | |
Гастролёр | Стационарный | |
1. Цель | Максимизация краткосрочного дохода | Максимизация долгосрочного дохода |
2. Институциональная активность | Создание институтов перераспределения | Создание институтов, поддерживающих хозяйственную деятельность |
3. Изъятие доходов | Полное | С учётом осуществления процесса перераспределения |
4. Ожидания | Непредсказуемые | Предсказуемые |
Дж. Бьюкенен предложил набор правил, которые препятствовали бы развитию государства в направлении автократического режима. В работе «Границы свободы» американский экономист отмечает исключительное значение законов: «Система законов… представляет из себя общественный капитал, отдача от которого повышается с течением времени… Если капитал приносит доход сразу же после инвестирования, … то в случае с законом … выгоды, заключающиеся в росте стабильности межиндивидуальных взаимоотношений увеличиваются с течением времени во всё возрастающей пропорции»[56]. Общественным благом являются хорошие законы. Наказание за невыполнение законов – антиблага. Эффективный правовой режим предполагает наличие наказаний – не столько тяжёлых, сколько неотвратимых.