Понятие, услуги и особенности работы комплексов гостиничного типа

Гостиница – это сооружение, используемое, прежде всего, для предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением населению услуг размещения в помещениях, оснащенных необходимым количеством мебели, в которых предоставляются гостиничные услуги. К современным тенденциям развития гостиничного хозяйства относят стремление к экологически безопасному производству и наличие гостиничных цепей.

Гостиничный комплекс – это несколько гостиничного типа зданий, которые построены в одном месте по единому плану и принадлежать одному собственнику. Гостиничные комплексы создаются в популярных туристических центрах для больших групп туристов.

Услуги гостиницы можно подразделить на основные (предоставление жилого помещения для временного пользования) и дополнительные (услуги питания, спортивные, медицинские и др.).

Процесс предоставления основной услуги в гостиничной деятельности можно схематично разделить на несколько основных этапов:

– Информация о предоставлении комплекса услуг;

– Резервирование (бронирование) мест;

– Реализация услуг;

– Встреча и проводы гостей;

– Обслуживание во время пребывания в отеле.

Указанные этапы предоставления услуг проживания является взаимосвязанными и взаимообусловленных, каждый в отдельности и все вместе они определяют уровень качества деятельности предприятия.

С целью повышения уровня качества и культуры обслуживания, а также конкурентоспособности на мировом рынке предприятия гостиничного бизнеса должны предлагать не только высокий уровень комфорта, но и широкий спектр дополнительных услуг. Сервис отеля целесообразно формировать не по принципу спроса, а по принципу предложения.

Ассортимент дополнительных услуг в этой области постоянно расширяется. Если раньше в перечне гостиничных предприятий нашей страны их значилось не более десяти, то сейчас их уже более шестидесяти, что значительно усложняет работу менеджеров этой сферы деятельности.

Дополнительные услуги, которые предоставляют отечественные гостиничные предприятия по общим признакам по удовлетворению спроса, можно разделить на группы, а именно:

1. Услуги для обеспечения комфортности пребывания гостей в гостинице и в районе их временного пребывания:

– Информационные (информирование об услугах, предлагаемых отелем, о расположении отеля, транспортное обслуживание, предложения по приобретению товаров, сувениров, наличие историко-культурных памятников и культурно-просветительских учреждений);

– Коммунально-бытовые (стирка, чистка, глажка одежды, ремонт обуви, часов, чемоданов, спортивного инвентаря и т.п.);

– Посреднические (резервирование мест в культурно-развлекательных учреждениях, заказ театральных билетов, бронирования номеров в других местах пребывания и др.);

– Автотранспортные услуги (гараж, стоянка, мелкий ремонт транспортных средств);

– Продажа товаров, изданий СМИ, сувениров;

– Прокат спортивного, пляжного инвентаря, компьютерного оборудования, автомобилей, множительной техники и т.д.;

– Хранение корреспонденции, ценных вещей.

2. Услуги по информирования туристов о районе, стране пребывания (организация экскурсий, встреч, просмотр фильмов, участие в торжествах по случаю национальных праздников и т.д.);

3. Услуги, предусматривающих повышение уровня комфорта в гостиничных номерах (питание в номере, установка дополнительного оборудования и т.д.);

4. Услуги, связанные с удовлетворением особых пожеланий гостей – деятелей искусства, спортсменов, бизнесменов и др.. (Пользование музыкальными инструментами, спортивным инвентарем, услуги личных экскурсоводов, переводчиков, секретарей, обеспечение телексной, спутниковой связью, компьютерным оборудованием и т.п.).

К особенностям гостиничного бизнеса можно отнести крайне низкую эластичность предложения, поскольку организация гостиничной деятельности характеризуется большой фондоемкостью, а инвестиции в гостиничный бизнес окупаются медленно.

При оказании гостиничных услуг сложно определить качество самой услуги, которая является неосязаемой. Например, трудно оценить степень вежливости и приветливости персонала.

Постоянная готовность структурных подразделений гостиничного хозяйства к встрече и обслуживанию гостей вызывает необходимость единовременного присутствия на протяжении суток администратора, портье, носильщиков, горничных.

Результатом деятельности гостиницы являются создание соответствующих условий для временного проживания в ней и предоставление проживающим комплекса платных и бесплатных дополнительных услуг. От объема оказываемых услуг зависят многие экономические показатели деятельности гостиниц.

Цель работы в гостиничных комплексах – создать конкурентные преимущества и сделать продажу гостиничных услуг максимально эффективной.

Наши рекомендации