Особенности спроса на общественное благо
На конкурентном рынке цена блага равна предельным издержкам его производства. Покупатель приобретает такое количество блага, при котором уравниваются предельная полезность блага с его рыночной ценой. Однако предельная общественная полезность каждой единицы общественного блага есть сумма предельных полезностей для всех потребителей. Это имеет место из-за того, что каждая дополнительная единица общественного блага приносит пользу не одному, а всем потребителям.
Предположим, что улучшение качества воздуха — чистое общественное благо, приносящее пользу всем гражданам. Поэтому полезность этого улучшения есть полезность, получаемая вашим ближним соседом, средним, дальним и т.д., до тех пор, пока к вашей полезности не будут прибавлены выгоды для всех остальных людей. Таким образом, для получения предельной общественной полезности необходимо сложить предельные полезности, получаемые всеми потребителями: MSB = ΣМВ.
Определим теоретически оптимальный объем производства общественного блага. Для примера рассмотрим уличное освещение. Оно является общественным благом, т.к. если улица освещена, то использование ее освещенности одним пешеходом не лишает такой возможности других. Кроме того, невозможно устроить так, чтобы для одних пешеходов свет горел, а для других нет.
Допустим, что на данной улице проживают только два жителя: Трифон и Федор. И только они являются пользователями уличного освещения. На рис. 10-8, а изображена кривая индивидуального спроса Федора на уличное освещение. По горизонтальной оси откладывается число уличных фонарей (Q), по вертикальной — оплата Федором содержания одного уличного фонаря (Рф).
Например, если содержание одного фонаря обходилось бы Федору в 20 руб. в год, то он готов был бы финансировать два уличных фонаря. В данном случае линию индивидуального спроса Федора на освещение удобно интерпретировать как линию его предельной выгоды (МВФ). Скажем выгода, приносимая Федору вторым фонарем, равна 20 руб. в год. Именно поэтому при числе фонарей, равном двум, он готов платить по 20 руб. на содержание каждого.
Рис. 10-8,Кривые индивидуального спроса: а) Федора; б) Трофима |
PТ |
MBТ |
MBФ |
Q |
Q |
PФ |
a) |
б) |
На рис. 10-8, б изображена линия индивидуального спроса, она же линия предельной выгоды, Трифона.
Рис. 10-9. Кривые совокупного спроса: Определение оптимального объема производства |
MС |
P |
ΣMB |
Q |
На рис. 10-9 изображена линия суммарной предельной выгоды (ΣMB). Ее можно назвать и линией совокупного спроса на уличное освещение. В отличие от частных благ, когда кривая рыночного спроса получается, как горизонтальная сумма кривых индивидуального спроса,линию совокупного спроса на общественное благо можно получить путемвертикального суммирования линий индивидуального спроса. Действительно, при числе фонарей, равном двум, предельная выгода Федора МВФ — 20 руб., предельная выгода Трифона — МВТ = 40 руб., суммарная предельная выгода ΣMB = 60 руб. Именно такую сумму они вместе готовы заплатить за содержание каждого фонаря.
Допустим теперь, что предельные затраты МС на содержание одного фонаря равны 40 руб. и не зависят от числа фонарей. Тогда, как это видно из рис. 10-9, оптимальное число фонарей равно трем, при котором МС = ΣMB.
Если число фонарей меньше трех, то МС < ΣМВ, и совокупную выгоду (с учетом затрат) можно повысить, увеличивая число фонарей. Если их число больше трех, то МС > ΣМВ, и совокупную выгоду (с учетом затрат) можно увеличить, сокращая число фонарей. При числе фонарей, равном трем, естественным образом складывается участие потребителей в финансировании уличного освещения. Каждый платит в соответствии со своей предельной выгодой: Трифон — 30 руб., Федор — 10 руб. на содержание каждого фонаря. При отсутствии постоянных затрат этих средств как раз достаточно, чтобы финансировать освещение.
Предоставление чистого общественного блага для одного лица сопровождается положительными внешними выгодами для всех, а включение в процесс его потребления дополнительных пользователей не приводит к снижению полезности для существующих потребителей.Поэтому общество заинтересовано в обеспечении подобными благами всех потенциальных потребителей,в этом и состоит суть проблемы определения эффективного (оптимального) объема производства чистого общественного блага.
Решение этой проблемы обусловлено применением общего принципа принятия оптимальных решений — благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды от дополнительной единицы блага должны уравниваться с предельными общественными издержками его производства, т.е. приMSB = MSC.
В отношении чистых общественных благ специфика определения оптимального объема производства блага связана с тем, что предельная выгода от предоставления дополнительной единицы блага распространяется на всех потребителей, и в этом смысле предельная выгода от дополнительной единицы чистого общественного блага представляет собой сумму предельных выгод всех потребителей (MSB = ΣMBi).
Следовательно,эффективный объем чистого общественного блага — это объем, при котором предельные общественные выгоды, выраженные как сумма предельных выгод всех потребителей, равны предельным общественным издержкам производства блага:
MSB =ΣMBi = MSC.
Основная трудность с определением оптимального объема производства общественного блага заключается в том, что предельные выгоды от его использованияна рынке никак не проявляются. В отличие от спроса на обычный товар, спрос на общественное благо непосредственно измерить невозможно.
Проблема безбилетника
Более того, у потребителей возникают серьезные стимулы к искажению информации о своих действительных предпочтениях. Предположим, что освещением данной улицы пользуются сотни людей. Некоторая организация проводит опрос жителей для определения индивидуальных кривых предельной выгоды. Потребитель может рассуждать следующим образом: если я сообщу достоверную информацию о своих предпочтениях, то затем мне придется много платить. Поскольку потребителей уличного освещения очень много, то моя информация практически не повлияет на решение вопроса об его организации. Пользоваться же им я буду наравне со всеми. Поэтому, не лучше ли сообщить, что уличное освещение мне совсем не нужно, и, тем самым, отказаться от участия в его финансировании? Или даже сказать, что уличное освещение мешает мне спать и потребовать, в случае его устройства, денежной компенсации? Если так будут рассуждать многие потребители, то улица вообще останется без освещения.
Такая ситуация с общественным благом получила название проблемы безбилетника. Возможность бесплатного потребления общественных благ обусловливает неэффективность при их производстве. Особую проблему безбилетники представляют в больших группах потребителей общественных благ, поскольку в таких группах труднее получить достоверную информацию о предпочтениях потребителей, труднее разоблачить «зайца». Это еще одна из причин, по которой общественные блага обычно производятся при участии государства.
Налог Кларка
Для решения проблемы «зайцев» было предложено использовать специальный налог (налог Кларка), сутькоторого сводится к следующему. Значение имеют лишь те индивиды, которые своими оценками изменяют сумму оценок, делая ее больше или меньше затрат на предоставление общественного блага. Таких индивидов называютцентральными. Роль центральных индивидов заключается в том, что именно у них должны иметься стимулы для того, чтобы сказать правду о своих предпочтениях. Роль нецентральных индивидов значения не имеет. Каждому индивиду приписываются издержки ТСi, которые ему придется оплатить в случае принятия решения о предоставлении общественного блага. При этом каждый индивид должен заявить и о своей оценке чистой сегодняшней ценности данного блага NPVi. Она может совпадать, а может и не совпадать с истинной ценностью представления данного блага индивиду NPVIi. В случае, если сумма объявленных чистых ценностей положительна, то общественное благо будет предоставлено, а если эта оценка отрицательна, то оно предоставлено не будет. Каждый центральный индивид должен заплатить налог. Если из-за какого-то индивида j решение предоставить общественное благо заменяется решением не предоставлять его, то налог на него составит
Если из-за индивида j решение не предоставлять общественное благо заменяется решением предоставлять, то налог составит - Hj. При этом налог выплачивается не другим индивидам, а государству. На что пойдут деньги, полученные от введения налога, не имеет значения до тех пор, пока это не будет оказывать влияния на чье-нибудь решение. Важно, чтобы этот налог платили центральные индивиды, дабы у них имелись бы стимулы говорить правду.
Перегружаемые общественные блага
Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и обычными частными благами. В ряде случаев потребление блага не избирательно только до некоторого уровня потребления.
Блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определенного числа потребителей, называются перегружаемыми общественными благами.
Примером таких благ может служить скоростное шоссе, мост или тоннель, имеющие один «вход» и «выход». При пользовании такими благами, начиная с некоторого количества потребителей, появление каждого дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, получаемой уже существующими потребителями. Для достижения эффективности производства и потребления таких благ необходимо, чтобы такие блага оценивались, по возможности, в соответствии с предельными издержками во избежание их перегрузки.
Клубные блага
Блага, доступность к потреблению которых ограничена членством в особых организациях, называются клубными благами.
К таким благам можно отнести охотничьи хозяйства, теннисные корты, поля для гольфа и т.п., использование которых обусловлено членством в объединении потребителей благ. Потребители таких благ имеют возможность извлекать желательный объем полезности при меньших индивидуальных затратах.
Общие блага
Блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости, называются общими благами, или благами совместного потребления.
Их специфика состоит в том, что, несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, — общественные парки, пляжи, другие места общественного пользования, отчего их называют еще коммунальныи. Совместный характер потребления таких благ обусловливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, которое подчинено принципу «первый пришел, первый использовал».
Исключаемые общественные блага
Блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности, называются исключаемыми общественными, или коллективными благами.
Примером таких благ являются: профилактические прививки, школьное обучение, использование различных знаний, в том числе и ноу-хау. Специфика данного типа благ заключается в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками. Например, позволив какому-либо человеку получить знания о том, как изготовить компьютер, мы не лишаем этих знаний остальных. Тем не менее, для того, чтобы лишить всех лиц, кроме изобретателей, возможности пользоваться такими знаниями, существуют патенты. Исключаемые общественные блага могут производиться как частными фирмами (в этом случае затраты на них финансируются за счет доходов от продажи), так и государством (в этом случае затраты покрываются за счет налогов).
Даже если считается, что доступ к некоторым благам нельзя исключить, предприниматели ухитряются найти способ назначить на них цену. Например, чтобы избежать перегрузки таких благ, как плавательные бассейны, теннисные корты, площадки для игры в гольф и т.д., на них устанавливаются соответствующие сборы и другие платежи на соответствующем уровне.
Хотя рынок обладает ограниченными возможностями в предоставлении общественных благ, использование ценового механизма способствует росту эффективности их производства.
Государство выступает поставщиком общественных благ тогда, когда возникающие при их потреблении положительные внешние эффекты невозможно интернализировать или это связано с большими издержками, при этом их производство финансируется за счет налогов, взимаемых в принудительном порядке.