Хронология правового оформления антимонопольной политики в стране
1. Начальный этап принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Определил основные положения государственной конкурентной и антимонопольной, политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации производства и сбыта.
2. Второй этап. Первый антимонопольный пакет (2006)
2005-2006 г. Разработка и принятие закона «О защите конкуренции». Изменение подхода к ключевым понятиям конкурентного законодательства; уточнены понятия товара, товарного рынка, группы лиц, критерии отнесения хозяйствующих субъектов к определенной группе; включены определения таких категорий, как координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, наносящая ущерб конкуренции, а также понятие согласованных действий. Самое главное! Изменения в отношении злоупотребления доминирующим положением, соглашениями и согласованными действиями, ограничивающими конкуренцию, установлен перечень допустимости нарушений.
ПОПРАВКИ ВНЕСЕНЫ:
· Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», ужесточающий наказание за нарушение антимонопольного законодательства
· В статьи федерального закона «О рекламе» (21 июля 2007 г.), в федеральный закон № 295-ФЗ «О недрах» (1 декабря 2007 г.).
· Регулирование конкурентных отношений и обеспечение национальной безопасности на рынках стратегически важных отраслей реализуются в федеральных законах: от 14 июля 2008 г. № 118-ФЗ «Об электроэнергетике»;
· от 22 апреля 2008 г. № 58-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
· Определение размера ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.Внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с положениями УК РФ достигнуто существенное снижение административного бремени при осуществлении антимонопольного контроля за сделками концентрации для бизнес-сообщества при одновременном ужесточении санкций за совершение антиконкурентных действий.
3. Третий этап.С июля 2008 г- по 2009. «второй антимонопольный пакет».
поправки
· в ФЗ "О защите конкуренции"; Получили уточнения понятия - "монопольно низкая" и "монопольно высокая цена", а также изменился метод их определения. В частности, повышены пороговые значения активов организаций или их оборота для целей осуществления контроля экономической концентрации. Изменена важная часть Закона "О защите конкуренции", касающаяся предоставления органами государственной власти или местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности. Появилось понятие "государственные или муниципальные преференции"
· изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях; меры административной ответственности к должностным лицам за исключение недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений или осуществление недопустимых действий. В отношении таких чиновников предусмотрен штраф от 20 до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на срок до трех лет.
· принятие новой редакции статьи 178 Уголовного кодекса РФ. Уголовную ответственность за наиболее тяжкие нарушения антимонопольного законодательства
4. Четвертый этап. Третий антимонопольный пакет впервые введен термин «картели», который антимонопольное ведомство считает самым опасным нарушением закона о конкуренции. Впервые введено понятие «лицо, являющееся объектом экономической концентрации», четко прописаны сами признаки ограничения конкуренции. Уточняется зависимость определения монопольной цены от цены товара на бирже. В частности, монопольно высокой не может быть признана цена, если она установлена на бирже. Прописывается, какие государственные или муниципальные преференции являются нарушением закона о конкуренции.